Детский сад
детсад
Лампман Вера Евгеньевна
Конспект занятий в детском саду
Влияние русских народных праздников на воспитание нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Становление личности человека – сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство, которое А.Н. Леонтьев назвал периодом “первоначального сложения личности”. В этом возрасте начинают развиваться первые “механизмы” поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта, происходит усвоение первичных нравственных норм.

Исследования ученых, педагогов, психологов (Е.А. Аркин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

“Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний” (Д.С. Лихачев)

Именно поэтому родная культура как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е.Н. Водовозова, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева, Е.И.Тихеева, А.Н. Усова, Е.А. Флерина и другие). Сейчас, в сложный период, коллективы многих дошкольных учреждений продолжают искать возможности для плодотворной деятельности, обращаясь именно к традиционному народному наследию.

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования появляются современные программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку: программа “Приобщение детей к русской народной культуре” разработана в Нижнем Новгороде О.Князевой и М.Маханевой, программа “Наследие” разработана М.Новицкой, программа “Русский дом” разработана и апробирована в городе Барнауле, руководитель программы Н.А. Яковлева. Взаимосвязь всех этих направлений подчинена достижению главной задачи – воспитанию интеллектуально развитых детей, формированию в маленьком человеке устойчивых нравственных категорий, любви к Отечеству и окружающим его людям, а также способствует подготовке детей к дальнейшему обучению в школе. Основные принципы, положенные в основу программы сводятся к следующему: системность, интегрированность, взаимозависимость и взаимообогащение тематике. Кроме этого постепенное углубление и усложнение знаний и представлений ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях; взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем; использование наглядности; сочетание интеллектуальной и двигательной активности ребенка на занятии.

Таким образом, можно констатировать, что в последние годы в российской системе дошкольного образования произошли перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Выше перечисленные программы помогают педагогам приобщить дошкольников к истокам народной культуры, ее духовным ценностям.

Проблема нравственного воспитания тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, требующей внимания к личности ребенка во всем его своеобразии. Воспитание нравственного поведения - процесс сложный и длительный и происходит постепенно. Его эффективность зависит от единства и целостности всего воспитательного процесса, вариативности условий воспитания, предполагает высокий уровень организационно-педагогических усилий в дошкольном учреждении; обязательную связь семейного и общественного воспитания; единство сознания, чувств и понятий.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке. Она определяется умением ребенка правильно оценить обстановку, уметь понять настроение и состояние людей и выбрать соответствующую линию поведения.

Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению.

Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.

Следуя законам народной педагогики можно сделать вывод, что народные праздники составляют основу этой педагогики. Они дают возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых), а также родителей воспитанников ДОУ. (Приложение 1)

Основной целью и средством воспитания детей в детском саду в народной педагогике является общение, реализуемое в трудовой, празднично-игровой, учебной и других видах деятельности. Общение, особенно с взрослыми, внимание и любовь близких помогают малышу усвоить определенные знания, умения и характер отношений.

Все эти задачи, как эстетического, так и нравственного воспитания нашли свое отражение в одном из компонентов народной культуры - народном празднике. Однако чтобы праздник не утратил своей новизны, яркости необходимо учитывать подготовительный период к празднику. В “Методических рекомендациях” раскрыты основные положения по подготовке и проведению народных праздников в детском саду (Приложение 2)

Великий русский педагог К.Ушинский еще в XIX веке отмечал, что западный человек ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось, и есть опасность превратиться в Иванов, не помнящих родства. Мы даже и праздников своих толком не знаем. Может быть, это связано с тем, что лет 70 были они как бы под запретом, так как имели “связь” с церковью?

А ведь вся наша культура всегда рождалась в недрах религии и тысячелетиями была с ней связана. Рождество, Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица, Покров... Сколько существует прекрасных русских праздников! На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье ни когда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.

“Наконец, праздник - это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и использованием традиционных песен” (А.Н. Зимина).

Народные праздники, как совместная деятельность дошкольников оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственных норм, воспитание нравственного поведения.

Для того чтобы выявить влияние русских народных праздников на воспитание нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста на базе дошкольного образовательного учреждения “Рябинка” города Белокуриха была проведена опытно-экспериментальная работа. На первом этапе осуществлялась констатация состояния изучаемой проблемы в теории и практике воспитания, были выделены 4 уровня осознания нравственных норм поведения старшими дошкольниками. (Приложение 3). На втором этапе проведено исследование нравственного поведения детей в группе сверстников. Исследование проводилось с помощью метода наблюдения в ходе подготовки и проведения народного праздника Троица. Выполнение ребенком нравственных норм тесно связано с эмоциональным отношением к тому человеку, которому они адресованы. Мы наблюдали, как относятся наши испытуемые к своим сверстникам: приязненно, неприязненно, безразлично. (Приложение 4).

Формирование нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста проходило в процессе с русскими народными праздниками и участия в них.

Вначале был составлен годовой перспективный план, в котором были выделены наиболее значимые русские народные праздники, доступные пониманию детей. В плане определены цель и воспитательные задачи.

Основная цель – приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с русскими народными праздниками. В плане прослеживается взаимосвязь работы руководителей музыкальной, изобразительной, театральной деятельности, логопеда, воспитателя по физической культуре. Музыкальный, словесный, игровой материал узкие специалисты отслеживали в разных видах деятельности.

Весь процесс воспитания нравственного поведения посредством народных праздников осуществлялся в три этапа: подготовка к празднику, мероприятие (проведение), понимание (обсуждение после праздника).

  • На этапе подготовки педагогическим коллективом был восстановлен смысл празднования, в связи, с чем возник замысел и составлен сценарий праздника, учитывающий задачу приобщения детей к тематике празднования. Основная тема праздника пронизывала все занятия, в которые ребенок включен.

  • Немаловажную роль в праздниках сыграла предварительная подготовка, в которой участвовали дети, воспитатели, родители.

  • Проведение – это этап действенной реализации того замысла, где каждый участник включается исходя из своего понимания происходящего. Очень важно делать “незаорганизованным” само празднование, чтобы не лишить детей непосредственного восприятия того красочного действа, в которое они были активно включены.

  • Понимание – это заключительный этап, который является наиболее важным с точки зрения трех составляющих. Понимание праздника происходит через обсуждение всеми участниками того, что и как праздновалось.

Основная идея народного праздника проходит единой нитью, предусматривая работу по воспитанию нравственного поведения.

Вся работа, осуществляемая на трех этапах взаимосвязана. Каждый этап несет в себе определенные функции и задачи. Исходя из этого мы составили таблицу, определяющую значение каждого этапа.

Народные праздники. Таблица № 1.

I этап

Конспекты занятий в детском саду:
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению: "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях" . Детский сад 82
Программа для детей подготовительной группы детского сада (возраст 6–7 лет) по ознакомлению с окружающим миром . Детский сад 82
Игры на развитие коммуникативных навыков для детей с агрессивным поведением . Детский сад 82
Привитие навыков здорового питания у детей младшего дошкольного возраста . Детский сад 82
Занятие в средней группе по теме "Быть примерным пешеходом" . Детский сад 82
Конспект занятия сюжетно-ролевой игры «Спортивная база "Долина здоровья"» . Детский сад 82


Распечатать Влияние русских народных праздников на воспитание нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста . Детский сад 82
Поделится ссылкой Влияние русских народных праздников на воспитание нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Влияние русских народных праздников на воспитание нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru