Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Коррекционно-развивающая программа "Тропинка к себе" для детей дошкольного возраста 4–5 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детско
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Низамутдинова Алла Петровна
    Конспект занятий в детском саду
    Коррекционно-развивающая программа "Тропинка к себе" для детей дошкольного возраста 4–5 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    ВВЕДЕНИЕ

    ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах.

    Этиология

    Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов.

    Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.

    Двигательные нарушения:

    • ограничена предметно-практическая деятельность;
    • недостаточное развитие предметного восприятия;
    • затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь;

    Для детей с нарушениями ОДА характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Это проявляется в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей.

    Наиболее часто наблюдаются диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что интеллектуальное достаточное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. У ребенка формируется иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности т.к. ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Актуальность проблемы

    В последнее время число детей с церебральным параличом (группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений), становится больше.

    В наиболее общем виде основные принципы деятельности специалистов, в первую очередь нас психологов, с проблемными детьми были сформулированы еще Л.С.Выготским и в работе ведущих дефектологов и психологов страны. В то же время до сих пор они недостаточно конкретны, не воплощены в реально действующие технологии и не определяют методическое обеспечение психологической деятельности.

    Это подвело нас к созданию коррекционно-развивающей программы для детей с двигательными нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) при детских церебральных параличах (ДЦП).

    Эти дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психологической коррекции. Необходимо приспособить детей к условиям социальной среды, так как для них характерны расстройства эмоциональной сферы, слабо развитой мелкой моторики и мимических мышц, поведение в целом.

    Цель программы: помощь детям старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА при ДЦП справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

    В связи с этим психокоррекционная включает в себя следующие задачи:

    • стимулирование и активизирование мышечного тонуса;
    • снятие эмоционального напряжения;
    • помощь в преодолении негативных переживаний;
    • создание позитивного настроя;
    • воспитание уверенности в себе;
    • развитие коммуникативных навыков;
    • развитие способности распознавать эмоции по внешним признакам.

    Предмет психокоррекции – эмоциональная сфера детей.

    Объект психокоррекции – старший дошкольники с нарушениями ОДА при ДЦП.

    Структура и содержание занятий

    Содержание психокоррекционной работы представлено групповой формой работы.

    Групповая форма работы предполагает коррекционное воздействие не только со стороны психолога на каждого ребенка, посещающего занятие, но и внутри группы при взаимодействии участников. Все задания, преимущественно игровые. Задания подаются по образцу (показу и одновременно по развернутой речевой инструкции). Ведется контроль над правильностью выполнения тех или иных движений.

    Каждое занятие имеет шесть этапов работы.

    1. Массаж лица

    Кончиками пальцев осуществлять легкие движения:

    1) поглаживающие;
    2) постукивающие;
    3) разминающие;
    4) поглаживающие.

    2. Дыхательные упражнения

    Улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

    Важно научить ребенка (с проблемами) чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Основу дыхательных упражнений, способствующих расслаблению, составляют упражнения с углублением и замедлением вдоха и выдоха, что достигается путем длительного произнесения гласных звуков (а, у, о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах-ох ух).

    3. Развитие мелкой моторики

    Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.

    Упражнения с монетами

    Все упражнения проводятся в игровой форме. Сначала выполняются движения одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно. Подбираются разные по массе и размеру монеты. Монеты размещаются на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Ребенок должен научиться удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжелых до самых легких. Упражнения сначала выполняются с открытыми глазами, а затем-с открытыми.

    Упражнения с четками.

    Перебирание пальцами четок или бус (лучше использовать природный материал-дерево, желуди, орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание н форме перебираемых четок, постепенно снижая(для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп(для детей с замедленным темпом деятельности). Перебирание четок нормализует ритм дыхания, успокаивает.

    Полезно перебирать четки или бусы, сопровождая движение рук речью-чтением стихотворения либо скороговорки.

    Упражнения с палочками и карандашами

    Большинство упражнений выполняются для каждой руки попеременно, затем двумя руками одновременно с двумя палочками.

    Упражнения с мячами

    Первая проблема при работе с мячами, выдержать бурную реакцию, которая немедленно возникает, когда мячи розданы детям.

    Чтобы ребенок почувствовал мяч в своей руке, полезно попросить детей закрыть глаза и почувствовать мяч: какой он теплый или холодный, легкий или тяжелый, круглый, гладкий и т.д. Следует обратить внимание детей на дыхание. Оно должно быть ровным и спокойным.

    4. Развитие способностей распознавать эмоции и умения выражать свои

    Дети выполняют упражнения творческого подражательно-исполнительского характера. Угадывают эмоции и воспроизводят их.

    5. Развитие коммуникативных навыков

    Коммуникативные упражнения направлены на расширение “открытости” по отношению к партнеру, способности чувствовать, принимать и понимать его. Совместная деятельность дает ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

    6. Снятие эмоционального напряжения и создание положительного настроя

    Эта часть занятия предполагает проведение релаксационных упражнений на снятие напряжения, чувства беспокойства. С помощью данного вида работы у детей развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, ощущения и чувства. Релаксация проводится с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса.

    В этой же части подводятся итоги занятия, дети получают домашнее задание.

    Методы и приемы

    1. Этюды.
    2. Упражнени (творческого и подражательно-исполнительского характера).
    3. Беседы.
    4. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
    5. Массаж лица.
    6. Дыхательные упражнения.
    7. Упражнения для мелкой моторики.
    8. Релаксация.
    9. Использование музыкальных записей.

    Материалы и оборудование

    1. Теннисные мячи.
    2. Карандаши (не заточенные с круглой и ребристой поверхностью).
    3. Палочки деревянные (диаметр 1,5–2см., длиной 10–15см. с закругленными концами)
    4. Четки или бусы.
    5. Мелкие предметы камешки (разной формы, массы, фактуры), орехи, желуди и т.п.
    6. Монеты.
    7. Свеча.
    8. Мяч.
    9. Магнитафон.
    10. Кассеты с записью спокойной музыки.
    11. Газета.
    12. Зеркала.

    Прогнозы

    У многих детей, прошедших курс психокоррекционных занятий, вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои. У детей формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка.

    Проблемы детей с двигательными нарушениями при ДЦП исчезают, конечно же, не сразу, даже после проведенного курса психокоррекционных занятий. Необходима ежедневная работа с детьми. Желательно осуществлять работу совместно с медицинскими работниками, воспитателями, логопедом, родителями.

    Результативность, эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого 2 раза в год. До начала психокоррекционной программы и после ее прохождения.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

    Задачи

    Конспекты занятий в детском саду:
    Сенсорное воспитание детей 2–3 лет. Развивающее занятие "Подбери по цвету" . Детский сад 82
    Работа по физической культуре с детьми средней группы . Детский сад 82
    "Развивающие игры" – комплексные коррекционные занятия для детей дошкольного возраста . Детский сад 82
    Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе . Детский сад 82
    Коррекция страхов у детей дошкольного возраста через рисунок . Детский сад 82
    Игра-занятие: "Путешествие по лесным тропинкам Урала" . Детский сад 82

    Распечатать Коррекционно-развивающая программа "Тропинка к себе" для детей дошкольного возраста 4–5 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Коррекционно-развивающая программа "Тропинка к себе" для детей дошкольного возраста 4–5 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     



    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Коррекционно-развивающая программа "Тропинка к себе" для детей дошкольного возраста 4–5 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru