Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Использование интегрированных занятий в приобщении детей к русской народной культуре,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Сергеенко Светлана Александров
    Конспект занятий в детском саду
    Использование интегрированных занятий в приобщении детей к русской народной культуре
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»

    Д.С.Лихачев

    Приобщая детей к общечеловеческим ценностям, мы пришли к выводу о необходимости воспитания в наших детях духовности на основе традиций русского народа.

    Целью работы является формирование национальной памяти через знакомство со старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.

    Задачи:

    • Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа.
    • Познакомить с культурным наследием предков.
    • Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине, посеять семена патриотизма через духовное самоопределение.
    • Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику и речь.
    • Развивать нравственные качества личности дошкольника.
    • Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.

    Основные направления работы:

    1.   Создание атмосферы национального быта.

    Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

    2.   Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.).

    В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

    3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

    Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы считаем, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

    4. Знакомство с народным искусством.

    Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

    Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.

    5. Знакомство с русскими народными играми.

    Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил нас ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

    С 1994 года в нашем дошкольном учреждении ведется работа по приобщению детей с русскими традициями, быту и культуре. Начали мы с создания развивающей среды, что вылилось в оформление уголков народного быта в каждой возрастной группе. Накапливался обширный материал, происходили взаимопосещения, но все это не создавало атмосферы введения детей в особый самобытный мир русской народной культуры. Поэтому мы и создали у себя музей «Русского быта» в одном из помещений детского сада. Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. Согласно народным традициям при входе в «избу» стоит русская печь с лежанкой. В Красном углу весят иконы с лампадкой. Вдоль стен стоят лавки, стол, кровать, на стенах полки с домашней утварью. В нашей избе есть самовар, чугунки, кадки, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, прялка, рукомойник, ступа, гребень, веретено, рубель, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода (Приложение 1).

    В помещении комнаты русского быта размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», «Народных инстру-ментов», представлены образцы национальной вышивки, вязания, плетения, резьбы по дереву, образцы изделий народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец», «Скопенская Керамика», «Палех».

    При создании нашего музея мы использовали помимо натуральных предметов, некоторые предметы, имитирующие реальные, созданные руками наших воспитателей (из теста мука-соль и папье-маше).

    В русской «избе» проводим тематические интегрированные   заня-тия     по  ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа, а также читаем и рассказываем детям русские народные сказки, потешки, пословицы, поговорки, приметы. проходят чтения русской литературы, сказок, знакомство с народным фольклором. В обстановке русского быта ребенок быстрее запоминает сказки, потешки и пестушки, пословицы и поговорки, загадки народные приметы.

    В «избе» у нас проходят народные и обрядовые праздники, посиделки, вечера развлечения, театрализованные представления, родительские собрания.

    Экспонаты музея активизируют творческий потенциал детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству и в свободной художественной деятельности.

    Нерегламентированная деятельность в нашем музее приносит детям огромное удовольствие. Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх используют предметы народного быта, играют в дидактические народные игры, обрядовые и сюжетно-ролевые, рассматривают иллюстрации, музицируют на народных музыкальных инструментах, рисуют, лепят, вышивают, занимаются различными видами народно-прикладного искусства.

    Педагогическая деятельность воспитателей осуществляется в разных формах, среди которых особое место занимает занятие – основная организационная единица процесса развития детей в ДОУ.

    Требования при проведении занятий:

    • широко использовать дидактические игры, а также игровые приемы и дидактический материал;
    • занятия должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания;
    • на занятии не должны применяться школьные технологии;
    • занятия следует проводить в определенной системе и связывать их с повседневной жизнью детей;
    • необходимо смелее включать в образовательный процесс интегрированные занятия. Интеграция содержания различных областей знаний позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и более эффективным. Интегрированные занятия мы строим таким образом, что бы развивать все психические процессы, творческую фантазию, социальную активность, формировать нравственно-этические представления детей.

    При построении занятий мы использовали следующие методические приемы:

    • создание игровых ситуаций;
    • обследование предметов, материалов;
    • самостоятельная поисково-исследовательская деятельность;
    • народные игры;
    • театрализация;
    • принятие определенных социальных ролей;
    • моделирование;
    • дидактические игры и игровые задания, развивающие восприятие, мышление, воображение, память, речь и мелкую моторику.

    При отборе материала форм и методов работы максимально учитываем возрастные  и индивидуальные возможности детей. Например, на познавательных занятиях в 1 младшей группе мы знакомим детей с конкретными предметами: народными игрушками (свистульки и матрешки), предметами быта (сундучок, колыбелька). В этой группе приобщение к фольклору ограничивается знакомством детей со сказками, потешками, пестушками, песенками.

    В старшем дошкольном возрасте мы стараемся раскрыть перед детьми целостную и гармоничную картину русского быта: знакомим детей с народными праздниками, традициями, обрядами, всеми видами фольклора, декоративно-прикладным искусством, народными играми. Например, знакомство с земледельческим календарем включает связь с сезонными изменениями в природе, трудовыми процессами крестьян, орудиями труда, праздниками, фольклором.

    Нами  разработано перспективное планирование занятий по знакомству с русской народной культурой для всех возрастных групп.

    Для примера представим тематическое планирование занятий в средней группе.

    Тематическое планирование занятий в средней группе

    Тема



    Конспекты занятий в детском саду:
    Конспект занятия в подготовительной группе "Знакомство с горельефом" . Детский сад 82
    Православное воспитание в детском саду нужно начинать с родителей воспитанников и педагогов . Детский сад 82
    Конспект познавательного занятия по знакомству с национальностями, живущими в Астрахани по теме "Культура и быт калмыцкого народа" . Детский сад 82
    Применение песочной игротерапии в создании психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста . Детский сад 82
    Перспективное и календарное планирование приоритетного развития психофизических качеств и освоения основных видов движения . Детский сад 82
    Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников . Детский сад 82

    Распечатать Использование интегрированных занятий в приобщении детей к русской народной культуре . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Использование интегрированных занятий в приобщении детей к русской народной культуре . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Использование интегрированных занятий в приобщении детей к русской народной культуре . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru