Детский сад
детсад
Серова Екатерина Юрьевна
Конспект занятий в детском саду
Валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься общественно-полезным трудом.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Сущность и понятийный аппарат

Для того чтобы понять, что такое валеологическое образование необходимо рассмотреть каждое понятие: валеология и образование.

Практически все современные авторы вслед за И. И. Брехманом начинают свои рассуждения о валеологии с выявления этимологии слова. В его основе лежат латинские “vale” и “logos”, которые переводятся соответственно “будь здоров” и “учение, знание, наука”. Сам И. И. Брехман, врач-фармацевт, в 1980 году пишет: “Трудно удержаться от соблазна придумать название для этой науки. Может быть, её следует назвать валеологией”. Сущность валеологического образования он видел в том, что человеку нужно ровно столько медицинских знаний, чтобы уметь правильно оценивать своё состояние и принимать решение: обращаться к врачу или прибегнуть к самокоррекции своего состояния дополнительным отдыхом, изменением питания и объема двигательной активности. [6, с. 4]

Ещё в начале XX века С. И. Гессен, осмысливая многовековой опыт мировой педагогики, говорил: “Вся работа образования и вся его теория будут тщетны, если в процессе образования разрушится тело человека, этот носитель и орудие его образовательной работы”. В конце 70-х годов XX века Б. Г. Ананьев акцентировал внимание на наметившиеся тенденции сближения педагогики и медицины в отношении решения проблемы обеспечения здоровья подрастающего поколения. Интеграция стала возможной с появлением в 80-е годы XX в. новой синтетической области научного знания – валеологии. [11]

Проект государственного образовательного стандарта дошкольного образования рассматривает образование в дошкольном учреждении как целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста: охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие их индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей.

Основоположник педагогики Ю. К Бабанский даёт следующее определение “Образованиеэто процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие её творческих сил и способностей”. Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение. [13, с. 10]

Несмотря на разнообразные трактовки понятия образования в дошкольном учреждении, авторы едины в том, что образование это процесс воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Таким образом, объединив все понятия, я вывела следующее определение: “Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества”.

Переработав имеющуюся у себя литературу по теме исследования, я разработала презентацию для расширения представлений о валеологии и валеологическом образовании.

Практическая часть

Я работаю в МДОУ “ЦРР – д/с № 153” четвёртый год в логопедической группе по диагнозу общее недоразвитие речи (ОНР). В практике работы достаточно часто имеет место сочетание речевого недоразвития с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Для таких дошкольников характерны быстрая утомляемость, раздражительность, двигательная расторможенность, повышенная возбудимость или преобладание вялости, пассивности, расторможенности.

Речевые нарушения детей следует рассматривать во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Четыре психических процесса - восприятие, внимание, намять, мышление - составляют психологическую базу речи.

У детей - логопатов имеют место нарушения процесса восприятия:

  • наблюдается нарушение обобщенного представления о цвете;
  • часто дети не могут воспринимать два изображения, так как у них сужен объем зрительного восприятия;
  • ребенок смешивает буквы, близкие по оптической конфигурации;
  • наиболее часто нарушается способность детей к анализу и синтезу речевых звуков, к различению фонем родного языка;
  • недифференцированно произносят свистящие, шипящие, соноры.

У детей с нарушениями речи возможны расстройства внимания:

  • отмечается трудность сосредоточения, невозможность концентрировать внимание на выполнении определенного задания, повышенная отвлекаемость;
  • труднее сосредоточивается и удерживается внимание детей на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности;
  • сосредоточение на непроизвольном уровне происходит значительно лучше.

Речевая недостаточность сказывается и на развитие памяти:

  • при относительно сохранной смысловой, логической, у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми;
  • дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий;
  • у ряда детей отмечается низкая активность припоминания.

Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления.

  • обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного, словесно логического мышления;
  • без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением, классификацией, абстракцией и конкретизацией;
  • нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.

Также в ходе наблюдений и бесед с детьми я выявила следующие представления детей о здоровье и здоровом образе жизни:

  • дети имеют неточные, расплывчатые, малодифференцированные, в некоторых случаях, даже ошибочные представления о человеке, об организме, о своем здоровье, о способах улучшения здоровья;
  • многие дети самостоятельно не придерживаются гигиенических правил (не моют руки, не следят за своей одеждой, не носят носовых платков и т.д.), а только выполняют под руководством воспитателя;
  • дети не проявляют заботу к своему здоровью, многие кричат, неправильно одеваются, часто забывают надеть тёплые вещи, не осознавая последствий такого поведения;
  • в разговоре о том, как улучшить своё здоровье, большинство детей отвечают, что надо пить таблеточки и сиропы. Единицы называют занятия физкультурой, зарядку, закаливание. Это связано с тем, что многие родители не формируют у детей потребности быть здоровыми, просто лечат их, когда возникает необходимость;
  • в начале года я провела опрос среди родителей на тему исследования. Анкета показала низкий уровень активности родителей. Многие не придерживаются режима дня дошкольника, большинство знают распространенные способы защиты организма, но на практике мало используют, объясняя это нехваткой времени и сил. А если и делают, то от раза к разу, не придерживаясь системы.

Анализируя полученные данные и, исходя из наблюдений за детьми в течение продолжительного времени, я считаю необходимым проводить занятия по формированию культуры здоровья, для обучения детей способам оздоровления и поддержания своего организма. А главное не просто учить, а доказывать детям необходимость защиты своего организма, формировать в сознании детей ответственность за своё здоровье. Параллельно необходимо вести работу с родителями, чтобы они стали активными участниками валеологического процесса.

При этом, исходя из психофизиологических особенностей детей-логопатов, необходимо строить обучение, сходя из следующих положений:

  • пособия, игрушки, лексический, наглядный и демонстрационный материал необходимо отбирать с учётом психологических особенностей детей-речевиков;
  • на первом этапе обучения выводы в основном оречествляет педагог (из-за дефектной речи детей);
  • педагог дает лаконичные образцы грамматически правильных, фонетически чистых и отчетливых ответов;
  • вопросы к детям должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы, а также должны исключать возможность ответов детей на дефектном материале;
  • педагог должен внимательно следить за фонетической и грамматической правильностью речи детей;
  • строить обучение на доступном для детей материале;
  • многократно возвращаться к темам пока у детей не сформируются прочные и точные представления;
  • большую роль в формировании сознания и общей направленности личности играет практическая деятельность ребёнка по реализации принципов здорового образа жизни;
  • формирование сознательного отношения к своему здоровью у дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий;
  • специфика ознакомления дошкольников с человеческим организмом заключается и в том, что благодаря присущему детям наглядно-образному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщений. В основе процесса познания законов природы лежат многочисленные наблюдения и эксперименты, которые позволяют детям, используя преимущества наглядно-образного мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме, и понимать биологический смысл гигиенических и здоровьесберегающих процедур.

Планирование работы и диагностика

Проанализировав и переработав имеющиеся программы и разработки следующих авторов:

  • Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие;
  • Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З. И. Бересневой;
  • Лазарев М. Л.  Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для детей дошкольных учреждений;
  • Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ;
  • Программа “Что могут знать дошкольники о человеке” А. И. Иванова (расширенный вариант рубрики “Человек” в программе “Живая экология”);
  • Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для УНК / Под ред. В. Н. Касаткина;
  • Примерное планирование занятий валеологии в средней группе Т. Н. Петрова, В. Д. Дмитриенко, Е. А. Петрова // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 6;
  • Тарасова Т. А., Власова Л. В. Пособие “Я и моё здоровье”: Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста;
  • Голицына Н. С., Шумова И. М.   Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.

Я составила с учетом возраста и диагноза детей следующие разработки: перспективное планирование работы по валеологическому образованию для детей старшей группы с диагнозом ОНР (см. Приложение 1), перспективное планирование работы по валеологическому образованию для подготовительной к школе группы с диагнозом ОНР (см. Приложение 2). В основе планирование лежит принцип концентризма: основные темы курса изучаются на протяжении двух лет обучения с расширением и углублением знаний детей с учетом их возраста.

А также я выделила критерии диагностики по уровням обучения и развития, и показатели валеологического образования детей, отобразив в них, что необходимо знать и уметь старшему дошкольнику (см. Приложение 3) и подготовишке (см. Приложение 4).

Структуру занятия по валеологии вы можете рассмотреть на примере моего открытого занятия “Как устроена дыхательная система” (см. Приложение 5).

Использованная и цитируемая литература:

  1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с.
  2. Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008. – 120с.
  3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З. И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 32с.
  4. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий / Под ред. Т. С. Яковлевой. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 48с.
  5. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224с.
  6. Колбанов В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2001. – 256с.
  7. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112с.
  8. Лазарев М. Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для детей дошкольных учреждений. – М.: Академия здоровья, 1997. – 376с.
  9. Малая медицинская энциклопедия. Т.3. – М.: Сов. энциклопедия, 1966. – 1183с.
  10. . Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие / Под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. – Спб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006. – 171с.
  11. . Орехова Т. Ф. Организация процесса здоровьетворящего образования в современной школе: Монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 355с.
  12. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для УНК / Под ред. В. Н. Касаткина. – М, 1998. – 333с.
  13. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин –тов / Ю. К Бабанский, В. А. Слестёнин, Н. А. Сорокин и др. / Под ред. Ю. К. Бабанского., 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 479с.
  14. Петрова Т. Н. , Дмитриенко В. Д. , Петрова Е. А.  Примерное планирование занятий валеологии в средней группе // Дошкольная педагогика. – 2007. – №  6. – С. 31-35
  15. Тарасова Т.А., Власова Л. В. Пособие “Я и моё здоровье”: Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста. – Челябинск, 1997. – 71с.
  16. Тарасова Т.А., Власова Л. В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с.

Презентация



Конспекты занятий в детском саду:
Музыкально-литературная композиция на русском и английском языках на тему: "Весенние краски" для поздравления с 8 Марта . Детский сад 82
Конспект интегрированного занятия в старшей дошкольной группе. Тема: "Морские камешки" . Детский сад 82
Комплексное занятие как средство эффективного развития эмоционально-творческих способностей дошкольников . Детский сад 82
Сценарий утренника для детей среднего дошкольного возраста . Детский сад 82
Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет . Детский сад 82
Конспект консультации с элементами тренинга "Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?" . Детский сад 82

Распечатать Валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) . Детский сад 82
Поделится ссылкой Валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru