Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Использование компьютера в формировании первоначальных навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Шишлянникова Наталья Валерьевн
    Конспект занятий в детском саду
    Использование компьютера в формировании первоначальных навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Чтение – это сложный психический процесс, включающий в себя ряд последовательных действий:

    1. Узнавание и выделение фонемы.
    2. Соотнесение ее со зрительным образом-графемой.
    3. Соединение графем в слова и предложения.

    Для того, чтобы читать правильно и с высокой скоростью, нужна слаженная работа нескольких анализаторов: зрительного, речедвигательного, речеслухового. Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопризносительного образа слова, его прочитывание. И, наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с ее значением, осуществляется понимание читаемого.

    Таким образом, в этом процессе можно условно выделить две стороны:

    • техническую (соотнесение зрительного образа с произношением);
    • смысловую, которая является основной целью чтения.

    У детей с общим недоразвитием речи, в силу незрелости отдельных речевых структур, развитие восприятия снижено. Наблюдаются нарушения звукопроизношения, фонематического слуха, аграмматизмы, низкий уровень словарного запаса. Одна из проблем заключается в том, что родители начинают знакомить детей с буквами, когда звуки еще не поставлены и не введены в речь. Поэтому научить ребенка с нарушениями речи чтению – задача, которая требует индивидуального подхода и учета его сензитивного периода.

    Для повышения мотивации детей использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях авторские игры, разработанные с помощью программы Power Point. Информационно-коммуникационные технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

    Целью данной статьи является описать основные этапы формирования первоначального навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи.

    Подготовительный этап обучения чтению.

    Цель: развитие слухового и фонематического восприятия.

    На данном этапе обучения мы должны научить ребенка слышать заданный звук и выделять его среди других.

    Сначала проверим, может ли ребенок распознавать неречевые звуки: льющуюся воду, сминаемую бумагу, стук, шлепанье, звуки музыкальных инструментов. Затем, используя приём звукоподражания, научим его «петь» голосами животных и различать их. Например: волк воет: «у-у-у», мишка кричит «ы-ы-ы», комар звенит «з-з-з». Развитие навыка различения звуков – главная задача фонематического восприятия.

    Когда малыш научится выделять нужную фонему из ряда других, можно поиграть с ним в игры: «Найди предмет, названия которого начинается на звук..», или «Назови… звук в слове». Ребенку при этом предлагаются знакомые предметы или их изображения. При этом проговаривании названия предметов необходимый звук произносится дольше обычного, например: «а-а-а-аист».

    После того, как в сознании ребенка сформировался слуховой образ фонемы, приступаем к развитию его обобщенного зрительного образа – графемы. С этой целью подбираем несколько слов из активного словаря малыша, которые начинаются на определенный звук: ослик, осы, Оля. Рисуем букву О, рассматриваем ее, определяем, на что она похожа.

    Когда ребенок уже знает несколько букв, попробуем теперь соединить их в слоги и прочесть. Наиболее доступными для прочтения оказываются слова из двух гласных букв, типа «Ау!», «Уа!», «Иа!». Гласные буквы сливаются в одно слово, зрительный образ которого («Дети в лесу», «Малыш», «Ослик») облегчает его смысловое понимание (Слайды 2 – 11 Приложение).

    Чтобы ребенок научился соединять буквы в слоги, предлагаем ему прочитать цепочки из трех гласных букв. Они читаются легко, без остановки от первой до последней буквы.

    Вторым по сложности прочтения является обратный слог. Слог, который состоит из гласной и согласной буквы, типа «Ам!», «Ух!», «Ох!».

    Третьим по сложности чтения является согласный открытый слог, состоящий из последовательно расположенных согласной и гласной букв. При знакомстве ребенка с графемами не следует давать им общепринятые названия букв «эс». Нужно называть не букву, а звук [с].

    Далее предлагаем ребенку прочитать слова, состоящие из одного или двух слогов (Слайды 12 – 13 Приложение). Если ребенок правильно прочитал слово, на экране компьютера по щелчку появляется картинка. Анимационная картинка рядом со словами привлекает внимание и помогает ребенку дать смысловую нагрузку прочитанному слову.

    Таким образом, навык чтения – это система условных рефлексов, возникающих в процессе многократного повторения определенного алгоритма (набора) действий. Развитие этого навыка является доступным и для детей с нарушениями речи. Практика показывает, что даже детей с тяжелыми нарушениями речи можно научить если не беглому чтению текстов, то хотя бы послоговому чтению отдельных слов.

    Презентация «Читаем сами».

    Список литературы.

    1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме.: Спб.: «Детство-Пресс», 2006. – 112с.
    2. Жукова Н.С. Букварь. – Екатеринбург: Издательский дом ЛИТУР, 2007. – 128с.
    3. Ильина М.Ю. Занимательные упражнения по формированию навыка чтения «особого» ребенка. Издательский дом «Образование плюс», Москва, 2006.- 85с.


    Конспекты занятий в детском саду:
    Детский сад и семья – единое образовательное пространство . Детский сад 82
    Бинарное занятие на тему "Русский национальный костюм" . Детский сад 82
    Воспитание дошкольников посредством музейной педагогики . Детский сад 82
    Развитие творческих способностей детей старшей группы в музыкально-театральной деятельности . Детский сад 82
    Ознакомление с окружающим миром. Живая и неживая природа . Детский сад 82
    Организация работы ДОУ в инновационном режиме . Детский сад 82


    Распечатать Использование компьютера в формировании первоначальных навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Использование компьютера в формировании первоначальных навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Использование компьютера в формировании первоначальных навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru