Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/comments.class.php on line 205 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебница вода",детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Любе
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Головина Светлана Александровн
    Конспект занятий в детском саду
    Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебница вода"
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Люди, научившиеся …наблюдениям и
    опытам, приобретают способность сами
    ставить вопросы и получать на них
    фактические ответы, оказываясь на более
    высоком умственном и нравственном уровне
    в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
    К.Е.Тимирязев

    Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования.

    Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

    Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

    Многие из вас захотят познакомиться с конкретными соблюдаемыми правилами при выборе темы:

    1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
    2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.
    3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
    4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

    Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

    Задачи:

    1. Вызвать интерес к поисковой деятельности.
    2. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
    3. Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
    4. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
    5. Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
    6. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

    В своей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников:

    • Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
    • Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
    • Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников Центра;
    • Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
    • Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
    • Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

    Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

    Уголок экспериментирования

    Основное оборудование лаборатории:

    • приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
    • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
    • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
    • разные виды бумаги;
    • красители: гуашь, акварельные краски;
    • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
    • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

    Дополнительное оборудование:

    • детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

    В уголке экспериментирования необходимо иметь:

    • карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
    • индивидуальные дневники экспериментов.

    Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

    Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

    1. Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
    2. Самостоятельная деятельность детей.
    3. Фронтальные занятия .
    4. КВН, развлечения.
    5. Наблюдения в природе.
    6. Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?)
    7. Беседы по теме «Путешествие капельки».
    8. Целевая прогулка.
    9. Экскурсия.

    В создании методической разработки мы ориентируемся на материалы комплексной программы «Радуга», «Мир вокруг нас» Поповой Т.И. и на «Методику организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Ивановой. В связи с этим были выделены этапы обучения экспериментированию дошкольников по теме «Волшебница Вода».

    Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:

    1. Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
    2. Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
    3. Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

    Образовательные задачи (по возрастам):

    1. Младший дошкольный возраст:
      • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда.
      • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
      • развивать речь ребёнка, активизировать словарь;
      • воспитывать аккуратность при работе с водой.

      Средства реализации: «Как играть с водой», «Наливаем – выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Поиграй со мной, водичка».

    2. Средний дошкольный возраст:
      • способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;
      • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;
      • развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
      • активизировать словарь ребёнка;
      • развивать эмпатию, желание помочь другим;
      • воспитывать аккуратность в работе.

      Средства реализации: «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с ручейком», «Вода жидкая, может течь» и т.д.

    3. Старший дошкольный возраст:
      • систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды;
      • способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);
      • познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;
      • развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
      • активизировать словарь ребёнка;
      • воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.

      Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных предметах и состояниях.

    Структура детского экспериментирования

    Проблемная ситуация

    Целеполагание (что нужно сделать)

    Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)

    Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

    Подтвердилось

    Конспекты занятий в детском саду:
    "Путешествие в Звукобуквию" (букварь-тетрадь, пособие по обучению дошкольников чтению) . Детский сад 82
    Организация положительной мотивации деятельности дошкольников как средство более "мягкой" адаптации при переходе в начальную школу и формирование у первоклассников цели и содержания, мотивов учебной деятельности . Детский сад 82
    Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы . Детский сад 82
    Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников . Детский сад 82
    Интегрированнное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий на тему "Путешествие в сказку «Золушка»" . Детский сад 82
    Занятие по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста "Впереди, сзади, между" . Детский сад 82

    Распечатать Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебница вода" . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебница вода" . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебница вода" . Детский сад 82
    Дата: 27 февраля 2011 11:42
    Красуцкая Елена
    #1
    Группа: Гости | Регистрация: -- | Skype:

    Очень интересная статья! Коротко, ясно, познавательно.

     
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru