Детский сад
детсад
Агафонникова Валентина Николае
Конспект занятий в детском саду
Возможности народной игры как средства приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре народов Севера
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе.

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.

Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаются его духом.

Игры коренных народов республики Саха (Якутия) необходимо рассматривать в органическом единстве со всей духовной культурой современного общества и как одно из важных средств воспитания подрастающего поколения республики.

Национальные игры коренных народов Якутии имеют "давнее историческое происхождение, это своеобразный источник познания истории развития культуры северных народов" (Роббек, 1997. С.4). Соединяя в себе народный театр и народную гимнастику, они обнаруживают "народные мечты, стремления", заглушаемые ежедневными житейскими заботами.

Исходя из этого, можно утверждать, что многие игры народов Севера были повторениями деятельности взрослых, вырабатывающих необходимые при этом силу, ловкость, выносливость. Игра - это школа воспитания. В ней свои "учебные предметы". Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.

Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. В играх с зачинами присутствуют диалоги, характеризующие персонажей и их действия. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.

Игры являются одним из больших разделов нашей общенациональной культуры. Они разносторонне отражают все области материального и духовного творчества. Я поняла, что физическое и духовное воспитание стоят на первом месте. Понаблюдала за детьми старшего возраста. Дети не увлекаются народной культурой, мало знают национальные традиции, обычаи. Поэтому решила взять эту тему для работы с детьми дошкольного возраста.

Целью является приобщение дошкольников к материальной и духовной культуре народов Севера и вовлечение ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников. Воспитывать детей физически и духовно здоровыми через игры народов Саха, национальную культуру.

Задачи:

1) ознакомить дошкольников с традициями и обычаями, нравственно-этическими ценностями народов, населяющих территорию республики;

2) формировать устойчивый интерес к культуре коренных народов Якутии;

3) развивать повышенный интерес к национальным видам спорта;

4) укрепление здоровья и физического развития;

5) обогатить словарный запас детей;

6) воспитывать любовь к родному краю.

Реализация программы рассчитана на 3 года.

Структура занятий содержит в себя следующие компоненты.

1) Беседа. Перед объявлением названия игры проводится беседа, актуализирующая приобретенные знания школьников о национальной культуре коренных народов республики на предыдущих занятиях. После того, как прозвучит название игры, проводится беседа, касающаяся того аспекта культуры, которому посвящена игра.

2) Изготовление атрибута для игры. Возможны изготовления не сложных атрибутов для предстоящей игры самими детьми.

3) Проведение игры.

4) Творческие задания. Для закрепления полученных знаний можно провести такие виды творческих работ как составление рассказов, стихотворения, рисунки узоров с использованием орнаментов, организовать выставку работ дошкольников и родителей.

По окончанию каждой темы проводится итоговое занятие-творчество, где обобщаются и систематизируются полученные знания о национальной культуре определенного народа. Это могут быть и тесты-рисунки, и народные праздники, или игры, видоизмененные самими детьми.

Цель проведения народной игры всегда имеет три аспекта:

1) познавательный (приобщить детей к национальной культуре, расширить круг знаний школьников о традициях, обычаях, укладе жизни народов Севера);

2) развивающий (способствовать развитию навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога);

3) воспитательный (развивать способность к действенному межэтническому взаимоотношению и взаимопониманию).

Ожидаемые результаты.

Занимающиеся должны:

1) называть игры народов Севера, их существенные отличия;

2) знать о некоторых важных особенностях национальных культур коренных народов Якутии (промыслы, традиционный уклад жизни);

3) перечислять коренных народов Якутии;

5) называть традиционные предметы быта и орудия труда северных народов;

6) перечислять виды жилищ;

7) знать устный фольклор: сказки, пословицы, поговорки и мифы народов Севера;

8) уметь на основе простых народных промысловых игр рассказать об укладе жизни этого народа.

Использование якутских народных игр, упражнений и национальных видов спорта в режиме дня дошкольников (примерные рекомендации)

 

Конспекты занятий в детском саду:
Семинар-практикум для родителей детей 5–6 лет "Поиграем" (направлен на развитие опорно-двигательного и вестибулярного аппарата) . Детский сад 82
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста" . Детский сад 82
Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста . Детский сад 82
Конспект занятия для детей дошкольного возраста "Школа волшебства" . Детский сад 82
Развитие двигательного воображения у детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях в условиях сельского детского сада . Детский сад 82
Авторская программа "Развитие музыкально–двигательных способностей дошкольников посредством приобщения их к танцевальной культуре Севера" . Детский сад 82

Распечатать Возможности народной игры как средства приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре народов Севера . Детский сад 82
Поделится ссылкой Возможности народной игры как средства приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре народов Севера . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Возможности народной игры как средства приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре народов Севера . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru