Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Методическая разработка на тему: "Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем — Подмосковьем",детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Мишакова Валентина Петровна
    Конспект занятий в детском саду
    Методическая разработка на тему: "Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем — Подмосковьем"
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Наши дети не должны лишиться главного: радости детства. Эта радость зависит от многих причин и имеет множество аспектов: а) любовь родителей к детям, любовь детей друг к другу; б) малые радости: игры, игрушки.

    Но всё это немыслимо без одной большой любви – любви к родному краю. Эта любовь даёт ребёнку полное ощущение радости жизни, наполняет ее смыслом и особым счастьем. Такую любовь мы можем воспитать в детях, если сами, любя Родину и зная её историю, традиции, обычаи, фольклор, достижения народных мастеров, поделимся с детьми этими знаниями.

    Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.

    Работу по ознакомлению с родным краем, на мой взгляд, следует начинать с перспективного планирования на весь учебный год (см. Приложение №1, Приложение №2). Я выделяю три основных направления в работе по этой теме:

    а) "Мой город";

    б) “Промыслы Подмосковья”;

    в)“3амечательные люди Подмосковья”. Я намечаю задачи предварительной работы.

    Чтобы ознакомить детей с понятием “Родина”, необходимо выработать у них ясное представление о малой Родине. Воспитанники в общении с воспитателем находят ответы на многие вопросы:

    - С чего начинается Родина?

    - Что такое Родина?

    - Как называется наша Родина?

    (Это край, где мы родились, где мы живём. Это наш дом. Это всё то, что нас окружает).

    Родина наша – это страна.
    Очень и очень большая она.
    Родина наша – это наш дом,
    Где вместе с мамой мы живём.

    Наши размышления о малой Родине мы подкрепляем конкретными знаниями о родном городе. Дети узнают ответы на многие вопросы:

    - А в каком городе есть этот чудесный дом? (В городе Электрогорске)

    - На какой улице твой дом?

    - Как дойти до твоего дома?

    - Назови место, где ты любишь гулять с мамой и папой. Что тебе нравится в нашем городе?

    Вместе мы приходим к важному для детей выводу: наш город и есть наша малая Родина.

    На занятиях и в процессе пребывания детей в группе, на прогулке мы разучиваем с ними стихи о Родине, пословицы:

    "Родина любимая - что мать родимая"

    "Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей"

    "Родина - мать, умей за неё постоять"

    "Жить - Родине служить" и др.

    Считаю, что уже в дошкольном возрасте можно знакомить детей с картой, по которой дети узнают, где географически расположен наш город. Предлагаю детям взглянуть на план родного города . Глубже узнать и полюбить родной город помогают экскурсии по районам города: район мебельного комбината (старый и новый), вокзал и платформа 14 км; средние школы № 15, 16; детские сады на улице Кржижановского, улице Горького, улице Ухтомского. Особого внимания требуют достопримечательности нашего города, с которыми детей тоже можно познакомить. В апреле-мае я провожу экскурсии в старый район города. Дети с удовольствием созерцают озёра, парк, клуб, среднюю школу № l4.

    Чтобы закрепить знания детей о городе провожу беседы, викторины:

    "Куда бы ты повёл гостей города?"

    "Что бы ты рассказал о своём городе?

    "Где это находится?" (В форме дидактической игры).

    Постепенно представления детей о Родине расширяются; в их сознание входит понятие "Родное Подмосковье". Прежде всего детей заинтересовывают те города, которые известны своими уникальными промыслами:

    1. Город Павловский Посад, расположенный недалеко от города Электрогорска, наш ближайший "город-сосед". Я организовываю экскурсию в Выставочный зал, в музей на платочном объединении. В музее дети знакомятся с тем, как делают знаменитые павловские платки; они узнают о том, сколько людей участвуют в изготовлении павловского платка. Детям предоставляется возможность потрогать резные набивные доски, которые опускают в чан с краской, а затем набивают эту краску на ткань, они могут рассмотреть множество павловских платков. После первого погружения в мир павловских платков дети с радостью разучивают танец с павловскими платками, пробуют себя в качестве художников и даже... создают свой эскиз узора для платка. На занятиях, посвящённых промыслу, я знакомлю детей с растительной росписью, с растительным орнаментом, расположением узора на платке. В детской игре (магазин "Павловские шали") учу детей описывать платок, который они хотели бы купить, используя образные выражения, называя цветовую гамму, название цветов, элементов росписи: букеты, гирлянды, корона, чечевица, венец, кружево. В заключение все вместе мы делаем значок-символ с изображением павловского платка и приклеиваем его на карте в том месте, где находится город Павловский Посад.

    2. Следующий город на карте отмечаем другим значком-символом – матрёшкой. Это город Сергиев-Посад. Детям интересно узнать о музее игрушек, расположенном в этом городе. Чтобы рассказ о городе получился ярким и запоминающимся, я использую книги-путеводители по музею, иллюстрации с изображением игрушек, которые были изготовлены и 200 лет назад, и сейчас; дети учатся сравнивать те давние игрушки и сегодняшние. Постепенно дети проникаются любовью именно к русской народной игрушке. Мои воспитанники оказываются вполне подготовленными к занятию "Моя любимая игрушка", в ходе которого они учатся составлять описательный рассказ. Ещё раз обращаю внимание детей на матрёшку; дети сами рассказывают об истории появления игрушки, о мастере, создавшем первую матрёшку. Дети самостоятельно делают выводы о том, что все матрешки разные, потому что делали их в разных местах разные мастера, которые вкладывали в игрушку свою душу, свой характер. Следующий творческий и достаточно сложный для детей этап работы - роспись матрёшки. В ходе занятия по росписи я учу их технике рисование концом кисти. Детям требуется много сил, терпения, старания и умения, чтобы получилась такая матрёшка, которой можно было бы любоваться, с которой захотелось бы поиграть. Как воспитатель я стремлюсь к тому, чтобы все работы детей были индивидуальными, аккуратными и сохраняли бы "дух" русской матрёшки. Работы детей мы обязательно представляем на выставках; результатами по праву гордятся и дети, и родители.

    3. Следующим знаком-символом, с которым знакомятся дети, является богородский зайчик. Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское. В нём издавна жили плотники и столяры. Они строили дома с резными наличниками, мастерили шкафы и стулья. А в свободное время топором да ножом из чурбачков да щепочек вырезали для детей деревянные игрушки. Игрушки из села Богородского не простые, а "живые". Богородские цыплята стучат клювиками и клюют зёрнышки, медведь с кузнецом по очереди стучат по наковальне своими молотами. Такие игрушки есть у нас в методическом кабинете. Дети усваивают принцип движения фигур: игрушки делают на раздвижных планках или с гирьками-противовесами, к которым подвязаны веревочки. Качается гирька, дёргается верёвочка - и фигурки движутся. Любят делать богородские мастера игрушечных медведей. Мишка у них добродушный да умный, зайчики весёлые, кузнецы работящие, а бравые солдаты все как один честь отдают. Вроде бы ничего особенного, но детям эти игрушки из села Богородское очень полюбились. Говорят, деревянные игрушки, где бы их ни делали, иногда оживают. Музыкальный работник придумала удивительный танец “Богородские кузнецы”, разучила его с мальчиками под русскую народную музыку "Во кузнице". А ещё я знакомлю детей со свойствами дерева: оно мягкое, податливое, тёплое, с разнообразной структурой рисунка. Дети открывают для себя нечто новое: оказывается, из дерева изготавливают не только забавных зверюшек. Вместе с родителями дети вырезают из дерева машины, танки, тележки, макеты избы, колодцы, сундучки, мебель для куклы. Все эти изделия мы представляем на выставках. Используя материалы выставок, я провожу занятия .

    4. На карте новый знак-символ: "Чайник с бело-голубой розой". Детей сразу заинтересовывает рассказ о том, что на реке Гжелке есть старинный город Гжель, где живут удивительные мастера, которые делают посуду, игрушки и другие предметы быта из глины и расписывают её по-особому, одной краской, но со множеством оттенков. Гжельскую розу, гжельскую птицу узнают во всём мире и приезжают, чтобы полюбоваться работами гжельских мастеров и приобрести что-то для себя. Изделия гжельских мастеров прозвали бело-голубым чудом. Все эти чудеса дети начинают узнавать и у себя дома, и в детском саду. А исходный материал для занятия о гжельской росписи - простая чашка. Дети узнают, из какого материала она сделана, как называют мастеров, которые делают предметы из глины, с какой целью украшают предметы. Мы рассматриваем с детьми иллюстрации с изображением гжельских изделий; дети с новым чувством прикасаются к предметам из гжели. Этимология слова "гжель" ("жечь глину") помогает детям запомнить эти словосочетания и слово “керамика”. Изучая с детьми предметы росписи, мы пробуем расписать чайник, чашку, тарелку, птицу гжельской росписью. Я учу детей путём добавления в белую краску разного количества синей краски получать различные оттенки сине-голубого цвета. А при описании предметов учу детей отмечать характерные признаки гжельской росписи, называть элементы росписи, названия предметов. Усвоению и закреплению полученных знаний способствуют дидактические игры: "Гончарная мастерская", "Магазин "Гжель", "Из чего сделан предмет", "Нарисуй гжельскую розу", "Составь узор".

    5. И ещё один знак - символ: чёрный поднос с яркими цветами. Рассказываю о деревушке Жостове, где живут мастера кузнечного дела, которые тоже решили прославить свою деревню умением делать из железа подносы разной формы и яркой росписью цветов на чёрном фоне. Рассматривая иллюстрации, где изображены мастера-художники за работой, обращаю внимание детей на то, что подносы расписывали, держа их на коленях. Из моих рассказов дети узнают, для чего нужны такие красивые подносы, для чего мастера делали их такими яркими. Дети узнают новый для них материал, используемый в промысле, - железо. Предоставляю детям возможность сравнить железо с деревом и сделать вывод, что для человека необходимо и то, и другое. Рассматривая рисунок на подносе, отмечаю, что ни один узор не повторяется. Даю детям для образца один поднос и предлагаю им создать самостоятельно свои узоры на овале или круге из картона (бумаги), не забывая о традициях жостовских мастеров. Каждый ребёнок находит свой вариант расположения цветов, используя краску разного цвета. Я замечаю, что каждый вкладывает в свою работу частицу души, даю проявить свою индивидуальность, поэтому все детские работы нестандартны и интересны. Занимаясь с детьми ознакомлением и изучением родного края — Подмосковья, народных промыслов ,стремлюсь использовать разнообразные, в том числе и нетрадиционные формы и методы проведения занятий: совместные занятия с детьми и родителями в форме "огоньков", русских посиделок, ярмарок, чаепитий, игровых занятий, занятий - путешествий. Все занятия отличаются тщательной подготовкой интерьера, атрибутики русского быта, погружающего детей и родителей в познавательную среду, связанную с национальными корнями и воспитывающую детей и родителей в духе согласия, взаимоуважения, коллективизма и бережного отношения к традициям. Все проводимые мною занятия являются интегрированными, что помогает мне соединять в сознании и душе ребёнка музыку, движение (танец), изобразительную деятельность, литературу и многое другое. Для углублённой работы с детьми по изучению родного края, народных промыслов приглашаю специалистов: преподавателя по изобразительной деятельности, который обучает детей приёмам изображения элементов росписи, формирует эстетический вкус детей, их представление о гармонии цвета; библиотекаря, который рассказывает детям об истории города, об истории названий разных улиц, о предприятиях города; экскурсовода, который в интересной и доступной форме знакомит детей с работами местных художников и созданием знаменитого павловского платка; музыкального работника , который подбирает музыкальный репертуар, разучивает с детьми песни, танцы для музыкальных пауз на занятиях, для русских посиделок и т.д., знакомит детей с русской народной музыкой, хороводами, русскими играми, разучивает танцы, частушки и песни с родителями. В процессе усвоения детьми программного материала по изучению родного края я считаю необходимым привлекать и другого воспитателя нашей общей группы к работе в избранном направлении. Так, например, я предложила Татьяне Викторовне Тищенко использовать материал программы "Мой мир" из раздела "Я — Человек" при проведении народных праздников .

    Изучение столь сложного материала невозможно без чтения художественной литературы. Я читаю детям вслух много художественных произведений, знакомлю с большим количеством пословиц о Родине и труде, разучиваю с ними стихи о Родине. Родители воспитанников, увлечённые общим делом, с удовольствием помогают детям разучивать стихи дома, подбирая их с учётом интересов и способностей своего ребёнка. На основе прочитанных, изученных мною и детьми произведений беседы проходят интересно и оживлённо. Мировоззрение детей, обогащённое новыми знаниями и представлениями, меняется и наполняется значимыми для формирования личности ребёнка понятиями и выводами: только хороший и добрый человек, любящий свой край, способен создавать такие предметы, о которых знают не только у нас в России, но и в других странах

    Дети должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей, знать историю своего края, гордиться им и любить его.

    Храните, как святыню,
    Старинные места.
    Храните дух, эпоху,
    Предметы старины,
    Что Вам, как выдох вдоху,
    Предшествовать должны.

    Подытоживая проделанную мною работу по ознакомлению детей с родным краем, народными промыслами Подмосковья, провожу игру "Брейн-ринг", в ходе которой раскрывается умение детей использовать полученные знания при обсуждении и ответе на вопросы:

    "Что такое промысел?"

    " Что такое ярмарка?"

    "Почему изготовление игрушки назвали народным промыслом?"

    "Что такое художественный промысел?"

    Дети успешно применяют в ответах на вопросы новые слова и выражения: промышлять, благополучие, ремесло, керамика, гончар, токарь вытачивает, художник расписывает, растительный орнамент (См. Приложение № 3).

    Думаю, что детям, как воздух, необходимы и мероприятия традиционного русского быта: ярмарки, посиделки, Масленица и др.

    Осуществляя третью часть перспективного плана, в которой речь идёт о замечательных людях Подмосковья, я использую журналы: " Дошкольное воспитание", "Ребёнок в детском саду", энциклопедии, справочную литературу, методические пособия и многое другое. Всю деятельность организую совместно с родителями. Результатом нашей совместной работы являются знания детей о родном крае, желание участвовать в творческих делах, стремление к прекрасному (поэзии А. С. Пушкина, музыке П.И. Чайковского).

    Например, на карте Подмосковья мы находим город Клин, где жил и работал композитор. Даю детям задание над знаком - символом города на карте. Мы прослушиваем отрывки из произведений П.И. Чайковского: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Детский альбом", "Времена года". Во время игр и развлечений часто звучит классическая музыка русских композиторов. Я замечаю, что дети при этом стараются говорить тише, не ссорятся. И поверишь, что музыка, как волшебница, заполняет душу ребёнка, делает её красивее и богаче.

    Но работа моя никогда не бывает завершённой...

    Я всё ищу и нахожу новые подходы, новые мысли, идеи, нереализованные замыслы, ибо мир детства, как и мир искусства, неисчерпаем и неиссякаем, как живительный родник любви к Отечеству.

    Приложение 4. Методическая разработка на тему: “Использование нестандартной формы организации досуга детей на примере “Русских посиделок” (в рамках занятий кружков отдела прикладного творчества)”

    Приложение 5. Программа Кружка вязания на спицах “Спица – мастерица” для детей 5-6 лет рассчитана на 1 год

    Приложение 6. “С любовью к Родине и детям…” (сочинение, представленное на конкурс “Педагог-95”)

    Приложение №1

    Перспективный план.

    По ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Подмосковьем

    Сентябрь

    1. Познакомиться с картой Подмосковья

    2. Подмосковье – что это? (Беседа о достопримечательностях, людях, промыслах.)

    Октябрь

    1. Рассказать о Павловском Посаде.

    2. Экскурсия на Павлово-Посадскую платочную мануфактуру.

    3. Экскурсия в выставочный зал.

    Ноябрь

    1. Рассказать о музее игрушки в г. Сергиево-Посаде:

    а) рассматривание иллюстраций ;

    б) история создания матрешки;

    в) богородская игрушка.

    Декабрь

    1. Рассказать о Ногинске.

    2. Поездка в Ногинский драматический театр.

    Январь

    1. Рассказать о жизни и творчестве русского композитора П.И. Чайковского.

    2. Прослушивание фрагментов из балетов “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”, музыкальных пьес из “Детского альбома” и альбома “Времена года”.

    Февраль

    1. Рассказать о гончарном промысле:

    а) гжель;

    б) фарфор;

    в) керамика.

    2. Жостовские подносы.

    3. Конкурс на лучший рисунок, посвященный народным промыслам Жостова, Гжели, Павловского Посада, Сергиево-Посада.

    Март

    1. Рассказать о замечательных людях и городах Подмосковья:

    а) К. И.- Чуковский и Переделкино;

    б) С.Т. Аксаков - Абрамцево;

    в) Абрамцево - художники: В.Васнецов, В.Поленов, М.Врубель, К.Коровин, В.Серов. М.Нестеров, И.Левитан.

    г) А.С. Пушкин - Захарово.

    д) И.Левитан - Солнечногорск.

    Апрель

    1. Города: Звездный - город космонавтов;

    Жуковский и Чкаловск - город летчиков; Домодедово, Шереметьево, Быково - аэропорты.

    2. Ю.A. Гагарин - первый космонавт, учился в г. Люберцы в училище.

    3. В.В. Терешкова- первая женщина-космонавт.

    Май

    1. Достопримечательности города Электрогорска.

    2. Экскурсии на озеро, в городской парк, библиотеки.

    3. Рассказать о работе ведущих предприятий города.

    4. Встреча с замечательными людьми города.

    5. “День города” – впечатления детей.

    Приложение 2.

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

    (совместная деятельность воспитателей, родителей и детей)

    Цели и задачи:

    - дать родителям наглядное представление о том, как организовать досуг ребенка весело, интересно и с пользой;

    -создать общность интересов родителей и детей; вовлечь их в общее дело, сближающее детей и родителей;

    -познакомить родителей с одной из форм общения людей в прошлом, с традиционными обычаями русского народа;

    -знакомить с достопримечательностями родного города и ближайших городов Подмосковья.

    п/н

    Конспекты занятий в детском саду:
    Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей . Детский сад 82
    Программа сотрудничества специалистов ДОУ с семьей: Клуб "Молодая семья" . Детский сад 82
    Интеграция разных видов деятельности на логопедических занятиях . Детский сад 82
    Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по теме «Космическое путешествие» . Детский сад 82
    Игра-наблюдение "Божья коровка" . Детский сад 82
    Сценарий занятия "В гостях у Мухи-Цокотухи" . Детский сад 82

    Распечатать Методическая разработка на тему: "Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем — Подмосковьем" . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Методическая разработка на тему: "Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем — Подмосковьем" . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Методическая разработка на тему: "Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем — Подмосковьем" . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru