Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/comments.class.php on line 205 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/comments.class.php on line 205 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Шеремет Татьяна Викторовна
    Конспект занятий в детском саду
    Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

    Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

    Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка “взгляду со стороны”, мы тем самым помогаем ему по – другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

    Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

    Для решения этой задачи и составлена программа по развитию и коррекции эмоциональной сферы “Ребята, давайте жить дружно!”

    Цель программы: повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.

    Для решения поставленной цели поставлены следующие задачи.

    • Способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.
    • Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.
    • Помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение.
    • Учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.
    • Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение.
    • Вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.
    • Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

    Система работы по эмоциональному развитию состоит из 66 занятий и рассчитана на три года: средняя, старшая и подготовительная группы

    Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяются и углубляются. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребёнок может в своём индивидуальном темпе обучаться по этой программе.

    Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются: развивающие игры; упражнения; этюды; рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказ педагога – психолога и рассказы детей; сочинение историй; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; мини – конкурсы, игры – соревнования.

    Форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая – либо игра, упражнение для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого – либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок – итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребёнком и родителями.

    Краткая характеристика разделов

    Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребёнка. Пространство вокруг ребёнка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребёнок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребёнка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному – пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.

    Тематический план занятий

    Раздел

    Темы занятий

    Время проведения занятий

    1. Я и Я
    “Тайна моего имени”

    “Автопортрет”

    “Мой внутренний мир”

    “Мой любимый сказочный герой”

    1 – я неделя ноября

    2 –я неделя ноября

    3 – я неделя ноября

    4 – я неделя ноября

    • Я и другие
    “Мы так похожи”

    “Мы такие разные”

    “Язык жестов и движений”

    “Давайте жить дружно”

    “Мальчики и девочки”

    1 – я неделя декабря

    2 – я неделя декабря

    3 – я неделя декабря

    4 – я неделя декабря

    2 – я неделя января

    • Я и мои эмоции
    “Радость”

    “Удивление”

    “страх”

    “Гнев”

    “Горе”

    “Интерес”

    “Наши эмоции” (итоговое занятие по разделу)

    3 – я неделя января

    4 – я неделя января

    1 – я неделя февраля

    2 – я неделя февраля

    3 – я неделя февраля

    4 – я неделя февраля

    1 – я неделя марта

    • Я и животные
    “Мой ласковый и нежный зверь”

    “Общение с животными”

    2 – я неделя марта

    3 – я неделя марта

    • Я и моя семья
    “С кем я живу”

    “Правила домашнего этикета”

    4 – я неделя марта

    1 – я неделя апреля

    Итоговые годовые занятия

    “Путешествие в сказку”

    “Я знаю, я умею, я могу!”

    2 – я неделя апреля

    3 – я неделя апреля

    Итого:

    22 занятия

    Раздел 1. “Я и Я”

    Задачи

    Средняя группа

    • Способствовать осознанию ребёнком своего имени.
    • Дать детям представление о том, для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, нос, рот, руки.
    • Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).
    • Формировать адекватную самооценку.

    Старшая группа

    • Способствовать самопознанию ребёнка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).
    • Учить детей описывать свои желания и чувства.
    • Учить детей осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.
    • Помогать ребёнку поверить в свои силы.
    • Гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.

    Подготовительная группа

    • Способствовать психическому и личностному росту детей.
    • Продолжать формировать позитивное отношение к своему “Я”.
    • Помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
    • Помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей.
    • Гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).

    Раздел 2. “Я и другие”

    Задачи

    Средняя группа

    • Предотвратить возможность возникновения у детей социальной дезадаптации.
    • Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.
    • Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребёнку почувствовать себя более защищённым.
    • Дать представление о внешности и манере держаться у представителей разных полов и необходимости оказания помощи друг другу в игре и совместной деятельности.

    Старшая группа

    Расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

    • Дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.
    • Сформировать позитивное отношение к сверстникам.
    • Учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.
    • Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.

    Подготовительная группа

    • Развивать способность детей к эмпатии (сопереживанию).
    • Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.
    • Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.
    • Дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

    Раздел 3. “Я и мои эмоции”

    Задачи

    Средняя группа

    • Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе.
    • Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.
    • Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).
    • Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).

    Старшая группа

    • Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя.
    • Расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая сравнивать их.
    • Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом.
    • Учить контролировать свои эмоции.

    Подготовительная группа

    • Закреплять полученные знания об эмоциях.
    • Учить понимать относительность в оценке чувства.
    • Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально – приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

    Раздел 4. “Я и животные”

    Задачи

    Средняя группа

    • Дать знания о том, чем человек отличается от животных.
    • Учить наблюдать за животными, играть с ними, заботиться о них.
    • Учить изображать животных, используя различные выразительные средства.
    • Помогать преодолевать возможный страх.

    Старшая группа

    • Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных.
    • Продолжать воспитывать заботливое отношение к животным, сострадание к бездомному животному.
    • Продолжать учить подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналоги в человеческом поведении.

    Подготовительная группа

    • Дать детям представление о связи и взаимозависимости человека и животного.
    • Продолжить учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и понимать их (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).
    • Закреплять умение определять по движениям, позе, эмоциям настроение животных.
    • Подводить детей к пониманию того, как важно учиться у животных доброте, чуткости и бескорыстию; формировать умение переносить всё хорошее из мира животных в общение с людьми.

    Раздел 5. “Я и моя семья”

    Задачи

    Средняя группа

    • Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному – маме.
    • Учить детей выражать внимание и сочувствие к маминой заботе обо всех членах семьи и её труду.
    • Учить детей понимать свою роль в семье.
    • Учить детей ценить хорошие отношения, получать радость от общения со своими близкими и предлагать им посильную помощь.

    Старшая группа

    • Учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых.
    • Формировать у детей “кодекс чести”, умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.
    • Дать представление о важности и значимости различных профессий (на примере родителей).
    • Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

    Подготовительная группа

    • Воспитывать интерес детей к истории своей семьи.
    • Продолжать формировать нравственность во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
    • Учить высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей.

    Требования к уровню подготовки воспитанников

    Пройдя подготовку по программе “Давай познакомимся!”, дети средней группы будут знать и уметь следующее:

    Знать

    • Имена всех детей в группе;
    • Для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения;
    • Чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;
    • Названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес);
    • Отличия человека от животного;
    • Как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;
    • Состав своей семьи.

    Уметь

    • Отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо походка, пол) и свои отличия от других детей;
    • Опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;
    • Правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
    • Оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;
    • Делиться с друзьями сладостями и игрушками;
    • Различать эмоции по схемам – пиктограммам;
    • Передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;
    • Наблюдать за животными; изображать их голоса, характерные движения, настроения;
    • Употреблять в речи “волшебные” слова (спасибо, пожалуйста, извините);
    • Правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка)

    Пройдя подготовку по программе “Давай познакомимся!”, дети старшей группы будут знать и уметь следующее:

    Знать

    • Как можно объяснить имена некоторых сказочных персонажей;
    • Различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении;
    • О существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;
    • Важность различных профессий (на примере родителе);
    • Какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими и какие недостатки этому общению мешают.

    Уметь

    • Осознавать своё тело и его специфические особенности;
    • Понимать и описывать свои желания и чувства;
    • Осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
    • Различать определённые эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;
    • Воспроизводить выразительные позы и движения;
    • Сравнивать эмоции;
    • Контролировать свои эмоциональные реакции;
    • Подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении;
    • Оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых в быту;
    • Уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
    • Останавливать другого ребёнка, если он делает что-то плохое;
    • Вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;
    • Выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.

    Пройдя подготовку по программе “Давай познакомимся!”, дети подготовительной группы будут знать и уметь следующее:

    Знать

    • Что означают их имена;
    • Что такое “мужественность” и “женственность”, понимать особенности общения с партнёрами противоположного пола;
    • Об относительности в оценке чувств;
    • О связи и взаимозависимости человека и животного;
    • Какие существуют особенности общения разных животных между собой;
    • Историю собственной семьи.

    Уметь

    • Понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
    • Устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
    • Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;
    • Понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам.
    • Рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;
    • Переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;
    • Принимать гостей у себя дома;
    • Общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
    • Оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
    • Рисовать своё генеалогическое древо.

    Список используемой литературы

    1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет Екатеринбург, 1997.
    2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникативность. Ярославль, 1997.
    3. Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Я, ты, мы: Учебно – методическое пособие по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М., 1999.
    4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
    5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль., 1997.
    6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. М., 1999.
    7. Твоё имя/составитель И. Воробьёва. М., 2000.
    8. Хухлаева О.В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. М., 1998.
    9. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.
    10. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.


    Конспекты занятий в детском саду:
    Вариативная модель организации семейного экологического проекта выходного дня: "Звуки зимней природы" . Детский сад 82
    Перспективный план работы кружка "На златом крыльце сидели" (творческая работа с детьми и родителями подготовительной группы) . Детский сад 82
    Нетрадиционные формы художественно-речевого развития . Детский сад 82
    Методическое пособие "Модель методического сопровождения воспитательно-образовательной работы ДОУ по развитию общемоторных навыков у детей" . Детский сад 82
    Развитие экологического сознания и воспитание экологической культуры посредством наглядного моделирования . Детский сад 82
    Музыкально-спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Зов джунглей" . Детский сад 82


    Распечатать Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста . Детский сад 82
    Дата: 15 апреля 2011 22:48
    Галина Петровна
    #1
    Группа: Посетители | Регистрация: 15.04.2011 | Skype: нет

    Хотелось бы посмотреть тематический план занятий

     
    Дата: 18 апреля 2011 10:32
    papa
    #2
    Группа: Администраторы | Регистрация: 1.11.2010 | Skype:

    Поправил

     
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru