Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Гриценко Татьяна Михайловна
    Конспект занятий в детском саду
    Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Можно по-разному относиться к ребенку, но нужно, прежде всего, отказаться от взгляда на ребенка как на собрание достоинств и недостатков. Любой ребенок – весь достоинство, хотя бы потому, что сочетание его черт и качеств уникально.

    Н.Е. Щуркова

    Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.

    По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу; распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний — 50%, физиологической незрелости — 60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела (Инстуктивно-методическое письмо “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошокольного возраста в организованных формах обучения” от 14.03.2000 №65/23-16).

    Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дизадаптации, неуспеваемости, социокриминальных последствий в будущем.

    На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому в нашем учреждении особое внимание было уделено организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения.

    Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

    В практике своей работы творчески интерпретируем методические рекомендации по психолого-педагогическому медико-социальному сопровождению дошкольников специальных (коррекционных) ДОУ г. Санкт — Петербурга и адаптации их к условиям детского сада общего вида.

    При организации работы появился ряд проблем, которые требовали своего решения:

    • Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения.
    • Обособленность в действиях специалистов разных систем (здравоохранения, образования, соцзащиты), осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения.
    • Разрозненность информации.
    • Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.
    • Непринятие проблем ребенка со стороны родителей.

    Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.

    Задачи:

    • защита прав и интересов ребенка;
    • массовая диагностика по проблемам развития;
    • выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
    • консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса;
    • групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и детьми по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам.

    Основными направлениями деятельности службы сопровождения в учреждении являются:

    • оказание помощи в решении проблем:
    • формирования здорового образа жизни;
    • личностных проблем развития ребенка;
    • выбора образовательного маршрута;
    • преодоления затруднений в обучении;
    • разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;
    • гигиеническое нормирование нагрузок;
    • обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
    • организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.

    Для организации службы сопровождения в учреждении был проведен мониторинг обеспеченности специалистами, которые будут осуществлять психолого-медико-педагогическое сопровождение детей. Мониторинг показал, что учреждение в целом укомплектовано штатами для создания психолого-медико-педагогического консилиума. Но для обеспечения наиболее полного сопровождения необходимо заключить договора с МОУ “Центр диагностики и консультирования” для привлечения к работе консилиума, в необходимых случаях учителя-дефектолога и с МУЗ “Детская поликлиника №3” для привлечения к работе таких врачей, как: невролог, окулист, кардиолог, отолоринголог и др., а также с МУЗ “Психиатрический диспансер” для консультаций психиатра.

    Цикл организации индивидуального сопровождения ребенка учреждением был взят с некоторой адаптацией у М.Р. Битяновой и представлен в следующем виде:

    Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

    • индивидуальное сопровождение детей;
    • системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

    Основные этапы индивидуального сопровождения:

    1. сбор информации о ребенке;
    2. анализ полученной информации;
    3. совместная выработка рекомендаций;
    4. консультирование всех участников сопровождения;
    5. решение проблем;
    6. анализ выполненных рекомендаций;
    7. дальнейший анализ развития ребенка.

    Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей.

    Основные этапы системного сопровождения:

    1. диагностический этап;
    2. поисковый этап;
    3. консультативно-проективный (или договорной) этап;
    4. деятельностный этап;
    5. рефлексивный этап.

    Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:

    • выявление проблем в ходе массовой диагностики;
    • обращение родителей за консультациями;
    • обращения педагогов, администрации;
    • обращение специалистов других социальных служб.

    Реально “сопровождение” заложено в организации взаимодействия между участниками сопровождения в совместно организованной деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в системе дошкольного образовательного учреждения. В системе этого взаимодействия постарались определить четко функции и содержание работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в таблице.

    Приложение 1

    В учреждение разработан вариант системы сопровождения через создание условий.

    Приложение 2

    Консилиумы проводятся систематически 1 раз в месяц. Работа службы сопровождения планируется на месяц. Заранее определяется списочный состав детей, проблемы которых планируется обсуждать, извещаются специалисты, которые будут участвовать и должны подготовить материалы.

    Приложение 3

    По результатам докладов и обсуждений выносится заключение, контроль за реализацией которого возлагается на администрацию учреждения.

    Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по более общим показателям:

    • удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в учреждении;
    • уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);
    • способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;
    • успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности.

    Для определения эффективности службы сопровождения используется метод катамнеза. Сбор данных организуется через полгода после перевода ребенка, а затем раз в год.

    Примерная схема сбора катамнеза (предложена Шипицыной Л.М., Хилько А.А.)

    1. Фамилия, имя ребенка.
    2. Возраст.
    3. Соматический статус.
    4. Психический статус.
    5. Приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности.
    6. Характер адаптации по мнению специалистов учреждения, в которое он поступил.
    7. Характер адаптации ребенка по мнению родителей.

    Анализ катамнеза выпускников проводится с участием всех специалистов службы сопровождения в ходе педагогического совета.

    В результате:

    • Созданы условия для гармоничного развития личности каждого ребенка.
    • Создана система психолого-медико-педагогического сопровождения детей в группах общего вида.
    • Разработан механизм взаимодействия учреждения с МОУ “Центр диагностики и консультирования”, медицинскими учреждениями.
    • Разработаны варианты психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста для групп общего вида и специализированных групп (2 варианта).
    • Обеспечивается комплексное сопровождение детей, позволяющее оказывать своевременную реальную помощь с учетом личностных и психофизиологических особенностей воспитанников.
    • Повысились творческий потенциал, компетентность и мастерство педагогов.
    • Понизился уровень психического выгорания сотрудников, улучшился микроклимат.

    В своей работе опирались на следующие литературные источники:

    1. Головченко Г.В., Андреева Л.А., Егорова Л.А., Евстешина О.И. О работе городской медико-психолого-педагогической комиссии Москвы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2002.-№2.-С.52-56.
    2. Долженко Ю.А. Проблемы формирования “успешного” педагога в системе постдипломного образования. / Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ. — Барнаул: АКИПКРО, 2001. — 569 с.
    3. Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии // Дефектология.-2002.-№2.-С.14-16.
    4. Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№3.-С.63-67.
    5. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. — М., АРКТИ, 2001.-64с.
    6. Информационное письмо Министерства образования РФ № 27 12722-6 от3.04.2003 г. “Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект”.
    7. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№3.-С. 65-67.
    8. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М.Шипицыной.-СПб, Речь, 2003.-240с.
    9. Леонгард Э.И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№2.-С.3-7.
    10. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. –М., ВЛАДОС. 2003.-С.337-353, 356-361.
    11. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Воспитание в семье ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2002.-№2.-С.41-52.
    12. Новые формы работы с семьей: Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений г. Рубцовска. Рубцовск: МОУ ДО “Информационно-методический центр”, 2004.
    13. Опыт работы психолого-медико-социального центра “Юго-Запад” г. Москвы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1999.-№2.-С.59-75.
    14. Остапенко Ю.И. Проблемы реабилитации детей с особыми нуждами.//Дефектология.-2005.-№1.-С.3-8.
    15. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием.-М., Академия, 1999.-432с.
    16. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч.ред. Л.М.Шипицына.-СПб., Детство –ПРЕСС.-2002.-352 с.
    17. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/Под ред. Л.М.Шипицыной-М., ВЛАДОС, 2003.-528с.
    18. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
    19. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2000.-№ 5.-С.86-96.
    20. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2002.-№1.-С.80-86.

    Материалы по данной теме были представлены в виде презентации.

    Приложение 4



    Конспекты занятий в детском саду:
    Занятие для детей подготовительной к школе группы "Полет на неизведанную планету" . Детский сад 82
    Педагогический проект "Здравствуй, малыш!" . Детский сад 82
    Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в МДОУ "Солнышко" г.Губкинский ЯНАО . Детский сад 82
    Конспекты занятий о птицах тайги (сова, дятел) . Детский сад 82
    Творческий проект "Откуда появились цифры?" . Детский сад 82
    Конспект занятия по экологии "Вот так лес! Полон лес загадок и чудес!" . Детский сад 82


    Распечатать Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru