Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Консультация "Технология проектирования",детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Игнатова Валентина Викторовна
    Конспект занятий в детском саду
    Консультация "Технология проектирования"
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Введение. Знакомство с терминологией

    Известный ученый А. Эйнштейн в беседе с Н.И. Сац сказал: "Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное - научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя".

    Свободу и возможность познать себя, на наш взгляд, предоставляет технология проектирования, позволяющая ребенку не ощущать "давления" взрослых.

    В широком понимании проектом называют все, что задумывается, планируется, т.е . это разработка сценариев предстоящих действий.

    Педагогическое проектирование - прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, направленное на создание, развитие и преобразование организованных процессов воспитания и обучения. [7]

    Применительно к учебно - воспитательному процессу педагогическое проектирование - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей. [7]

    В основе технологии проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.

    По определению В. Ротенберга (2001), поисковое поведение - это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. [1]

    Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности. Она не вписывается в существующие формы дошкольного воспитания и обучения, что затрудняет ее практическое применение.

    Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических. [1]

    Технология "Метод проектов" - способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. [6]

    Педагогический проект - система реализуемых и планируемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей, которые зависят от приоритетных педагогических ценностей. [7]

    Значение технологии метода проектов

    1. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
    2. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества.
    3. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к самоанализу, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
    4. Дети учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.
    5. Развивается умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, умения устанавливать причинно - следственные связи.

    Содержание проектной детской либо детско-взрослой деятельности основывается на решении образовательных и воспитательных задач.

    Требования к использованию проектной деятельности

    Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.

    Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

    Самостоятельная деятельность детей.

    Структурирование содержательной части проекта.

    Использование исследовательских методов ("мозговой штурм", эксперименты, опыты, наблюдения и др.)

    Перечень проблем, используемых для разработки проекта

    Работа педагога с группой детей над проектом - это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.

    Условно можно выделить четыре группы проблем:

    • "ребенок и его семья",
    • "ребенок и природа",
    • "ребенок и рукотворный мир",
    • "ребенок, общество и его культурные ценности".

    Типы проектов

    Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

    Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

    По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

    По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

    По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

    По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

    По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

    По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

    Таким образом, один и тот же проект может быть:

    • по методу - исследовательский (дети экспериментируют),
    • по характеру содержания - включающий ребёнка и природу;
    • по характеру участия ребёнка - ребёнок участник от зарождения идеи до получения результата
    • по характеру контактов: внутри одной возрастной группы;
    • по количеству участников - групповой.

    Например: проект исследовательский, на тему "ребёнок и природа", ребёнок - участник, групповой.

    Данные характеристики необходимо использовать при составлении плана проекта, и при проведении анализа.

    Уровни развития проектной деятельности:

    Первый уровень - подражательно - исполнительский

    (Младший и средний дошкольный возраст - 3,5 -5 лет)

    У ребёнка отсутствует жизненный опыт, недостаточно развиты интеллектуально - творческие способности.

    Активная роль принадлежит взрослому. Ребёнок - заказчик проекта. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без труда определить проблему, "заказываемую" детьми.

    Интерес к содержанию проекта зависит от:

    • удовлетворения разнообразных интересов ребёнка;
    • реализации его потребностей в активной деятельности; самовыражении;
    • увлеченности совместной деятельностью.

    Второй уровень - развивающий

    (средний и старший дошкольный возраст, 5 - 6 лет)

    К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен:

    1. Сдерживать свои импульсивные побуждения.
    2. Терпеливо выслушивать педагога и сверстников.
    3. Активнее организовывать совместную деятельность со сверстниками, у ребёнка развивается самоконтроль;
    4. Он способен достаточно адекватно оценить поступки, как собственные, так и сверстников.
    5. Он принимает проблему, уточняют цель, способен выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

    Дошкольники не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и подсказывают проблемы и темы возможных исследовательских, приключенческих и других проектов.

    На втором этапе активность педагога несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.

    Третий уровень - творческий

    (Старший дошкольный возраст, 6 -7лет)

    На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием. Роль взрослого - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её, определить перспективы развития опыта.

    Механизм проектирования.

    1. Организация предметно - развивающей среды:

    • документы на разных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира
    • технические средства обучения: телевизоры, видеомагнитофоны, магнитофоны, DVD проигрыватели, компьютеры.
    • возможность выхода за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в детской районной (городской) библиотеке, музеях и других культурных центрах.

    2. Роль воспитателя.

    Воспитатель - организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

    3. Формы деятельности

    Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель - дети; ребенок - ребенок; дети - родители.

    Возможны: совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная формы деятельности.

    4. Контроль

    Контроль со стороны взрослых (внешний) уступает место оценке результатов работы. Дети постоянно информированы о промежуточных результатах, совместно с воспитателем или самостоятельно корректируют и регулируют выполнение работы, проекта в целом.

    5. Результаты работы

    Частным, конкретным результатом работы для дошкольников могут быть

    • рисунок,
    • поделка,
    • аппликация,
    • альбом,
    • книга,
    • сочиненная сказка,
    • подготовленный концерт, спектакль,
    • урожай овощей.

    Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника

    Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

    Этапы проекта

    Конспекты занятий в детском саду:
    Конспект занятия по обучению правилам дорожного движения детей подготовительной группы . Детский сад 82
    Конспект занятия в подготовительном классе по теме "Знакомство с буквой Р. C.Михалков «Про сома»" . Детский сад 82
    Занятие по теме "Образование числа 7, соотнесение числа с цифрой. Понятие «Неделя»" . Детский сад 82
    Опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками о животных . Детский сад 82
    Программа кружка "Почемучка" . Детский сад 82
    Программа подготовки детей к школе "Развивайка" . Детский сад 82

    Распечатать Консультация "Технология проектирования" . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Консультация "Технология проектирования" . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Консультация "Технология проектирования" . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru