Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Конспект занятия в подготовительной группе по народоведению на тему "Сороки Святые",детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Хохлова Тамара Александровна
    Конспект занятий в детском саду
    Конспект занятия в подготовительной группе по народоведению на тему "Сороки Святые"
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Программное содержание: Закрепить знания детей о традициях народного праздника «Сороки». Продолжать знакомить с частью традиционной культуры русского крестьянина, отраженной в народном (земледельческом) календаре и тесно связанной с ним. Развивать образное восприятие истории нашего прошлого, способность самостоятельно мыслить. Воспитывать желание больше узнавать о традициях наших предков.

    Предварительная работа: акцентировать внимание детей на прогулках на окружающем мире. Познакомить с понятиями: земледельческий календарь. Познакомить с книгами, иллюстрациями по теме. Прослушивание аудиозаписи (голоса птиц). Поэтическое слово, пословицы, поговорки, заклички. Экскурсия в музей.

    Методические приемы: игровой, показ, пояснения, беседа по вопросам, художественное слово, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, словесные игры, поощрения, работа со схемами.

    Методическое сопровождение: конверт, схема весны, календари: настенный, настольный, ежедневник, отрывной, маленький карманный; схемы пословиц; испеченные из теста «Жаворонки», «колобаны». На каждого ребенка: дидактическая игра «Узнай птицу», «Дневничок – здоровячек», карандаши цветные.

    Ход занятия

    - Кто-то бросил мне в окошко,
    Посмотрите, письмецо.
    Может, это лучик солнца,
    Что щекочет мне лицо?
    Может, это воробьишко пролетая, обронил?

    - Ребята, вам хочется узнать, от кого пришло письмо?

    - Письмо зашифровано в виде таблиц. Но мы с вами и по таблицам догадаемся, кто же нам письмо прислал.

    Показываю детям мнемо-таблицы и решаем, что это весна нам письмо прислала. А потом из конверта достаю маленький календарик.

    - Что это? Какие календари вы знаете?

    (Большие настенные, украшенные картинками, портретами знаменитых артистов; настольные для деловых людей, специальные ежедневники блокноты, тематические для детей, женщин, маленькие карманные, отрывные настенные).

    - Зачем нужен календарь?

    (Современный человек всю свою жизнь сверяет с календарем учеба, работа, праздники, дни рождения, отпуск).

    - Потребность в измерении промежутков времени возникла еще в глубокой древности. (Впервые у народов древности ведущих кочевой образ жизни появился лунный календарь. Когда люди стали заниматься земледелием появился – земледельческий календарь).

    - Лунным календарем пользуются и сейчас. Кто? Как?

    - Полная зависимость от природы заставляла земледельца быть тонким наблюдателем, замечать изменения в природе и устанавливать связь одних явлений с другими. По народным представлениям две половины года взаимно влияют друг на друга. Отсюда в приметах, пословицах так много сравнений.

    - Давайте и мы с вами с помощью пословиц сравним весну и осень.

    (По схемам дети вспоминают пословицы: «Весенний дождь растит, а осенний гноит» (Рисунок 1); «Увидел скворца – весна у крыльца» (Рисунок 2); «Весна и осень – на дворе погод восемь» (Рисунок 3); «Весна с цветами, а осень с пирогами» (Рисунок 4); «Весной ведро воды – ложка грязи, осенью ложка воды – ведро грязи» (Рисунок 5)).

    Рисунок 1

    Рисунок 2

    Рисунок 3

    Рисунок 4

    Рисунок 5

    - Сколько месяцев у каждого времени года?

    - Назовите весенние месяцы?

    - Как в народе называли март? («капельник», «протальник», «утро весны»).

    - Как называли апрель? («водопол»,«снегогон», «прилетень», «березень»).

    - Как называли май? («травень», «цветень», «розоцвет»).

    - Сегодняшний день по народному календарю - Крилл – дери полоз.

    - Дороги портятся, ездить на санях становится трудно.

    - А какие еще приметные дни в марте регулировали трудовую и хозяйственную деятельность крестьян.

    (Василий – капельник; С Василия весна идет. С крыш капает, а за нос цапает. Евдокия - плющиха 14; «Герасим – грачевник»; «Сороки»)

    - С 22 марта и до Зосимы – пчельника (30 апреля) считается , что должно быть сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно. То лето будет теплое.

    На сороки обычно хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков – «сороки – святые – колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая:

    Мороз, красный нос
    Вот тебе хлеб и овес
    А теперь убирайся,
    Подобру-поздорову.

    Верили, что наевшись хлебных шариков, мороз уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их посевных весенних работах.

    Еще на «Сороки» пекли «Жаворонков» и в этот день- день был равен ночи.

    Физминутка.

    Жаворонки,
    Жаворонки
    Прилетите!
    Красну весну
    Принесите
    Зиму холодну
    Унесите!
    Зима нам надоела,
    Весь хлеб у нас поела!

    - Мы не зря с вами о птицах вспомнили. Сейчас будет задание для вас. Перед вами карточка. Возьмите первую букву от названия каждого нарисованного здесь предмета – и запишите ее в «Дневничке – здоровячке» получите птицу, которая с юга прилетела, а затем вспомните примету, связанную с этой птицей. (Рисунок 6)

    Рисунок 6

    Дидактическая игра «Узнай птицу и скажи примету».

    Приметы:

    Журавушка курлычет – весть о тепле передает.

    Прилетел кулик из-за моря – вывел весну из затворья.

    Жаворонки звонко поют на лету – к ясной погоде.

    Ласточки летают высоко – дождик далеко, ласточки летают низко – дождик близко.

    Соловей всю ночь поет без перерыва – к ясному знойному дню.

    Если скворцы сидят смирно и их не слышно – к дождю.

    Если грачи поднимаются высоко и стрелой опускаются на землю - к дождю.

    Если кукушка кукует регулярно – к теплой погоде.

    Если кукушка издает звуки похожие на кваканье – к дождю.

    Если зяблик, сидя на ветке, тихо щебечет – к дождю.

    - Кто закончил задание рисует в «Дневничке – здоровячке» весеннюю картинку.

    - А теперь ребята давайте с вами вспомним, как и о ком в народе говорят, используя названия птиц:

    • Могучий, как (орел)
    • Вольный, как (птица).
    • Мудрый, как (ворон).
    • Верный, как (лебедь).
    • Взгляд зоркий, как у (сокола).
    • Желторотый, как (птенец).
    • Болтает и трещит, как (сорока).
    • Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь)
    • Какие птицы едят грибы? (глухари)
    • Кто кукует у кукушки? (самец)
    • Какая птица выше всех летает? (орел)
    • Какая птица лучший бегун в мире? (страус)
    • У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
    • У какой птицы крылья покрыты чешуей? (у пингвина)
    • Какая птица кричит как кошка? (иволга)

    Затем дети задают вопросы гостям и воспитателю.

    Ребята посмотрите, а у нас в конверте еще что-то осталось.

    (Вместе с детьми достаем из конверта карманные календарики.)

    - Это сюрприз для вас. Возьмите эти календарики на память.



    Конспекты занятий в детском саду:
    "Путешествие по зимним сказкам" . Детский сад 82
    Занятие в подготовительной группе "Трудятся в Муравленко люди" . Детский сад 82
    Игра-викторина "Чудо-дерево" по сказкам К.И. Чуковского для детей 4–7 лет . Детский сад 82
    Программа "Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени школьного образования" . Детский сад 82
    Let's Play and Have a Talk (урок английского языка в группе детей дошкольного возраста) . Детский сад 82
    Создание поделок из природного материала. Тема: "Золотой цветок осени" . Детский сад 82


    Распечатать Конспект занятия в подготовительной группе по народоведению на тему "Сороки Святые" . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Конспект занятия в подготовительной группе по народоведению на тему "Сороки Святые" . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Конспект занятия в подготовительной группе по народоведению на тему "Сороки Святые" . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru