Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Использование нетрадиционных средств формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Дмитриева Ольга Алексеевна
    Конспект занятий в детском саду
    Использование нетрадиционных средств формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Проблема сохранения и укрепления здоровья занимает особое место в системе дошкольного образования. В настоящее время в дошкольном образовании происходит существенная переориентация программного образовательного процесса на организацию индивидуально-подгруппового образовательно-оздоровительного маршрута ребенка с учетом его интересов и склонностей, а также с учетом потребностей родителей.

    Здоровье ребенка является важнейшим показателем, отражающим его биологические и личностные характеристики, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования, качество окружающей среды, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам материнства и детства. В дошкольный период формируются основы физического и психического развития здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи.

    Полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего, правильное и своевременное формирование двигательных умений и навыков, развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений воспитание положительных, нравственно-волевых черт личности.

    На здоровье и благополучие влияют ряд факторов: физические, духовные, биологические (наследственные), эмоциональные, интеллектуальные, социальные. Здоровый образ жизни – это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Таким образом, понятие “здоровый образ жизни” применительно к детям дошкольного возраста, это сущность образа жизни ребенка.

    В настоящее время по данным Всемирной организации здравоохранения отмечается тенденция ухудшения физического здоровья детей, 8 детей из 10 на момент рождения имеют различные проблемы со здоровьем. Как показывает практика, значительно возросло количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушение телосложения и осанки. Главные причины таких нарушений: недостаточная двигательная активность, гиподинамия, неудовлетворительный режим жизни ребенка (пассивный отдых, недостаточность прогулок на свежем воздухе, нерациональный режим питания, частые инфекционные заболевания и т.д.)

    Правильная осанка способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма. Недостаточная гибкость искажает осанку, но и чрезмерная гибкость отрицательно влияет на осанку, делая ее “разболтанной”. В связи с этим развитие гибкости должно сочетаться с укреплением мышц.

    Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями. Воспитательно-оздоровительная работа начинается с диагностики физических данных детей, учитываю физическую индивидуальность каждого ребенка.

    Исходя из опыта, можно сказать, что эффективными средствами формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений являются гимнастические упражнения с различными предметами, такими, как резиновые мячи, палки, скакалки, мешочки с песком (Приложение 1).

    Данные упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине, животе, сидя.

    Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток, предлагается использовать следующие упражнения:

    – прогибание спины с обручем или с мячом в руках,
    – наклоны в стороны с обручем за спиной,
    – приседание стоя на носках с гимнастической палкой в руках,
    – наклоны вперед прогнувшись,
    – ноги врозь с гимнастической палкой в руках,
    – наклоны назад с разведением рук в стороны,
    – поднимание ног вверх лежа на спине,
    – ползание на четвереньках,
    – ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др.

    Исходя из опыта работы, в основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение ее дефектов, положены следующие принципы: индивидуально дифференцированный подход к каждому ребенку и постепенное нарастание нагрузки в применяемых физических упражнениях. Нагрузка во время занятий не должна превышать функциональных возможностей дошкольников и без ущерба для их здоровья улучшать физическое развитие и осанку. Например: подтягивание на перекладине начинаем с одного подтягивания, постепенно прибавляем по одному подтягиванию. Отжимание на кулаках от пола: начинали с 1–3 отжиманий, к концу подготовительной группы дети отжимаются в пределах 20 раз.

    Очень эффективны упражнения для развития больших мышечных групп живота, ног. Они создают мышечный корсет.

    – Бег друг за другом
    – Ходьба на носках, руки вверх + упр. на дыхание
    – Прыжки на двух ногах
    – Бег “маленькие медвежата” – бег на четвереньках
    – Упр. “паук” – ходьба ногами вперед, опираясь руками сзади
    – Прыжки мячики в положении сидя
    – Упр. “змея” – ходьба на руках, ноги хвостом тянуться сзади
    – Упр. “гусеница” – передвигаются, сидя на полу, с помощью сгибания ног в коленях, опираясь на руки
    – Прыжки на одной ноге, другую ногу держать противоположной рукой, и наоборот
    – легкий бег и ходьба на носках

    Хорошие результаты дает поточный метод выполнения упражнений.

    Для выполнения упражнений поточным методом в зале стоят обручи в подставках, “туннель”, массажеры, скамейки, маты

    1. Бег друг за другом 1–2 минуты.
    2. Лазанье по туннелю на четвереньках.
    3. Ходьба по массажерам.
    4. Прыжки на двух ногах через скамейки.
    5. Кувырок вперед на мате.

    В качестве методов физического развития эффективно используются динамические, статические, дыхательные упражнения оздоровительной системы хатха – йоги. При выполнении упражнений ребенка обучают войти в образ, которому соответствует название асаны (рыбы, кошки, кобры и т.д.). Асана – йоги означает устойчивое положение тела. Фиксация в статической позе происходит на короткое время от 5 сек. до 1 мин.

    Одно из важных положений йоги гласит, что внутри позвоночника таится большое количество неизрасходованной энергии и поэтому упражнения йоги (асаны) направлены на то, чтобы разбудить эту спящую энергию и поставить ее на службу организму. Эти упражнения являются доступными для детей и по мере совершенствования этих упражнений дети ощущают исключительно приятное чувство самоудовлетворения. Классическая аксиома йоги гласит: “Ты молод настолько, насколько гибок твой позвоночник”. Позвоночник является “ключом” ко всему организму. В течение многих веков йоги утверждают, что у тех, кто хочет быть действительно здоровым, позвоночник должен оставаться подвижным и гибким в течение всей жизни.

    Динамические упражнения способствуют развитию подвижности суставов гибкости позвоночника, тренируют костно-мышечную и сердечно-сосудистую системы. Это достигается с помощью различных движений вращений в суставах в состоянии расслабления и напряжения наклонов, поворотов, прыжков, кувырков приседаний и бега.

    Детям очень нравятся игровые превращения. В работе используются комплексы АСАН – ПОЗ (Приложение 2).

    Выполняемые упражнения могут имитировать полет насекомых, птиц, движения животных. Освоив технику упражнений, в дальнейшем у детей вырабатывается способность концентрации через ощущения в работающей части тела – это усиливает профилактический эффект упражнения: например “бабочка” – направленное на растяжку приводящих мышц бедер. Упражнение выполняется из положения сидя, колени согнуты и максимально разведены, подошвы соединены, кисти рук сложены в замок, обхватывают ступни, подтягивая пятки к туловищу. Ноги согнуты в коленях, совершают ритмичные, пружинящие покачивания, ребенок старается положить бедра на пол. Как только ребенок сможет представить себя бабочкой, а колени крыльями, упражнение выполняется намного качественнее и эффективнее.

    Дыхательные упражнения оказывают положительный лечебный эффект, особенно у часто болеющих детей. Очистительное дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути.

    Очистительное дыхание “ХА” выполняется следующим образом: совершается полный вдох носом. Одновременно прямые руки поднимаются над головой, ладони могут быть соединены. Полный выдох, который в два раза длиннее вдоха, делается через рот с произнесением “Ха”, резким наклоном туловища вперед и опусканием рук вниз Движение напоминает рубку дров. При этом детям говорится, что все болезни, усталость покидают тело при выдохе.

    Упражнения, составленные на основе древней оздоровительной системы йоги, способствуют регуляции дыхательной и других функций организма, а также оказывают успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снимают усталость. Например: из положения стоя поднять руки ладошками вверх, представить, что на вдохе через ладони в тело входят лучи солнечного света, на выходе туловище наклонить вперед – представить, что болезни покидают тело, оставляя внутри золотой свет солнца. Выполнение упражнения с использованием образных представлений значительно облегчает его усвоение детьми.

    Использование нетрадиционных средств (элементов йоги) в повседневной работе позволило сочетать в себе упражнения, направленные на укрепление здоровья и духовного обогащения ребенка-дошкольника. Показателем эффективности такой работы служит снижение заболеваемости детей; нормальное функционирование организма в системе человек – окружающая среда; физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни; способность к полноценному выполнению социальных функций.

    Работа по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста, проводимая с использование элементов хатка – йоги способствует развитию у ребенка потребности в ежедневной двигательной активности, формированию правильной осанки, совершенствованию техники основных движений, развитию мелкой и общей моторики, духовному развитию, умению саморегуляции своих мотивов.

    Применяемые упражнения в сочетании с активностью и общением позволяют выпускникам нашего детского сада в последующем продолжить более серьезные занятия спортом в секциях города. В нашем детском саду на протяжении длительного периода существует преемственность между секцией киокушинкай карате-до и занятиями по физической культуре.

    Проводимая таким образом работа способствует не только сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения в стенах нашего детского сада, но и воспитывает у детей стремление к достижению высоких спортивных результатов, продолжению покорения спортивных вершин.



    Конспекты занятий в детском саду:
    Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы на тему: "В гости к хозяюшке" . Детский сад 82
    Интегрированное занятие (познавательное развитие + развитие речи + продуктивная деятельность). "В гости к Лесовичку". 2-я младшая группа . Детский сад 82
    Проект "Разноцветный мир" . Детский сад 82
    "Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР" . Детский сад 82
    Развитие коммуникативности в дошкольном возрасте . Детский сад 82
    Занятие по изобразительной деятельности как средство коррекции у детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада . Детский сад 82


    Распечатать Использование нетрадиционных средств формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Использование нетрадиционных средств формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Использование нетрадиционных средств формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru