Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/comments.class.php on line 205 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/comments.class.php on line 205 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Колеватова Александра Александ
    Конспект занятий в детском саду
    Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

    В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

    При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

    К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

    Решить такие задачи как:

    1. Развитие связной речи;

    2.  Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

    3. Развитие мелкой моторики рук;

    4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

    При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Хочу поделиться своими наработками.

    Планирование работы по лексической теме “Зима” в старшей логопедической группе(1-ый год обучения)

    Понедельник.

    Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.

    1. Рассматривание мнемотаблицы. (рис.1)

    2. Перекодирование информации.

    У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

    3. Воспроизведение таблицы по памяти.

    Вторник.

    Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог” (рис.2)

    Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.

    Пирог

    Падал снег на порог,
    Кот слепил себе пирог,
    А пока лепил и пёк
    Ручейком пирог утёк.
    Пироги себе пеки
    Не из снега – из муки.

    Среда.

    Отгадывание мнемозагадки.

    1. Рассматривание мнемотаблицы (рис.3)

    2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта.

    Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.

    3. Отгадывание загадки детьми.

    4.Игра “Снежная куча”. (рис. 3.1) Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

    • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
    • Есть слово длинное – снегопад.
    • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
    • Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
    • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
    • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
    • Есть слово – цветок – подснежник.
    • Есть слово - птица - снегирь.

    Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

    Четверг.

    Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

    1.Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок (рис.4).

    Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

    2. Ответы на вопросы по содержанию.

    Вопросы:

    • Какое наступило время года?
    • Где лежит снег?
    • Какой снег?
    • Какая погода на улице?
    • Куда пошли дети?
    • Как они оделись?
    • Что делали дети на прогулке?
    • Нравиться ли детям гулять зимой?

    3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

    4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

    Пятница.

    Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

    1. Рассматривание мнемодорожек (рис. 5).

    2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

    • Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
    • Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
    • В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
    • Люди зимой делают кормушки для птиц.
    • Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
    • Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
    • Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
    • В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

    3. Рассматривание мнемотаблицы (рис.6).

    4. Составление рассказа о зиме логопедом.

    Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

    5.Составление рассказов о зиме детьми.

    Хочу поделиться мнемотаблицами для заучивания стихов к Новогоднему празднику, ведь родители всегда хотят, чтобы дети читали стихи у ёлочки, а времени катастрофически не хватает. Быстро выучить стихи помогают мнемотаблицы, которые после работы на занятии, я оставляю в групповой комнате на видном месте, чтобы дети могли по желанию в удобное для них время рассказывать тексты друг другу.

    Снеговик (рис.7).

    Давай дружок, смелей, дружок,
    Кати по снегу свой снежок –
    Он превратится в толстый ком,
    И станет ком снеговиком,
    Его улыбка так светла!
    Два глаза… шляпа… нос…метла…
    Но солнце припечёт слегка –
    Увы! – и нет снеговика.

    Н.Нищева “Ёлочка” (рис.8).

    Перед нами ёлочка:
    Шишечки, иголочки.
    Шарики, фонарики,
    Зайчики и свечки,
    Звёзды, человечки.

    Ирина Гурина (рис.9).

    В зимнем небе, сделав круг,
    Накренились сани вдруг!
    И с подарками мешок
    Выпал прямо на снежок!

    Дед Мороз (рис.10).

    Дед Мороз, Дед Мороз,
    Деткам ёлочку принёс,
    А на ней фонарики,
    Золотые шарики,
    Дед Мороз, Дед Мороз,
    Деткам сладости принёс,
    Вафли ароматные
    И конфеты мятные.

    Планирование работы по лексической теме “Весна” в старшей логопедической группе (1-ый год обучения).

    Понедельник.

    Работа с мнемотаблицей на слово “весна” (рис.11).

    1. Перекодирование информации по данной таблице.

    Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

    2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.

    Вторник.

    Заучивание стихотворения “Весна – красна” (рис.12).

    Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.

    Весна – красна

    Ты, весна, весна - красна,
    Что с собою принесла?
    Принесла я для лугов
    Покрывало из цветов.
    Принесла для ёлки
    Новые иголки.
    Для осины и берёз
    Свежих листьев целые воз.

    Среда.

    1. Отгадывание мнемозагадки.

    2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне (рис.13).

    Травка зелёная,
    Солнышко весёлое,
    Птицы прилетели,
    Громко запели.

    3. Отгадывание загадки детьми.

    4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.

    Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки.

    Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

    • Есть слово маленькое, ласковое – листочек.
    • Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
    • Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
    • Есть слово, когда листья падают – листопад.
    • Есть слово-дерево – лиственница.

    Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

    Четверг.

    Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

    1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы. (рис.14).

    Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.

    2. Ответы на вопросы по содержанию текста:

    • Что делает весной солнце?
    • Как солнце весной светит и греет?
    • Что делают ручьи?
    • Какие изменения происходят на реках?
    • Что такое проталины?
    • Как называются самые первые цветы?
    • Что сделали насекомые?
    • Что можно сказать про вербу?

    3. Повторное чтение рассказа.

    4. Пересказ текста детьми своими словами.

    Пятница.

    Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.

    1.Рассматривание мнемодорожек.

    2.Составление предложений по мнемодорожкам (рис.15 – 18).

    • Весной солнце часто появляется на голубом небе.
    • Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.
    • Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.
    • Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

    3.Рассматривание мнемотаблицы (рис.11).

    4.Составление рассказа о весне логопедом.

    Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

    Предлагаю стихи для заучивания с детьми на коррекционных часах.

    Воробей (рис.19).

    Воробей с березы
    На дорогу прыг
    Больше нет мороза
    Чик-чирик.

    А.Плещеев “Весна” (рис.20).

    Травка зеленеет,
    Солнышко блестит,
    Ласточка с весною
    В сени к нам летит.

    С.Маршак “Радуга” (рис.21).

    В небе гром, гроза
    Закрывай глаза!
    Дождь прошёл,
    Трава блестит,
    В небе радуга стоит.

    Список использованной и рекомендуемой литературы

    1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
    2. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000.
    3. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.
    4. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
    5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
    6. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
    7. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
    8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
    9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
    10. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.
    11. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.
    12. Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.

    Приложение

    Рисунки к приложению



    Конспекты занятий в детском саду:
    Нетрадиционные форма работы с семьёй (фестиваль семейных коллективов) . Детский сад 82
    Занятие по произведению "Сорока-ворона" . Детский сад 82
    Приобщение детей к истокам русской народной культуры . Детский сад 82
    Конспект новогоднего утренника: "Новогодние приключения" . Детский сад 82
    Спортивный праздник "Веселые игры" . Детский сад 82
    Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму . Детский сад 82


    Распечатать Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи . Детский сад 82
    Дата: 5 мая 2011 16:23
    жанна
    #1
    Группа: Гости | Регистрация: -- | Skype:

    очень интересно

     
    Дата: 10 июля 2011 15:51
    TivaexaddyKed
    #2
    Группа: Посетители | Регистрация: 2.07.2011 | Skype:

    Соберем для Вас по сети интернет базу данных
    потенциальных клиентов для Вашего Бизнеса
    название, телефон, факс, e-mail,
    имена, адреса, товары, услуги итд
    Более подробно узнайте по
    Телефону: +79133913837
    ICQ: 6288862
    Skype: s.3837
    Email: prodawez@mixmail.com

     
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru