Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Методическое пособие по формированию мотивационной готовности к школе у детей 6–5 лет "Первоклашка",детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Гуляева Татьяна Александровна
    Конспект занятий в детском саду
    Методическое пособие по формированию мотивационной готовности к школе у детей 6–5 лет "Первоклашка"
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Введение

    Поступление в школу предъявляет ребенку новые высокие требования. Это тесно связано с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, в результате которой переход на обучение с 6,5 лет поставил перед медициной, психологией и педагогикой проблемные вопросы по поводу готовности ребенка к школе. Данным вопросом занимались такие ученые, как Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, М.В. Матюхина, Д.Б. Эльконин и др.

    Понятие “готовность к школе” понимается как многостороннее развитие личности ребенка, рассматриваемое в двух смыслах: как психологическая готовность и как специальная готовность к школе. Специальная готовность к школе определяется наличием у ребенка знаний, умений и навыков, необходимых для изучения учебных предметов – это математические представления, элементы грамоты, словарный запас ребенка и т.д. Психологическая готовность характеризуется достижением ребенком уровня интеллектуального, нравственно – волевого, личностного развития, который создает основу для активного вхождения его в условия школьного обучения и сознательное усвоение учебного материала. При этом ведущим критерием психологической готовности к школьному обучению определяют мотивационную готовность: стремление ребенка к учению, желание быть школьником, достаточно высокий уровень познавательной деятельности, элементарные навыки и умения учебной деятельности, а также определенный уровень волевого и социального развития.

    В период от 6 до 7 лет наблюдается существенная перестройка мотивационной сферы у дошкольников. И.Ю. Кулагина связывает это со становлением личности ребенка. Отмечено, что в это время ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Соответственно это приводит и к появлению новых мотивов, которые связаны с формирующейся самооценкой, самолюбием, – мотивы достижения успеха, соревнования, моральными нормами и др.

    Проблемный анализ

    В связи с переходом к школьному обучению с шести лет смещается возрастная граница младшего школьного возраста, что ведет к снижению уровня мотивационной готовности, т.е. у детей нет еще адекватного представления о школе в возрасте шести лет, и ярко выражен негативизм по отношению к ней, что приводит к неуспеваемости в школе.

    Кроме того, по результатам диагностического обследования по определению готовности старших дошкольников к обучению в школе были получены следующие результаты:

    • у 20% детей уровень развития образной памяти ниже среднего, т.е. у детей отсутствует потребность в правильном и точном запоминании и припоминании, нет стремления проверить его результаты. К заданию относятся безразлично, не проявляют ни какого интереса, не достаточно развит самоконтроль, что способствует низкому запоминанию и воспроизведению материала.
    • у 30% – сформированность логических операций ниже среднего. Дети не умеют словесно объяснять, грамматически правильно выражать свою мысль. Не дают обоснованные ответы на заданные вопросы. Ответы односложные, неуверенные. Способны делать простейшие умозаключения, обобщать, сравнивать, рассуждать, только при постоянной помощи взрослого.
    • Познавательная активность у 33% детей ниже среднего. Низкий запас конкретных знаний, наличие основных представлений об окружающем и социальных явлениях. Детям требуется постоянное повторение задания.
    • Распределение и переключение внимания ниже среднего у 35% детей, это свидетельствует о неумении управлять своим вниманием, что связано с недостаточным развитием произвольности. Дети часто отвлекаются на посторонние предметы, шум и др. они не понимают значение данной работы, не осознают для чего она нужна, какова ее цель. Не достаточно развиты волевые усилия, не умение контролировать себя.
    • Тонкая двигательная координация ниже среднего у 13% старших дошкольников, недостаточно развита тонкая моторика руки и координация зрения, недостаток умений, необходимых для овладения письмом.

    Итак, по результатам диагностического обследования определены следующие проблемы:

    • Слабое развитие произвольной сферы: неумение детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований; неумение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. Причина – недостаточное развитие волевой сферы и устойчивости внимания.
    • Неподготовленность руки к письму: недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики, несформированность навыка выполнения графических движений.
    • Недостаточный уровень развития интеллектуальных процессов: мышления, памяти, внимания, произвольности психических процессов.

    Многие дети неусидчивы, невнимательны, конфликтны во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

    Цели, задачи

    Исходя из вышеизложенных проблем, возникла необходимость создания системы занятий, целью которых является формирование мотивационной готовности к школе у детей 6-го года жизни, подготовка старших дошкольников к обучению в школе. Предполагается, что специально разработанная система занятий и упражнений, использование специального демонстрационного и раздаточного материала, а также совершенствование профессионального мастерства педагогов по решению задач воспитания и обучения способствует повышению психологической (интеллектуальной, личностной, мотивационной) готовности детей к школе.

    Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

    1. Целенаправленное формирование интересов и мотивации учения.
    2. Развитие у детей познавательных процессов и способностей, необходимых для успешного обучения в школе.
    3. Развитие произвольности поведения.
    4. Развитие личности ребенка через самовыражение и творчество.
    5. Разработка психолого-педагогических рекомендаций для воспитателей работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

    Содержание коррекционно-развивающей работы

    Выстраивая программу развивающих занятий, прежде всего, ориентировались на возрастные характеристики детей, на их опыт, умение, на их интерес как энергетическую основу регуляции взрослым познанием, общением и поведением ребенка. При организации занятий с детьми принимали во внимание не только наличие возможности ребенка, но и “зону его ближайшего развития”. Основным критерием здесь выступает способность ребенка справиться с игровым заданием при некоторой помощи взрослого.

    Причем при повторных провидениях игры эта помощь постепенно сокращается вплоть до полного отказа от нее. Таким образом, приступая к разработке программы развивающей работы с детьми дошкольного возраста, мы ориентировались на знания основных психологических закономерностей развития ребенка в разные периоды детства, и учитывали индивидуальные, возрастные особенности конкретного ребенка.

    Как сделать так, чтобы деятельность детей на занятиях стала интересной, развивающей и эмоционально-насыщенной? Опыт показывает, что интерес к занятию в большей мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможности их применить. Поэтому старались заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.

    Полезно в начале занятия использовать занимательную проблемную ситуацию сказочного характера. Хорошо, когда в самой постановке цели занятия перед ребенком встает конкретная проблема, требующая разрешения.

    А также при проведении этих занятий следовали принципу от простого к сложному. Учитывались индивидуальные возможности детей.

    Структура занятий. Занятия проводятся по подгруппам 5-7 человек, исходя из того, что для создания эмоциональной атмосферы общения ребенка со сверстниками она наиболее приемлема, поскольку психологические проблемы детей ярко обнаруживают себя именно в этих ситуациях. Занятия построены в доступной и интересной форме, имеют общую гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей дошкольников.

    Каждое занятие состоит из трех частей:

    1. Развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе. На занятиях используются следующие методы: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, рисуночные методы, элементы групповой дискуссии. Именно игра при правильном руководстве подводит ребенка к порогу учения, формирует у него психологические качества, присущие школьнику. В ней правила вытекают из тех ролей, которые взяты на себя детьми. Обычно это роли взрослых людей, занятых общим делом, они подчиняются правилам, по которым строятся реальные взаимоотношения старших. Поэтому в игре дети не просто учатся подчиняться правилам вообще, но подчиняться и правилам общественного поведения.
    2. Развитие и коррекция познавательной сферы психики. В этой части проводятся игры и упражнения на развитие общей осведомленности, восприятия, воли, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения, творческой фантазии, речи. Все эти игры направлены на умственное развитие детей через совершенствование их органов чувств. Кроме того, при проведении этой части занятия используется множество различных дидактических, развивающих игр и пособий.
    3. Обучение детей приемам саморасслабления и саморегуляции. Важную роль в процессе эффективного общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиться на высказываниях собеседника. Одним из компонентов такого умения является способность к произвольному расслаблению, которая включает в себя следующие составляющие: осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением; снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений; погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.

    Занятия проводятся один – два раза в неделю. Количество занятий – 25. Продолжительность занятий 25-30 минут. Каждое занятие включает: разминку, основную часть и заключительную.

    Разминка ставит перед собой цель подготовить детей к непривычной для них форме занятия, где используются элементы тренинга, подчеркивается необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очередность при выборе ведущего в игре, вводится запрет на выкрикивания “можно я”.

    Основная часть определяется разнообразным содержанием игр, упражнений и заданий по развитию познавательных процессов, волевого усилия и произвольности.

    Заключительная часть ставит своей основной целью практические занятия на развитие пространственного отношения, на развитие мелкой моторики, а также используются релаксационные, дыхательные упражнения, рисование для снятия напряжения.

    В целях развития у детей познавательных процессов, формирования интересов и мотивации учения, необходимых для успешного обучения в школе предлагаются следующие игры, задания и упражнения. Они помогут развить как один, так и несколько психических процессов, а также волевую, двигательную сферы, помочь ребенку снять эмоциональное напряжение и обучить его способам саморегуляции.

    Блок

    Конспекты занятий в детском саду:
    Комплексное занятие по ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром . Детский сад 82
    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе краеведческой работы . Детский сад 82
    Сценарий праздника встречи Нового года: "Барон Мюнхгаузен и Новый год" . Детский сад 82
    Программа по предшкольной подготовке детей 5–6 лет . Детский сад 82
    Сравнительный анализ нормативно-правовой базы ДОУ, работающего в инновационном режиме и режиме эксперимента . Детский сад 82
    Конспект занятия: "Путешествие во времена года. Весна" . Детский сад 82

    Распечатать Методическое пособие по формированию мотивационной готовности к школе у детей 6–5 лет "Первоклашка" . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Методическое пособие по формированию мотивационной готовности к школе у детей 6–5 лет "Первоклашка" . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     



    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Методическое пособие по формированию мотивационной готовности к школе у детей 6–5 лет "Первоклашка" . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru