Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Организация эффективной взаимосвязи участников коррекционно-развивающей работы в ДОУ,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Поваляева Александра Владимиро
    Конспект занятий в детском саду
    Организация эффективной взаимосвязи участников коррекционно-развивающей работы в ДОУ
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Нарушения речи – распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если их не устранить своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.

    Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве участников образовательного процесса. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.

    В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми формируется коррекционно-развивающая направленность в работе всего педагогического коллектива дошкольного учреждения (учителя-логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) и родителей, предполагающая учет индивидуально-психофизических особенностей детей при реализации деятельности по их всестороннему развитию, воспитанию и обучению.

    Ведущая роль учителя-логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что как специалист он лучше знает речевые и психологические особенности, возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы, средства, формы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.

    Можно выделить общие и частные задачи, стоящие перед всеми субъектами коррекционного процесса.

    Общие задачи сводятся к обеспечению своевременной и адекватной диагностической, коррекционно-педагогической и профилактической помощи дошкольникам с проблемами в речевом развитии.

    Частные задачи достаточно специфичны для каждого из участников. Так, учитель-логопед должен выявлять детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-логопедической помощи, определять уровень речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологические особенности таких детей и разрабатывать направления и содержания помощи каждому из них. Проводить профилактическую и коррекционно-логопедическую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами, оценивать результаты работы и определять степень готовности к школьному обучению, помогать сотрудникам ДОУ и родителям в создании полноценной речевой среды, координировать усилия педагогов и родителей, в контроле за качеством их работы с детьми.

    Воспитатели закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения до автоматизированных навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую и учебную деятельность), в содержание других занятий (математика, изобразительная деятельность, развитие речи и ознакомление с окружающим путем наблюдений за явлениями природы и общественной жизнью), а также в режимные моменты.

    Педагог-психолог проводит тренинги уверенного поведения, релаксацию, психологическую гимнастику, что учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный эмоциональный настрой, благоприятный микроклимат в учреждении и дома.

    В его обязанности входит также выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ребенка возрастным нормативам. Поэтому в деятельности практического психолога значительное место занимает диагностика, психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция.

    Формы взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения: педсоветы, учебно-научные конференции, консультации, семинары-практикумы, консилиумы, индивидуальные беседы с педагогами, деловые игры, лектории для микрогрупп, анкетирование, просмотр и анализ коррекционной деятельности коллег.

    В число частных задач педагогов ДОУ входт: обеспечение оптимальных, психологически комфортных условий воспитания и обучения, профилактика и коррекция недостатков речевого развития у детей, контроль за речью детей не только на занятиях, но и в режимные моменты, обеспечение их общей и речевой подготовки к школе, повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к общему и речевому развитию ребенка в семье.

    Для работы с родителями используются следующие методы:

    • анкетирование родителей,
    • индивидуальные беседы с родителями, консультации,
    • родительские собрания,
    • родительские дни,
    • проведение семинаров для родителей на волнующие их вопросы,
    • посещение семьи ребенка,
    • проведение открытых логопедических занятий,
    • организация для родителей мини-библиотек и информационных стендов, уголков помощи,
    • организация в группах «стен творчества», «сенсорных», «моторных» и «речевых» зон, предметное содержание которых соответствует возрасту детей,
    • обучение родителей игровым занятиям,
    • наблюдение за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей и др.

    Задачи родителей заключаются в создании условий, благоприятных для общего и речевого развития детей в семье, в обеспечении полноценной речевой среды, в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и коррекции недостатков.

    Только при тесной взаимосвязи воспитания ребенка в детском саду и семье создаются наиболее благоприятные условия для формирования личности ребенка. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на ребенка со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных способностей ребенка. Главная задача ДОУ – показать семье возможности целостного развития личности ребенка.

    Совместная деятельность специалистов ДОУ и семьи направлена на конечный результат, который предполагает: понимание родителями своей активной роли в сотрудничестве; координацию усилий детского сада и семьи, устранение противоречий и создание однородной воспитательной и развивающей среды.

    Сотрудничество детского сада и семьи строится на опоре позитивной направленности родителей и их детей; объединении усилий детского сада и семьи в достижении общих целей и распределении функций, ответственности, обязанности; совместном принятии решений, согласованности действий; организации совместных мероприятий; осуществлении систематического обучения родителей; изучении и совместном обсуждении хода и результатов воспитательной работы.

    Комплексная интегрированная модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов

    I.  Организационный этап коррекционно-развивающей работы

    1. Стартовое психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей, с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии.
    2. Обобщение данных, полученных в ходе углубленного изучения ребенка с помощью разных методов и из разных источников информации, формулировка логопедического заключения, составление индивидуальных программ коррекционно-педагогической работы на перспективу (учебный год).
    3. Формирование коррекционно-развивающе-оздоровительной направленности деятельности участников образовательного процесса.
    4. Формирование у педагогов ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе с детьми.
    5. Формирование позитивной установки детей на участие в логопедической работе.

    II. Основной этап коррекционно-развивающей работы

    На этом этапе основной акцент делается на коррекционно-логопедическую работу с детьми. Несмотря на значительные различия в задачах коррекционно-логопедической работы, определяемых, прежде всего возрастными, речевым и индивидуально-личностными особенностями дошкольников, она, тем не менее, базируется на ряде общих принципов, среди которых приоритетными являются:

    • Индивидуализация;
    • Разносторонность;
    • Комплексность;
    • Систематичность коррекционно-педагогического воздействия.

    Индивидуализация логопедического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения учителем-логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии.

    Для большей полноты раскрытия ресурсов индивидуального подхода речевая работа с детьми осуществляется в ходе индивидуальных, подгрупповых (2 – 4 ребенка) и фронтальные занятия. А также в самостоятельной деятельности детей в пространственно-речевой среде. В ходе реализации, которых учитель-логопед и воспитатели имеют возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать индивидуальные задания. Задачи и содержание как индивидуальных, так и подгрупповых занятий определяются исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями.

    Разносторонность (интегрально-личностный характер) логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, которые прямо и косвенно мешают нормальному развитию их речи. При этом обязательно должны быть приняты во внимание закономерности как общего психического, так и речевого онтогенеза. Нацеленность учителя-логопеда не только на устранение выявленного у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и способов – залог успешности логопедического воздействия.

    Вместе с тем, анализ разных сторон психофизического развития детей, его потенциальных возможностей и опора на них при планировании и проведении педагогического воздействия должны стать приоритетными задачами не только учителя-логопеда, но и всех участников коррекционного процесса – педагогического коллектива ДОУ, родителей и других членов семьи. Тем самым обеспечивается комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности. На основе рекомендаций учителя-логопеда и в тесном сотрудничестве с ним педагоги и родители создают обогащенную предметно-развивающую и поддерживающую речевую среду в дошкольном учреждении и в семье. Это позволяет оказывать коррекционно-логопедическую помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет активного привлечения внимания к речевому развитию ребенка близких ему взрослых и их равноправного партнерства в коррекционно-образовательном процессе.

    Однако все перечисленные условия могут быть сведены на «нет» в том случае, если при оказании коррекционно-логопедической помощи детям не будет соблюдаться систематичность. Только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной и ежедневной работы дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов.

    Перечисленные условия – дифференцированность, разносторонность, комплексность и систематичность коррекционно-речевой работы – являются принципиальными и должны быть приняты во внимание, при работе с каждым ребенком не зависимо от причин, характера и степени выраженности речевых нарушений.

    Эффективность решения стратегических тактических и оперативных задач коррекционно-образовательного процесса будет зависеть от того, насколько четко педагогический коллектив ДОУ представляет себе меру и характер собственной включенности в него. В целом логопедическая работа содержит два вида преемственной взаимосвязи учителя-логопеда и педагогов: они заключаются в развитии (коррекции) речи и в развитии (коррекции) внеречевых психических процессов и функций. Здесь важно учитывать, что основную работу по формированию правильных первичных речевых навыков проводит учитель-логопед, а педагоги ДОУ включаются в нее на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых навыков.

    Содержание, дидактическое оснащение и методический инструментарий занятий учителя-логопеда и других специалистов ДОУ также должны соответствовать структуре речевых нарушений детей, их возрастным и индивидуально-типологическим особенностям. Важное средство оптимизации построения корректирующих воздействий – проведение индивидуальных занятий, в ходе которых ведется необходимая работа по совершенствованию тех или иных компонентов речевой системы дошкольников и развитых психических и психофизиологических функций.

    Составная часть коррекционно-речевой работы с детьми на основном этапе – психолого-педагогический и логопедический мониторинг, назначение которого – выявить динамику и особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер психолого-педагогического и логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей. Результаты мониторинга обычно находят свое отражение в речевых картах детей, при необходимости в соответствии с ними может быть проведена корректировка программ индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

    III. Заключительный этап коррекционно-развивающей работы

    Заключительный, или итоговый этап коррекционно-речевой работы с ребенком, предполагает качественную оценку результатов проведенного логопедического воздействия и определения общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школы.

    Обычно проведение итоговой психолого-педагогической и логопедической диагностики и сравнение личных достижений, в общем, и речевом развитии ребенка с данными первичного обследования (т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении его речевых возможностей.

    В качестве экспертов, оценивающих результаты логопедической работы с детьми, выступают, с одной стороны, специалисты ДОУ и родители, а с другой – члены медико-психолого-педагогической комиссии (ПМПК). В ряде случаев специалисты ПМПК предлагают выпускникам логопедических групп продолжить коррекционное обучение. Основная причина формулировки таких рекомендаций – невозможность в период дошкольного детства полной коррекции таких тяжелых речевых нарушений, как общее недоразвитие речи, стойкие формы дизартрии. Вместе с тем, для учителя-логопеда и всего педагогического коллектива ДОУ заключительный этап означает не только оценку результативности работы с детьми, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников коррекционно-образовательного процесса. Поэтому на итоговом педагогическом совете важно объективно проанализировать данные психолого-педагогического и логопедического мониторинга в течение всего учебного года, оценить качество коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов и на основе обобщения результатов работы наметить пути ее реализации на следующий год.

    В конце учебного года учитель-логопед составляет отчет, в котором, в качестве основных, отражаются следующие позиции:

    • список детей с указанием логопедического заключения на момент поступления в группу и выпуска из нее;
    • количественно-качественный анализ и оценка результативности реализованных индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ;
    • сведения о ходе и результатах проведенной в отчетном году методической и консультативной работы с педагогами ДОУ, родителями;
    • сведения о пополнении оборудования логопедического кабинета;
    • сведения о повышении квалификации логопеда в течение учебного года и др.

    На всех этапах ведется параллельная работа по развитию высших психических функций и укреплению здоровья детей.
    Предлагаемая комплексная, систематичная, целенаправленная коррекционная работа, направленная на каждого ребенка индивидуально, рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная группы детского сада).

    Правильно организованная предметно-развивающая среда способствует интеллектуальному и речевому развитию ребенка. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, что обеспечивает высокую результативность и стойкость результатов. Своевременность принятых мер, тесное сотрудничество специалистов обеспечивают полноценное развитие ребенка.



    Конспекты занятий в детском саду:
    Серия материалов психологического сопровождения педагогов "Моя Вселенная" . Детский сад 82
    Семинар "Нравственно-духовное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой" . Детский сад 82
    Путешествие на Венеру . Детский сад 82
    Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи . Детский сад 82
    Нетрадиционные методы в изодеятельности и их влияние на развитие речи детей с нарушением слуха . Детский сад 82
    Возрастно-психологический и нейропсихологический подходы к развивающей и коррекционной работе психолога с детьми старшего дошкольного возраста . Детский сад 82


    Распечатать Организация эффективной взаимосвязи участников коррекционно-развивающей работы в ДОУ . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Организация эффективной взаимосвязи участников коррекционно-развивающей работы в ДОУ . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Организация эффективной взаимосвязи участников коррекционно-развивающей работы в ДОУ . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru