Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 К вопросу организации предметно-развивающей среды в МДОУ, работающем с использованием ОТСМ—ТРИЗ—РТВ,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Михейкина Ирина Юрьевна
    Конспект занятий в детском саду
    К вопросу организации предметно-развивающей среды в МДОУ, работающем с использованием ОТСМ—ТРИЗ—РТВ
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Всякий изобретатель является растением своего времени и своей среды.
    Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы для нЕго
    и опираются на те возможности, которые существует в не его:
    В психологии установлен закон: стремление к творчеству всегда
    пропорционально простоте среды.
    Л.С. Выгодский

    По мнению С.Л. Новосёловой, грамотно организованная среда даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, рутины, помогает ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.

    ":под окружающей человека средой подразумевается совокупность условий и влияний, окружающих человека" (Д.Ж. Маркович, 1991 г.).

    Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно проходит её свободное и активное развитие: "Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему даёт физическую основу для жизни и делает интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие".

    Исходное требование к предметной среде - её развивающий характер. Она должна объективно создать условия для творческой деятельности каждого ребёнка, служить целям его психического и физического развития, обеспечивать зону ближайшего развития. Правильно организованная предметная среда выступает мощным стимулом развития ребёнка.

    Психодидактический компонент образовательной среды нашего ДОУ базируется на программе нового поколения развивающего типа - "Развитие".

    С 1995 года все группы, а их пять, работают по программе Л.А. Венгера "Развитие" (М., Новая школа, 1994 г.), основными задачами которой являются развитие умственных и художественных способностей ребёнка через разные виды деятельности, путём введения простейших форм символизации и наглядного моделирования.

    Наше МДОУ "Детский сад № 37" г. Сарова, второй год занимается экспериментальной работой под руководством научного руководителя Т.А. Сидорчук по теме "Формирование познавательных способностей детей 3-7 лет средствами ОТСМ-ТРИЗ".

    С учётом внедрения в образовательный процесс ТРИЗ-технологии перед нами встала задача: реструктуризации имеющийся предметно-развивающей среды. При построении развивающей среды ДОУ, мы руководствовались следующими принципами:

    • адекватность среды, т.е. её соответствие вводимым в образовательный процесс программно-методическим комплексам;
    • полнота среды, что предусматривает обеспечение полноценности её содержания для всех видов детской деятельности;
    • динамичность, что предполагает возможность быстрого изменения среды, исходя из интересов и потребностей детей;
    • возрастные возможности;
    • уровень развития;
    • эстетизация, для чего необходима сочетаемость материалов, используемых при оформлении среды по цветовой гамме, фактуре, размерам и др.;
    • принцип гигиеничности и охраны жизни и здоровья детей (в соответствии с Сан Пин 2.4.1. 1249-03);
    • принцип доступности.

    Основными положениями программы "Развитие" Л.А. Венгера и ТРИЗ-РТВ-технологии в плане развития творческих способностей, где способности понимают как ориентировочные действия, которые осуществляются путём использования существующих в культуре средств. Для дошкольников эти средства носят образный характер - это эталоны, схемы, модели. Свою предметно-развивающую среду мы обогатили основной группой моделей ТРИЗ-РТВ, таких как морфотаблицы, системный оператор, символическая зрительная и слуховая аналогия и др. - построенной с использованием схем, эталонов, символов и представляющей собой модели различных систем и объектов.

    Пособие "Круги Луллия".

    Нами используются "Круги Луллия" в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным разделам программы: экология, развитие связной речи, обучение грамоте, музыкальное воспитание, развитие элементарных математических представлений, конструирование.

    Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.

    Презентация.

    Цель данного пособия:

    • уточнять знания дошкольников в различных предметных областях;
    • развивать вариативность воображаемых образов.

    Фото № 1 "Составь слово" - используется для составления слов.

    Фото № 2 "Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков.

    Фото № 3 "Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.

    Морфотаблицы.

    Педагоги активно используют в своей работе морфотаблицы. Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, развивает комбинаторику.

    Цель:

    • формировать у детей умение давать большое количество различных категорий ответов в рамках заданной темы;
    • создавать условия для оценки ребёнком полученных идей. Учить детализировать наиболее удачные.

    Фото № 5 "Волшебный домик для Незнайки" - находили возможные варианты домика для сказочного героя.

    Фото № 6 "Поющая архитектура" - устанавливали связь архитектурных стилей и музыкальных жанров.

    Фото № 7 "Сравнение архитектурных стилей" - выявляли особенности архитектурных стилей и сравнивали их между собой.

    "Дидактический мяч".

    Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы.

    Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах.

    Задания для детей 4-х лет.

    - Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.

    Задания для детей 5 лет.

    - Детям предлагаются в разброс разные части речи. Их задача назвать антонимическую пару и задать вопрос, на который отвечает данное слово. Пример: добрый - (какой?) злой; работа - (что?) отдых; бежит - (что делает?) стоит. В задания вводятся наречия.

    Задания для детей 6 лет.

    - Педагог просит детей назвать противоположные по значению части речи. Данное пособие используется при работе с литературным произведением. Например: "Назови героев с противоположными чертами характера".

    Фото № 8

    Пособие по составлению загадок.

    Для усвоения детьми моделей составления загадки пользовались универсальной схемой.

    Цель:

    - упражнять детей в умении составлять загадки об объектах, используя известные модели;

    - побуждать к использованию сравнений метафорического плана при составлении речевых зарисовок.

    Фото № 9

    Пособие по описательной характеристике литературного героя.

    В каждой группе педагоги придумали своё необычное пособие, которое интересно и удобно в использовании. В одной группе - это "Часы", в другой "Улитка", а есть ещё и "Ромашка", на которую прилетает пчёлка. Данное пособие используется как алгоритм составления описательного рассказа.

    Фото № 10 "Часы"

    Фото № 11 "Улитка"

    Фото № 12 "Ромашка"

    Пособие по "Именам признаков"

    В 2007 году провели конкурс пособий по "Именам признаков", затем приняли участие в городском конкурсе, где заняли первое место. Воспитатели творчески подошли к созданию своих пособий, каждое из которых является интересной находкой, удобны и многофункциональны в использовании. С этой целью придумали пособие "Гнёздышко" и т.д. Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). Символы имён признаков придумывали сами дети, что способствовало их лучшему запоминанию. В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.

    Фото № 13 "Карандаши"

    Фото № 14 "Гнёздышко"

    Фото № 15 "Колосок"

    Фото № 16 "Робот"

    Фото № 17 "Воздушный змей"

    Фото № 18 "Аквариум"

    Пособие "Окружающий мир"

    Для того чтобы поддерживать интерес детей в освоении классификационных групп педагоги придумали необычные образы. В каждой группе свои представители природного и рукотворного мира.

    Фото № 19 "Гномики"

    Фото № 20 "Эльфики"

    Фото № 21 "Смешарики"

    Все представленные пособия используется как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей и способствуют развитию детского творчества.

    Презентация.



    Конспекты занятий в детском саду:
    Конспект занятия (развлечения) для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста по теме: "Лук от семи недуг. Секрет 5" . Детский сад 82
    Дети и этикет (комплексно-целевая программа) . Детский сад 82
    Занятие по валеологии "Пять органов чувств" (старшая группа) . Детский сад 82
    Конспект комплексного занятия "К ребятам приходит Айболит" . Детский сад 82
    Реализация коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей с нарушением зрения с использованием информационных компьютерных технологий . Детский сад 82
    Игровое занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста . Детский сад 82


    Распечатать К вопросу организации предметно-развивающей среды в МДОУ, работающем с использованием ОТСМ—ТРИЗ—РТВ . Детский сад 82
    Поделится ссылкой К вопросу организации предметно-развивающей среды в МДОУ, работающем с использованием ОТСМ—ТРИЗ—РТВ . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи К вопросу организации предметно-развивающей среды в МДОУ, работающем с использованием ОТСМ—ТРИЗ—РТВ . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru