Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Байбарина Ирина Альбертовна
    Конспект занятий в детском саду
    Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

    Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

    На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки

    Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

    В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений - всё это носит большие возможности для творческого развития дошкольников.

    В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

    Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей ведь только творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

    Это и послужило выбору темы исследования: «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей».

    Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий:

    • Между тенденциями развития современной мировой и отечественной культуры и необходимостью сохранять и передавать богатство традиционной народной культуры.
    • Между сложившейся в семье культурой быта и повседневностью, и прививаемой в ДОУ детский сад №50 «Колобок традиционной народной культурой.
    • Между широким спектром задач музыкального воспитания и ограниченностью ресурсов (личностных, методических, материальных).
    • Между декларативной готовностью педагогов и педагогической деятельностью дошкольного учреждения.

    Учитывая выше изложенные противоречия можно определить основные проблемы состоящие в:

    • рассмотрении роли народной культуры в развитии творческих способностей дошкольников и в поиске путей оказания эффективной помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии музыкальных способностей.
    • недостаточности методической литературы, разработанных технологий и методик по дошкольному возрасту. Книги носят собирательный характер.

    Перед началом работы была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкальных творческих способностей.

    Цель: анализ педагогических условий, способствующих развитию творческих музыкальных способностей.

    Объектом наблюдения является процесс развития творческих музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

    Предметом наблюдения – психолого-педагогические условия и результаты деятельности по развитию творческих музыкальных способностей.

    Задачи: рассмотреть, как:

    • Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству способствует развитию творческих способностей дошкольников
    • Воспитание у детей стремления к самовыражению посредством творческой деятельности способствует развитию творческих способностей.
    • Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии способствует развитию музыкально-творческих способностей.
    • Музыкальная деятельность в детском саду способствуют воспитанию эстетических чувств.
    • Через фольклор можно решать воспитательные задачи.

    В ходе данной работы были использованы следующие методы работы:

    • анализ психолого - педагогической литературы,
    • индивидуальная беседа,
    • наблюдение,
    • анализ продуктов детской деятельности.

    В своей работе я опираюсь на принципы государственной политики в области образования:

    • Ст. 2 Федерального «Закона об образовании»,
    • На Временные требования к содержанию и методы воспитания и обучения, реализуемые в ДОУ, где определены критерии развития ребёнка в музыкальной деятельности:
      • развитие у детей творческих способностей
      • знакомство с произведениями народной музыки и песенного фольклора (частушки, колядки, хороводы), где продекларирован гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.
    • На Образовательную программу МДОУ № 50 «Колобок», которая определяет направления и содержание деятельности детского сада:
      • возрождение, сохранение и передачу детям смыслов и ценностей культуры;
      • развитие потребностей в художественно-эстетической деятельности и изучении истории культуры уральского региона.

    Я проводила отслеживание результатов развития певческого голоса у группы детей в течение 2 лет обучения. Параметры и критерии оценок брала из программы «Ладушки». Проанализировав результаты диагностики ребят в начале 2004 года, я отметила у 75% нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону, минимальный диапазон. У 25% ребят отмечалось относительно чистое интонирование, 10% четкая дикция. Только у одного ребенка было чистое интонирование, диапазон шире октавы.

    В своей работе я использовала упражнение для голоса по методике Емельяновой. В результате работ у ребят стало наблюдаться правильное формирование певческих навыков, это сказалось положительно на качестве пения. В конце 2004-20005 учебного года (в мае) при повторной диагностике я отметила снижение низкого результата до 60%, а достаточный поднялся до 40%.

    В течение следующего учебного года 2005-2006 учебный год, мы с ребятами продолжали работать по той же методике, использовали дикционные упражнения по системе Емельянова, уделяя упражнениям, много времени на занятии. В конце учебного года диагностика показала, что стало меньше ребят с низким уровнем развития певческого голоса – 35%, зато вырос достаточный результат и составил 65%.

    По результатам отслеживания видно, что происходил рост развития певческих навыков, что сказалось благотворно на развитии музыкальных способностей. Учитывая, что музыкальные способности необходимо развивать и далее, родители продолжают образование детей в Школе искусств и Центрах детского творчества.

    Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволил выявить и ряд недостатков:

    • напряжение в пении,
    • неправильную певческую установку,
    • зажатость, не эмоциональность исполнения.

    Работая с детьми по устранению недостатков по развитию певческих навыков, я использую метод соревнования между рядами. Каждый ряд старается спеть лучше, выполняя правила пения или требования к упражнению. Это активизирует их деятельность, повышает интерес к пению.

    Большое внимание на своих занятиях уделяю дикции. Одним из сложных навыков для ребят является чистота интонирования. Ребята с фальшивым пением прислушиваются к пению детей чисто интонирующим.

    Работая над каждым ритмическим рисунком в песне, использую метод ходьбы по кругу, отбивая притопом сильные доли, или хлопки в ритме мелодии.

    Условия активизации певческих навыков:

    • ребёнок должен четко понимать, чего он должен добиться, выполняя задание;
    • знать, чего он достиг, выполняя то или иное упражнение;
    • повторение исполнения должно быть направлено на устранение ошибок, с осмыслением деятельности.

    В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к ребёнку. Стремиться к тому, чтобы дети со слабыми природными и средними музыкальными данными приобретали правильные навыки, как и дети, обладающие хорошими музыкальными данными.

    Вторичная диагностика по развитию у детей творческих способностей показала, что у детей произошли положительные изменения (по сравнению с данными первичной диагностики) Из 20 детей 15 детей имеют достаточный уровень, что составляет 75 %, 25 % (5 детей) с низким уровнем развития.

    Для выяснения уровня заинтересованности детей в занятиях я проводила анкетирование на тему «Что тебя больше всего привлекает на занятии?». Анкета для детей 2 года обучения. Из ответов видно, что интерес сохраняется. Наибольшее предпочтение дети отдают народной игре и пляске (75 % детей), на втором месте беседы и концертная деятельность (35 % детей), и на третьем месте пение (25 % детей).

    Анкетирование родителей показало, что не все понимают преимущество фольклора над эстрадой (58% и 42%),а на вопрос приоритета фольклора на занятиях - мнения разделились поровну (50% на 50%). Отсюда сделала вывод, нужно больше проводить бесед с родителями и чаще привлекать для проведения совместных мероприятий.

    Провела анкетирование детей, посещающих фольклорный кружок «Ладушки». Дети должны были ответить на вопрос: «Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного кружка», нужно было выбрать один из трех вариантов ответов: с желанием, без желания, затрудняюсь ответить. Из ответов детей видно, что интерес к кружку повысился.

    Таким образом:

    • у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов;
    • развивается понимание народной этики и ее роли;
    • сформировался более высокий уровень культуры поведения и самореализации на празднике;
    • выступая с концертными номерами, пропагандируя народное творчество, лучшие образцы народно-певческой культуры своего края, дети испытывают чувство уважения и гордости к искусству своего народа.

    За время обучения дети становятся

    • активными участниками праздников, посвящённых народным праздникам,
    • ежегодно принимают участие в смотре – конкурсе «Музыкальная жемчужина» в Центре культуры и искусства и получают дипломы.
    • выходят с концертными программами Капустника и Кузьминок в реабилитационный центр «Ветеран»; с рождественскими колядками - в другие детские сады и общественные организации.

    Наши дети являются активными участниками фестивального движения (по народной игре, народной песне и народному творчеству).

    Педагогические условия, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста:

    1. Программа по музыкальному воспитанию «Ладушки» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой. Основным условием в реализации данной программы является введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой, что необходимо для детей всех возрастов, поскольку не даёт ребёнку чувствовать себя некомпетентным в той или иной деятельности.
    2. Предметная развивающая среда. В нашем детском саду созданы условия для творческого развития детей. Открыт музей «Русская изба»» В нём дети знакомятся с народным прикладным искусством, с предметами быта, что оказывает огромное влияние на формирование ценностно-ориентационной сферы детей, являющейся одной из составляющих результата образования.
    3. Музыкальные занятия. На занятиях, где через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети проговаривали пословицы, поговорки к народным праздникам придумывали мелодии колыбельных песен и пели их куклам. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. На занятиях наряду с изучением народно-обрядовой культуры России и Урала проводится вокально-хоровая работа. Проводилась артикуляционная гимнастика по системе Емельянова, комплекс упражнений для постановки дыхания, разработанный Казанцевой М.Г., научным сотрудником Института Истории и Археологии РАН.
    4. Игровая деятельность. В основе ее деятельности лежит один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (Философ-гуманист М. Монтенко). В своей работе отдаю предпочтение использованию народных игр с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
    5. Кружковая работа направлена на развитие творческой личности, знающей свою культуру. В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.
    6. Праздники и развлечения. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении народных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.
    7. Концертная деятельность. Совместная концертная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
    8. Работа с педагогами и специалистами. Работу по успешной реализации поставленных задач трудно было бы осуществлять без взаимодействия всех специалистов и педагогов, ведущих непосредственную работу с детьми: воспитателей, психолога, специалиста по изобразительной деятельности, инструктора по физическому воспитанию, социального педагога, медицинских работников. Решать поставленные задачи позволяют следующие формы совместной деятельности:
      • семинары,
      • педагогические советы,
      • индивидуальные и групповые консультации,
      • практикумы (совместные праздники и развлечения,
      • круглые столы.
      • подбор тематического фольклорного материала на режимные моменты. Разработан план мероприятий с педагогами и специалистами. С педагогом по изобразительной деятельности установлен тесный контакт, взаимопомощь в проведении комплексных занятий. После музыкальных занятий дети рисуют свои впечатления, что помогает выражать свои чувства и эмоции, дети лучше запоминают произведения, игры.
    9. Работа с родителями. Успешное развитие детей в МДОУ невозможно без помощи активного участия и помощи родителей. Привлечение родителей к решению поставленных задач осуществляется следующим образом:
      • проводятся индивидуальные беседы, консультации,
      • просмотр и участие в праздниках
      • школа для родителей «Музыкальная гостиная»
      • оформление информационного уголка
      • выступления в Центре культуры искусств.

    Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.

    Работа, проводимая в нашем детском саду по развитию творческих способностей, развивает и детей, родителей и педагогов. И пусть не все наши воспитанники не смогут посвятить себя в дальнейшем музыке, но всё то, что в них было заложено в нашем детском саду, чему они здесь научились, поможет им стать мыслящими, неординарными творческими людьми.

    Приложение

    Список литературы

    1. Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.
    2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка, М. Просвещение, 1988
    3. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В.Штанько. ТЦ. 2007
    4. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е . С.Л.Козлова., Т.А.Куликова, Москва, Академия.,2004
    5. Закон РФ «Об образовании», (в редакции20.07.2004 года)
    6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
    7. Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998
    8. Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005.
    9. Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
    10. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание № 5/1993
    11. Калинина Р.Р.Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С.-Петербург, 2002
    12. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987
    13. МикляеваН.В. Микляева Ю.В. Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. М, 2006
    14. Воспитание искусством в детском саду . Интегрированный подход И.В.Штанько. ТЦ. 2007
    15. Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования № 5, 2005
    16. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993
    17. Немов Р.С. Психология, М. Владивосток 1999
    18. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №9. 1994
    19.  Развитие творческой активности, М. Педагогика 1991
    20. Смирнов С. «Педагогика», Издательский центр, Академия 1998
    21. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. общества 1994
    22. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. общества 1994
    23. Тихонова.М.В. Красна изба.С-Петербург.2000.


    Конспекты занятий в детском саду:
    Проектная деятельность в детском саду. "Окружающий мир своими руками" . Детский сад 82
    Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква З. Дифференциация звуков [з] и [c]" . Детский сад 82
    Развлекательно-игровая программа для старшего дошкольного возраста "1 апреля – день смеха и веселья" . Детский сад 82
    Программа подготовки дошкольников к школе "Родничок" . Детский сад 82
    Проект "Спортивные игры и развлечения как средство повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре" . Детский сад 82
    Программа-проект "Семья" . Детский сад 82


    Распечатать Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru