Детский сад
детсад
Литвинова Елена Анатольевна
Конспект занятий в детском саду
Портфолио как форма подготовки педагога дошкольной организации к аттестации
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в “новом” типе педагога, творчески думающем, обладающим современными методами и технологиями образования, приемами психолого – педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

Проблема становления и развития профессионализма является общественно – государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление.

Не случайно основной целью образования в соответствии с “Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года” становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Педагог как субъект Педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые Педагогические ценности, что в свою очередь высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профессионального мастерства Педагогов – формирование исследовательской культуры.

В современных условиях педагог – это, прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого – педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, определенная исследовательская смелость, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта, т.е. обладающий сформированным инновационным потенциалом.

Инновационный потенциал педагога – совокупность социокультурных и творческих характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов.

Сегодня педагог поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования, способный концептуально осмысливать собственную образовательную деятельность.

Существует много подходов к формированию инструмента, которым можно измерить неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде воспитателя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом воспитателя, его бесконечными диалогами с самим собой.

По мнению ученого (В.М. Лизинский) у педагога должно быть “досье успехов”, в котором отражается “все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога”.

Для повышения творческой активности педагогов в нашем детском саду №13 “Алтынай” широко используется кейс – метод по созданию “Портфеля” педагога.

Портфель педагога – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.

Порт фолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.

Портфель позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

Основные цели портфеля:

  • Раскрытие творческого роста педагога.
  • Предоставление результатов своего труда для определения стимулирующего фактора со стороны администрации образовательного учреждения.
  • Оценивание работы педагога по теме самообразования, характера его деятельности, способствование формированию навыков, рефлексии (самооценки).
  • Использование данных материалов при аттестации.

Структура методического портфеля может быть разнообразной.

Мы используем следующую:

  • Титульная страница (Ф.И.О. педагога, должность);
  • Общие сведения о педагоге (дата рождения, образование, специальность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационная категория, награды, последний год повышения квалификации, какой опыт обобщался и когда);
  • Комментарий к “Портфелю”;
  • Содержание портфеля:

- документы;
- творческое досье;
- диагностика успешности педагога;
- отзывы.

Комментарий к “Портфелю” должен быть вдумчивый, отражающий собственные мысли педагога в отношении его деятельности, дающий полную картину творческого роста педагога. Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, или выступления, или краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т.д.

При разработке методического портфеля необходимо ориентироваться на четыре основных его раздела:

Документы. В этом разделе находятся документы, регламентирующие работу педагога

Творческое досье представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ педагога, а также описание его авторских методик, разработок, программ; основные направления его творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождение курсов повышения квалификации, карта творческого роста и др.

Примерное содержание раздела:

  • тема самообразования и этапы ее исследования;
  • курсы повышения квалификации;
  • исследовательские работы и рефераты;
  • проектные работы;
  • творческие работы (доклады, сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий и т.д.);
  • авторские программы, методики;
  • публикации.

Диагностика успешности педагога. Этот раздел содержит результаты оценки и самооценки педагога:

  • личности педагога;
  • педагогической деятельности;
  • педагогического общения;
  • качества образовательного процесса (анализ работы за 3 года: срезы знаний, итоги успеваемости, учебная нагрузка педагога, программный банк; использование современных технологий; результаты олимпиад; план развития группы или кабинета).

Диагностические методики представлены в сборнике “Диагностика успешности учителя”, составитель Т.В. Морозова, М., “Педагогический поиск”, 2001.

Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией школы, коллегами, родителями, а так же самоанализ деятельности педагога:

  • отзыв о творческой работе, выступлении на научно – практической конференции, педагогических чтениях, педсовете и др.
  • рецензии на статью, сборники дидактических пособий, авторских программ;
  • методический бюллетень о проведенных открытых занятиях;
  • заключение о качестве выполненной работы (творческой, исследовательской);
  • резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.

Требования к оформлению “Портфеля”.

  • систематичность и регулярность самомониторинга;
  • структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
  • аккуратность и эстетичность оформления;
  • целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
  • наглядность и обоснованность презентации.

Подходы к построению “Портфеля” могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей педагога. Важно, чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Методический портфель может быть представлен файловой папкой. Презентация или публичная защита портфеля проводится во время творческого отчета или аттестации педагога. Материалы методического портфеля становятся основой для анализа деятельности педагога.

Одним из способов оценивания является модель “Итог”.

  • Интересные моменты портфеля. Что особенно ценно?
  • Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже).
  • Оценка портфеля
  • Главный вывод по всему портфелю.

Другим способом оценивания может быть следующая таблица:

Критерии оценки

Конспекты занятий в детском саду:
Игровые занятия . Детский сад 82
Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами национально-регионального компонента для I младшей группы "Помогаем кукле Неку найти собачку" . Детский сад 82
Конспект занятия по развитию речи с использованием средств мнемотехники в средней группе "В гостях у двух жадных медвежат" . Детский сад 82
Праздники в детском саду (День защитников Отечества) . Детский сад 82
Перспективное планирование по лепке из соленого теста для детей старшего дошкольного возраста . Детский сад 82
Конспект тематического вечера "Пою мою Якутию" . Детский сад 82

Распечатать Портфолио как форма подготовки педагога дошкольной организации к аттестации . Детский сад 82
Поделится ссылкой Портфолио как форма подготовки педагога дошкольной организации к аттестации . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Портфолио как форма подготовки педагога дошкольной организации к аттестации . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru