Детский сад
детсад
Конева Ольга Михайловна
Конспект занятий в детском саду
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Заботиться о своевременном развитии речи малыша необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Заниматься тренировкой пальчиков можно с ребенком уже с 6-7 месячного возраста. Начинать желательно с массажа кистей рук – поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец.

Всем известные игры “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Коза-рогатая”, “Пальчики” не требуют подробных разъяснений и очень уместны в этот период.

Чем старше становится ребенок, тем больше значение мелких движений пальцев рук для формирования его психических процессов. Ученые установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

Исследования М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук

С десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики, шарики из пластилина, бусы различного диаметра. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы, фасоль, горох, бобы.

В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Приложение 1.

В этот же период или чуть позже начинается интенсивное развитие речи малышей. Чтобы совершенствовать эти навыки, способствуйте развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, используя при этом разнообразные игры

Веселые фигуры

В этой игре малыши действуют с кружочками, квадратиками, треугольниками и т. д., повторяют различия между формой и размером фигурок, учатся раскладывать фигурки по ячейкам.

Для игры нужны фигурки, вырезанные из дерева или картона: 3–4 кружочка одного размера квадратики, треугольники, многоугольники. А также решетки-ячеики для этих фигур – с отверстиями, соответствующими размеру фигурок. Вначале воспитатель просит малышей собрать фигуры одинаковой формы: “Соберем кружочки”. Просит обратить внимание на цвет фигур и решетки-ячеики, они должны подходить друг к другу. Потом дети собирают квадратики, потом треугольники, многоугольники.

Если малышам трудно сразу выполнить задание со столькими фигурами , упростите его, выполняйте поэтапно. Вначале закрепите действия с кружочками – выделение формы и цвета, затем с остальными фигурами поочередно. И только потом переходите к комбинации всех фигур.

На следующей стадии детям предлагают фигуры разной формы и разного размера. Разумеется, в этих заданиях ребенку требуется предельное внимание и терпение. Не скупитесь на похвалу. Подсказывайте детям осторожно, чтобы их не обидеть.

Матрешка

Игрушка для маленьких детей. Причем очень полезная игрушка. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась, как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету, объему. Все это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.

Усевшись за столик вместе с детьми, вы торжественно достаете большую матрешку и восхищаетесь ее красотой: “Посмотри, какая красавица к нам пришла! Ее зовут Матрешка. Какой у нее платочек, какие щечки…” Полюбовавшись ее, вы берете в руки игрушку и дивлено говорите: “Что-то она тяжелая, и гремит. Наша матрешка состоит из двух половинок. Давай раскроем ее может там что-то есть внутри? Давайте посмотрим?”

Процесс открывания можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы, естественно, удивляетесь и рассматриваете ее вместе с детьми, как и первую. Поставив две матрешки рядом, предложите сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, а какой фартук у большой. Объясните, что по форме они одинаковые, а по размеру разные. Так продолжается до тех пор, пока все матрешки не выйдут.

Покажите, как складываются. Объясните, что большая матрешка не может поместиться в меньшей, а нижняя часть должна соответствовать по величине верхней.

А теперь давайте поэкспериментировать малышу, по возможности воздерживаясь от помощи действием. В конце концов, с помощью метода проб и ошибок, малыш достигает своей цели. После знакомства с матрешками можно организовывать игру в “детский сад”.

Молоток и колышки



Конспекты занятий в детском саду:
Театр в жизни ребенка-дошкольника . Детский сад 82
Занятия по социально-бытовой ориентации как способ коррекции психического и личностного недоразвития детей с ЗПР . Детский сад 82
"Социально-личностное развитие детей старшего возраста в процессе реализации программы «Сообщество»" . Детский сад 82
Взаимодействие ДОУ и семьи как основа гуманизации педагогического процесса . Детский сад 82
Конспект занятия в подготовительной группе "К нам весна шагает быстрыми шагами" . Детский сад 82
Конспект занятия по лепке в первой младшей группе "Снег идет" . Детский сад 82

Распечатать Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста . Детский сад 82
Поделится ссылкой Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru