Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием арт-методов "Волшебство в песочнице",детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, во
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Щербакова Татьяна Александровн
    Конспект занятий в детском саду
    Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием арт-методов "Волшебство в песочнице"
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Использование арт-методов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет специалисту глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение.

    Мир детских эмоций и чувств очень хрупок, а социальная ситуация развития на современном этапе не всегда способствует сохранению их психического благополучия, поэтому при психологическом сопровождении в рамках дошкольного учреждения необходимо использовать здоровьезберегающие технологии и инновационные элементы.

    Применение арт-техналогий психологами образования в коррекционно-развивающей работе с детьми, таких как: рисунок, игры с песком, сочинение сказок, использование пластических материалов (глина, пластилин, тесто), конструирование, телесно-ориентированные техники и др. в последнее время получило большое распространение. По мнению А.И.Копытина кандидата медицинских наук, председателя РОО “Арт-терапевтическая ассоциация”, инновационные подходы в образовании могут и должны опираться на проявление творческого потенциала детей. Но во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов не должны содержать термин “терапия”. Это связано с тем, что Применение методов арт-терапии имеет, прежде всего, лечебно-коррекционную направленность и требует достаточных знаний и практики в клинической психологии или специального арт-терапевтического образования. Использование терминов “арт-методы” или “методы творческого самовыражения” наиболее приемлемы для психологов образовательных учреждений[1].

    Одним из таких методов творческого самовыражения детей дошкольников являются игры в песочнице. Песок несет в себе возможность трансформаций – он очень чуток к движениям рук. Малейшее прикосновение к песчинкам – и вот уже просто волнистые линии превратились в порывы морского ветра, а потом и в бурное море на котором руки сами рисуют кораблик и солнышко. Начинают приходить образы, которые сильно эмоционально заряжены, они значимы для ребенка, это его история. Невербальная экспрессия, выраженная в продуктах творческой деятельности детей с различными эмоционально-личностными нарушениями, как правило, несет на себе отпечаток тех травмирующих моментов, которые становятся причиной поведенческих, психологических, соматических проблем.

    В кабинете психолога дошкольного учреждения вполне могут уместиться небольшие песочницы-короба (Приложение 1), как вариант на дне можно установить зеркало и, тогда ребенок, сметая песок, может видеть свое отражение с выражением определенных эмоций. Также можно изготовит песочный экран с подсветкой, и тогда нарисованные на световом экране картины видны отчетливее. В течение нескольких сеансов психологическая проблема ребенка определяется и отыгрывается в свободном и защищенном пространстве. Важный элемент работы с травмирующим образом – это, создание в конце занятия положительного образа или придание прежнему пугающему образу смешного или нелепого вида, выход к позитивному жизнеутверждающему началу.

    В ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста игры в песочнице можно рассматривать как одно из естественных способов творческого выражения личности ребенка. Возникающие в играх на песке образы и символы глубоко диагностичны и позволяют специалисту выстраивать индивидуальную программу коррекции. Причем, занятия в песочнице могут быть как основным, так и вспомогательным инструментом профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.

    Как отмечают в своей книге “Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии” А.И Копытин и Е.Е.Свистовская, “когда песочница является одним из инструментов работы с детьми, она может использоваться либо свободно, либо в соответствии с общим тематическим планом занятия”.

    Структура занятий с использованием игр в песочнице как основного инструмента коррекционно-развивающей работы с детьми, включает в себя:

    • Вводную часть, где используется различные манипуляции с песком, позволяющие почувствовать ребенку структуру материала, настроиться на игровую ситуацию.
    • Основную часть, которая может сочетать спонтанную изобразительную деятельность на песке с сочинением сказок и историй, с включением персонажей и игрушечных героев, что традиционно используется в юнгианской песочной терапии. Специалист может предлагать ребенку тематическую или сюжетную основу, сюжетно-ролевую игру.
    • В заключительной части занятия очень важно вербализация чувственного опыта ребенка, рефлексия и подведение итогов.

    Одна из особенностей работы с детьми состоит в том, что рефлексивный анализ арт-деятельности затруднен их возрастными особенностями, а также особенностями, обусловленными проблемой: слабой дифференциацией эмоций и чувств, ограниченным словарным запасом, социальными страхами, механизмами психологической защиты. Поэтому так важен для специалиста на занятиях с ребенком недерективный подход, мягкое направление и наблюдение за творческой деятельностью ребенка. То есть “для того чтобы изменения произошли, от ребенка требуется только одно – быть активным в меру его возможностей. Сами условия, задания помогут определить направление творческой деятельности, выбрать материалы, запустить механизм самоисцеления” отмечает в своей книге “Цветной мир” Л. Мардер.

    Использование данной арт-техналогии психологами в дошкольных учреждениях может нести как профилактическую, так и коррекционно-развивающую направленность, но не в контексте медицинской и психотерапевтической работы. Важен комплексный подход к проблеме ребенка, включая семью.

    Показания для применения арт-методов в образовании:

    - трудности в развитии коммуникативных навыках и эмпатии у детей;

    - психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности, низкой самооценки;

    - эмоциональные трудности;

    - оптимизация психического развития в детском возрасте.

    Дети редко осознают свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Арт-методы, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, игру в песочнице, так хорошо подходят для работы с детьми.

    Литература:

    1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб.: Речь, 2010. – 256 с.

    2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2008. – 256 с.

    3. Мардер Л. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд. Генезис, 2007. – 147 с.



    Конспекты занятий в детском саду:
    Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста . Детский сад 82
    Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой . Детский сад 82
    Статья "Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОНР" . Детский сад 82
    "Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки" (Декоративная аппликация с элементами нетрадиционной формы рисования с детьми второй младшей группы) . Детский сад 82
    Создание экологической развивающей среды в ДОУ . Детский сад 82
    "Малыши в мире комнатных растений" (из опыта работы) . Детский сад 82


    Распечатать Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием арт-методов "Волшебство в песочнице" . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием арт-методов "Волшебство в песочнице" . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием арт-методов "Волшебство в песочнице" . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru