![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
|
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" Сенсорное развитие ребенка раннего возраста — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные тренажеры и т.д. В процессе умственного развития детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и Слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений. [ 3] Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. [ 3] Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумно го педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ. [ 2] Целью работы с тренажерами является воспитание сенсорной культуры и развитие мелкой моторики рук ребенка в условиях ДОУ. В ходе использования мобильных тренажеров можно достичь решения следующих задач:
На первом этапе обучения происходит овладение моторными навыками (для этого нужны тренажеры с малым количеством деталей, постепенно количество деталей увеличивается). На втором этапе обучения задачи усложняются, дети учатся соотносить предметы по цвету и форме. Обучение начинается с маленького количества деталей, с последующим их увеличением. На третьем этапе происходит представление о качествах предметов (мягкий, гладкий, шершавый). Благодаря развивающим тренажерам осуществляется не только сенсорное развитие — у детей раннего (среднего) возраста формируется наглядно-образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в действиях с предметами, оно подготавливает обобщение в речи. Развитие речи является важнейшей задачей интегрированного занятия, составляющей которого предусмотрена работа с тренажерами. Тренажеры подбираются с учетом того, что у детей второго года жизни плохо еще развита речь, и они часто не могут объяснить, попросить, высказать отношение, что приводит к конфликтам. Мелкие пособия раздаются детям 2 — 3 года, более крупные (с большим количеством деталей) для детей 3 — 4 года. Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие тренажеры дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребенок начинает работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка. С их помощью идет также отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Каждодневные тренировки, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности подводят плавно ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию. [ 1] Эти развивающие тренажеры можно использовать как часть занятий во второй младшей, средней, старшей и даже подготовительной группах, изменяя цели, для чего необходим творческий подход педагога, его желание сделать занятие более увлекательным, интересным и познавательным. Литература:
Конспекты занятий в детском саду: Занимательная математика для дошкольников . Детский сад 82 Развитие изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники . Детский сад 82 Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в средней группе . Детский сад 82 Комплексное занятие по ИЗО во 2-й младшей группе по теме "Елочка – зеленая иголочка" . Детский сад 82 Сценарий спектакля "Как цыпленок голос искал" . Детский сад 82 Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно-развивающей работы воспитателя при подготовке детей к обучению в школе . Детский сад 82 Распечатать Использование модульных тренажеров из бросового материала для формирования сенсорной культуры ребенка . Детский сад 82 Поделится ссылкой Использование модульных тренажеров из бросового материала для формирования сенсорной культуры ребенка . Детский сад 82 с друзьями в:
|
В продолжении темы:
Обсуждение статьи Использование модульных тренажеров из бросового материала для формирования сенсорной культуры ребенка . Детский сад 82
Информация: | Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. |