Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 "Игры и игровые упражнения с детьми, имеющих нарушения в речи",детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Кукукина Наталья Юрьевна
    Конспект занятий в детском саду
    "Игры и игровые упражнения с детьми, имеющих нарушения в речи"
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Организационные вопросы по коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи.

    В сентябре 2006 года, работая воспитателем, с детьми старшей специальной группы с нарушением опорно-двигательного аппарата при диагностировании детей к началу учебного года были выявлены различные отклонения по медицинским показателям и педагогическим аспектам.

    В группе, состоящей из 13 детей, выявлено нарушением опорно-двигательного аппарата - 100% (скалиотическая осанка, сутулость, плоскостопие), 90% детей имеют ниже среднего уровень координации движений, у 60% слабо развиты мышцы мелкой моторики рук. У 100% детей имелись те или иные отклонения в речи. 50% дети с неправильным звукопроизношением, у 30% выявлена замена и искажение звуков в словах, у 80% бедный словарный запас, 70% не умеют грамматически правильно оформить предложение, всех детей плохо развит фонематический слух.

    Вопрос организации по правильному подбору материала по организации процесса обучения детей правильным навыкам речевой деятельности вышел на первое место. Как спланировать свою работу над развитием фонематического слуха, над правильным звукопроизношением у детей шестилетнего возраста привел к мысли, что мы будем учить правильно говорить и слушать играя.

    Игра является основным видом деятельность ребенка дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Специалисты физиологи, психологи и педагоги в один голос говорят, что игра имеет большое значение в умственном, нравственном, физическом, эстетическом воспитании детей. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, моторики, интеллекта. Ряд исследований показало что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее, прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания и обучения (А.В. Запорожец, З. В. Мануйленко, Горбачева, З. К. Истомина).

    Поэтому передо мной стоял а задача правильно по добрать, из множества разработанных методики игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные), необходимый материал способствующий, с моей точки зрения, устранению выявленных при диагностике недостатков в развитии речи у детей. Необходимо было учесть, чтобы игры удачно сочетались с возрастными, физиологическими, умственными, нравственными возможностями детей, правильно были организованы в режиме дня, не повторялись, несли положительную и эмоциональную значимость, индивидуальный подход.

    Для пополнения своих знаний пришлось много поработать с литературными источниками по медицине, психологии, педагогике, познакомиться с опытом работы педагогов работающих в этом направлении.

    Познакомившись с логопедической работой по звукопроизношению, обогащению словарного запаса, совершенствованию построения предложения, нормализации темпа и плавности речи я поняла, что весь процесс идет по определенному кругу: работа с предметными картинками, лото, домино, сюжетные картинки, развернутые фразы, сказки, рассказ. Для одних детей весь этот материал используется для автоматизации и дифференциации звука, для других, как обучение новому, для третьих как правильное построение предложений с помощью ответов на вопросы.

    Опыт работы с детьми, имеющими нарушение развития речи, показал, что у них наблюдается изменения в психической сфере (раздражительность, негативизм, возбудимость и т.д.) они стараются отстраниться от совместной деятельности, так как боятся показаться смешными, хотя им понятно, что надо сделать и как. Даже в игре они чаще всего выступают зрителями, или берут на себя “подчиненные” роли или уходят заниматься своими делами.

    В формировании речи у детей принимают участие двигательный, слуховой, зрительный и др. анализаторы, наиболее важными являются речеслуховой и речедвигательный анализаторы и отвечает за это левая височная доля головного мозга. Именно здесь слуховые раздражения перерабатываются и осознаются как звуки речи данного языка- фонемы. Нарушения в любой части этих анализаторов приводит к различным нарушениям речевого развития или речевой деятельности.

    Научить правильной речи и преодолеть недостатки в развитии речи лучше всего в дошкольном возрасте, так как этому способствуют высокая пластичность головного мозга (способность быстро и легко переключаться), повышенная подражательность взрослому, способность превращать все в игру с применением речи, стремление овладеть звуками речи.

    Организуя работу, по речевому развитию, пересмотр ела планирование этого раздела. За основу было взято перспективное планирование, которое было разработано на весь период занятий, большую помощь в этом оказали конспекты занятий которые пришлось вновь составить. В течение года приходилось их пересматривать и вносить коррективы, для того чтобы в дальнейшей работе не повторять ошибок. (Приложение)

     Большую помощь в составлении конспектов и планирования работы мне помогли картотеки по организации коррекционной работы в речевой деятельности:

    • подготовительные игры и игровые упражнения;
    • игры для формирования правильного произношения;
    • упражнения для развития голоса;
    • потешки, чистоговорки, считалочки;
    • загадки. (Приложение)

    Картотеки предусматривали перечень и описание игр и игровых упражнений и систематизированы как:

    • для развития слухового внимания;
    • речевого внимания;
    • фонематического слуха;
    • развития дыхания. (Приложение)

    Были составлены комплексы артикуляционной гимнастики, психологических тренингов и логотренингов (Приложение).

    Все это помогло мне в организации работы, способствовало быстрой замене уже “надоевших” игр и игровых упражнений, подборе материала для развития словарного запаса слову детей.

    Результаты коррекционной работы

    В группе были дети одной возрастной группы (шесть лет), но с разными нарушениями звукопроизношения, состояния здоровья. Всего было 13 детей.

    В период с сентября 2006 года по май 2007 года проводила работу по развитию речи с целью коррекции нарушений звукопроизношения с применением игр и игровых упражнений по разработанной методике. Игры и игровые упражнения проводились со всей группой в одинаковой последовательности с решением поставленных задач, с учетом индивидуальных особенностей развития и нарушений звукопроизношения.

    При повторной диагностике в конец учебного года наблюдаются изменения показателей характеризующих со стояние речи детей, готовности к овладению грамотой, а также их медицинских показателей.

    Получены следующие результаты:

    У 6(46%) детей из 9(69%) (имеющими, на начало учебного года, нарушения звукопроизношения) были поставлены и закреплены в речи все звуки. У трех (23%) наметился рост показателей по отработке недостающих звуков. На конец учебного года прирост по этому показателю составляет 40%.

    10 детей (80%) имели бедный словарный запас, в конце учебного года таких детей осталось 5 (38%), а это на42 % лучше.

    Если 9 детей (70%) не умели грамматически правильно построить предложение, то на конец учебного года таких 5 (38%). Результат улучшился на32%.

    У 12 детей(90%) координационные способности были ниже среднего, в конце учебного года эта цифра составляет 5 (38%), и здесь улучшение на 42%.

    Если 8 детей (60%) были со слабой моторикой рук, то в конце года их осталось 4 (31%),улучшениена29%.

     

     Выводы.

    В результате работы по системе коррекционного обучения детей имеющих нарушения в развитии речи с помощью игр и игровых упражнений наблюдается:

    1. Среднеарифметический прирост по всем нарушениям на39%.
    2. Выработаны полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков.
    3. Дети расширили свой словарный запас и научились правильно составлять предложения и излагать свои мысли.
    4. Заметно снижение страха при общении с детьми, взрослыми. Дети стали контактны и стараются правильно отвечать на поставленные вопросы и при разговорной речи.
    5. Успешно прошло закрепление звуков недостаточно автоматизированные в младшей группе.
    6. Дети получили достаточные знания для успешного перехода в подготовительную группу.

    Заключение.

     На протяжении всего времени дети с удовольствием занимались по предложенной методике, Научились правильно произносить звуки, слушать себя и своих сверстников, выделять звуки из состава слова и определять их последовательность. Они узнали много новых игр и игровых упражнений научились правильно играть, соблюдая правила.

    Показатели прироста правильного звукопроизношения позволяют сказать, что поставленная задача по организации коррекционной работы в игровой форме имеет хорошие результаты. А поэтому имеет смысл продолжить работу по разработке материала коррекционной игровой формы, с детьми начиная с началом младшего дошкольного возраста.

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

    1. Вспомнить с детьми название и содержание произведений К.И. Чуковского, с которыми они познакомились раньше.
    2. Развивать логическое мышление, фонематический слух, внимание, координацию движений, творческую активность.
    3. Вспомнить порядковый и количественный счет в пределах десятка.
    4. Учить рисовать методом “ладошки”. Закрепить умение правильно пользоваться гуашью.
    5. Воспитывать аккуратность, чувство товарищества, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

    1. Игровые;
    2. Наглядные;
    3. Словесные.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    • костюм клоуна,
    • костюм Доктора Айболита,
    • кубик “бросайка”,
    • телефон,
    • сундучок,
    • портрет К.И.Чуковского,
    • выставка книг писателя,
    • кукла Грязнуля,
    • кукла Баба-Яга,
    • лист ватмана,
    • желтая гуашь,
    • ватные тампоны,
    • тазики для мытья рук,
    • полотенце,
    • сюрпризный момент (чупа-чупсы).

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Вход клоуна под фонограмму (танец)

    КЛОУН: Привет, девчонки! Привет, мальчишки! Проказники и шалунишки. Меня зовут клоун Василий. Ребята, скажите пожалуйста, вот когда люди здороваются, что они друг Другу желают?

    ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: желают здоровья.

    КЛОУН: Правильно. И мы с вами друг другу сейчас здоровья пожелаем!

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ “Пожелай здоровья”

    Дети встают в круг. 1-ый ребенок берет соседа за руку, обращается к нему по имени, глядя в глаза улыбается, желает здоровья, хорошего настроения. Следующий передает по цепочке.

    КЛОУН: Ребята! Вы любите играть? А путешествовать? Тогда я вам задам вопросы, а вы дружно отвечайте: “Вот так!”

    РЕЧЕВАЯ ИГРА “Вот так!”

    Как живешь?

    Как сидишь?

    Ждешь обед?

    Как ты спишь?

    Как плывешь?

    А бежишь

    Конспекты занятий в детском саду:
    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры . Детский сад 82
    Игровая деятельность как средство снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста . Детский сад 82
    Конспект физкультурно-оздоровительного развлечения для детей старшего дошкольного возраста "По морям — островки" . Детский сад 82
    Создание комфортных условий при поступлении ребенка в ДОУ . Детский сад 82
    Интегрированное физкультурное занятие по теме "Первые Олимпийские игры" (старший дошкольный возраст) . Детский сад 82
    Организация занятий по ознакомлению с окружающим по программе "Радость бытия" . Детский сад 82

    Распечатать "Игры и игровые упражнения с детьми, имеющих нарушения в речи" . Детский сад 82
    Поделится ссылкой "Игры и игровые упражнения с детьми, имеющих нарушения в речи" . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     



    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи "Игры и игровые упражнения с детьми, имеющих нарушения в речи" . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru