Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Методы арттерапии в корекционно-развивающей работе по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников с речевыми нарушениями в условиях сельского дошкольного учреждения,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошко
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Чуракова Татьяна Валентиновна
    Конспект занятий в детском саду
    Методы арттерапии в корекционно-развивающей работе по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников с речевыми нарушениями в условиях сельского дошкольного учреждения
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Человеческое дитя – здоровое… развитое…
    Это не только идеал и абстрактная ценность,
    но и практически достигаемая норма жизни.

    Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
    В.А. Сухомлинский

    У детей рано складывается своя “картина мира”. Как считал В. А. Сухомлинский, детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества. Он считал также, что знакомить детей с каждым предметом окружающего мира надо в связях с другими предметами. Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция воспитательного процесса.

    Практика подтверждает, что для проведения интегрированных коррекционно-развивающих занятий наиболее эффективно сочетание музыкотерапии и изобразительного искусства. У ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное - развиваются коммуникативные умения.

    Кроме того, ученые из Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

    Ребёнок дошкольного возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. В ней ребёнок выступает с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника-творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату).

    Особую актуальность использования техники арт-терапии придают условия сельской бытности: низкий уровень развития инфраструктуры села, отсутствие детских развлекательных учреждений. Кроме того, опрос родителей дошкольников о роли семьи в развитии ребенка, показал непонимание своих родительских функций по данной проблеме.

    Так 55% родителей считают необязательным развивать своего ребенка, для этого он ходит в детский сад.

    34% - охотно и регулярно занимаются дома с ребенком, покупают всю необходимую литературу, детские книги и пособия.

    11% - полагаются на природные задатки своего ребенка.

    Активно участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и обращаясь со взрослым и сверстниками, ребёнок получает первый опыт творческой деятельности, что влечёт за собой развитие различных сфер личности ребёнка: интеллектуальной, нравственно-волевой, эмоциональной.

    Занятия построены на синтезе нескольких видов восприятия и воображения.

    Цель занятий: помочь ребенку с нарушениями речи начать осознавать себя и свое место в окружающем мире, научить выражать свои чувства на бумаге, преодолевать робость, страх перед тем, что не получается.

    Задачи:

    1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
    2. Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.
    3. Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.
    4. Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.
    5. Развитие познавательных процессов.
    6. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.
    7. Расширение эмоционального опыта.
    8. Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми художественными образами.
    9. Обучение новым приемам рисования и развитие умения экспериментировать.

    Основным методом является арт-терапия, а именно рисуночная терапия (или терапевтическое рисование), дополненная игрой, сказкой, музыкой, упражнениями на развитие мелкой моторики руки, коммуникативных способностей, сенсорное развитие. А почему именно арт-терапия?

    Во-первых, рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека.

    Во-вторых, уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитие ребёнка, и в этом процессе “ведущий” сам ребёнок.

    В-третьих, при рисовании у ребёнка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), производственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера.

    В-четвёртых, рисование стимулирует развитие левого, образного полушария головного мозга ребёнка (следовательно, и образного мышления).

    В-пятых, возможность показать плоды своего труда другим (например, вывесить рисунок на стену для всеобщего обозрения) наполняет душу ребёнка положительными эмоциями через осознание своего творчества, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счёте, за себя как автора.

    Таким образом, дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие. В ходе взаимодействия с детьми “отрабатываются” проблемы эмоционально-личностной сферы. В работе используются программы и технологии: “Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет” Л.Д. Постоевой, С.В. Коноваленко.

    Поводами для зачисления ребёнка в коррекционную группу служат: заключение психолога, наблюдение и отзывы воспитателей, специалистов (преподавателя ИЗО и др.), пожелания родителей.

    В первую очередь в группу зачисляются дети с нарушениями речи, испытывающие состояние повышенной тревожности.

    Параллельно целям, решаемых коррекционно-развивающими занятиями, проводиться работа по развитию творческого потенциала в целом и воображения в частности предоставляется ребёнку право выбора цвета с использованием какой – либо части “кисти” будет выполнена его работа.

    В свою очередь использование технологии “арт-терапии” (рисунок и рисование) позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства, поэтому в перспективе у меня расширение ассортимента арт-терапевтических средств и предоставление возможности свободного к ним доступа ребёнка в любое время по его желанию.

    Результат педагогической работы: не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.

    Программа занятий имеет следующую структуру. Курс состоит из 16 коррекционно-развивающих занятий, продолжительность каждого 40 минут, частота встреч 1 раз в неделю. Время проведения 4 месяца. Численность детей, посещающих занятий, составляет 5-6 человек. Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет и индивидуальных особенностей детей с нарушениями речи.

    Каждое занятие состоит из нескольких частей:

    Часть 1. Вводная

    Основная цель - настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой в группе.

    Часть 2. Основная или рабочая

    На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.

    Часть 3. Завершающая

    Основная цель – создание у каждого ребёнка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы.

    В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Приветствие и прощание обычно проводятся по одному и тому же сценарию, предложенному психологом.

    Занятия желательно проводить в первой половине дня.

    На каждом занятии проводится пальчиковая гимнастика, которая полезна не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

    Все упражнения разделены на три группы и используются в процессе каждого занятия из трех или из двух групп одновременно.

    I группа. Упражнения для кистей рук: развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений; учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое.

    II группа. Упражнения для пальцев условно статические: совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

    III группа. Упражнения для пальцев динамические: развивают точную координацию движений; учат сгибать и разгибать пальцы рук; учат противопоставлять большой палец остальным.

    Перед тем как приступить к курсу занятий, проводится диагностика детей, она позволяет оценить эффективность коррекционной работы. В диагностический пакет входят следующие методики:

    1. Тест тревожности Р. Теммл, В. Амена.
    2. Зрительно-моторный гештальт тест Бендер.
    3. Социометрия “Два дома”, автор Л. А. Венгер.
    4. Тест “Цветные коврики”, автор Р. И. Бардина.

    В начале каждого занятия и по окончании проводится оценка эмоционального настроя ребенка с использованием теста “Выбери свое настроение”.

    Проведенная коррекционная работа показала следующие результаты. У детей старшей логопедической группы из 41 % детей с высоким уровнем тревожности по окончанию курса занятий не осталось дошкольников с высокой тревожностью, она снизилась до среднего уровня.

    Кроме того, на начало курса у 93 % дошколят были низкие показатели зрительно-моторной координации (норма – 7 %), по окончанию курса занятий показатели возросли до нормы у 16 % (по сравнению с 7 % изначально).

    Изменились взаимоотношения детей между собой, как показывают результаты социометрии, с 5 % до 9 % увеличилось количество детей, относящихся к группе “звезды”, меньше стало “Отвергаемых” (с 10 % до 2 %) и “пренебрегаемых” (с 39 % до 35 %).

    Таким образом, страхи и переживания, связанные с жизнью в детском саду становятся для ребят менее стрессогенными: более спокойнее переносят критику выполненных работ, способны к зрелой самокритике, ровно относятся к замечаниям воспитателей. Многие дети приходят в детский сад с большим удовольствием, не испытывают страха перед своими одногруппниками.

    Изменилась самооценка дошкольников на более позитивную, что является благоприятным прогнозом в развитии детей и детского коллектива в целом. В группе стало больше детей с позитивным настроем на различные трудности, благоприятным фоном настроения, что в общем положительно сказывается на психологическом климате всей группы.

    Литература

    1. Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л., 1977.
    2. Васильев И.А. и др. Эмоции и мышление. М., 1980.
    3. Маслов С.Ю. Анализ областей эвристичности. В кн.: VII симпозиум по логике и методологии науки. Киев, 1976.
    4. Л.Д. Постоева, С.В. Коноваленко. “Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет”.


    Конспекты занятий в детском саду:
    Конспекты занятий по экологии и математике. Тема: "Подготовка детей к школе" . Детский сад 82
    Итоговое занятие по математике в средней группе "Золотой ключик" по программе "Школа–2100" . Детский сад 82
    Конспект прогулки "Весенние изменения в парке" . Детский сад 82
    Локальная технология занятий с элементами сказкотерапии . Детский сад 82
    Использование информационного стенда в детском саду как одна из форм взаимодействия с родителями детей с задержкой психического развития (на примере младшей группы) . Детский сад 82
    Основные аспекты преемственности в рамках проекта "Духовное и физическое развитие личности ребенка как раскрытие гуманистической природы человека" . Детский сад 82


    Распечатать Методы арттерапии в корекционно-развивающей работе по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников с речевыми нарушениями в условиях сельского дошкольного учреждения . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Методы арттерапии в корекционно-развивающей работе по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников с речевыми нарушениями в условиях сельского дошкольного учреждения . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Методы арттерапии в корекционно-развивающей работе по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников с речевыми нарушениями в условиях сельского дошкольного учреждения . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru