Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Буренина Ирина Ивановна
    Конспект занятий в детском саду
    "Пословица недаром молвится" (о некоторых формах работы с пословицами)
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Леушина неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре, как средстве обучения и воспитания. Фольклор дает прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Ведь речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.

    Детский фольклор, как специфическая область устного творчества, в которой художественный текст теснейшим образом связан с игрой, является частью народной педагогики: его жанры основаны на учете физических и психических особенностях детей разных возрастных групп.

    Детский фольклор полуфункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, эстетическая. Известно много источников народной мудрости.

    К малым фольклорным жанрам относятся загадки, прибаутки, считалки, скороговорки, пословицы и поговорки. Естественно, может возникнуть вопрос: а зачем нам опыт предков, которые жили несколько веков назад? Возможны различные точки зрения, но нельзя оспаривать нравственную ценность этого исторического материала. В наши дни, как никогда актуальны проблемы милосердия, гуманности, патриотизма, духовности в отношениях между людьми.

    Поговорим сегодня о пословицах и поговорках.

    Пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом; народный афоризм.

    Поговорка – это выражение преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они чаще всего двучленны, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например: «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года!». Поговорка, повторим, не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность. «Убил двух зайцев», «Мастер на все руки». Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Выверенные опытом многих поколений эти выражения народной мудрости служат борьбе за то, чтобы честность, доброта, справедливость, храбрость, любовь к труду, к Родине, матери стали жизненными нормами каждого члена общества.

    Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений.

    Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости. Они учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре:

    • «Правда светлее солнца»;
    • «Будь в малом правдив – и в большом станут верить»;
    • «Ссора до добра не доведет».

    В своей работе с детьми широко использую пословицы, и поговорки при этом опираюсь на принципы постепенности и последовательности усложнения данного материала. Предложила детям завести альбом и записать туда уже известные им пословицы и поговорки, которые воспитывают в человеке нравственные и патриотические качества. Так же можно сделать альбом-передвижку, в который вписывают только новые выражения народной мудрости. Ребята узнавали их от родителей, из книг и «приносили» их в детский сад. Дети с помощью воспитателя записывают новую пословицу и рисуют к ней картинку. Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные.

    Например:

    • Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».
    • Дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.

    «Пословица недаром … молвится».
    «С родной земли … умри – не сходи».
    «Без дела жить – только … небо коптить».

    • Можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде.

    «Нет друга – ищи, а найдешь береги»
    «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
    «Родная земля и в горести мила».
    «Родина мать умей за неё постоять»

    • Можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу. Например: на картинке изображен какой-нибудь вид работы – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело, гуляй смело»; на картинке изображена женщина с ребенком – «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».
    • Изобрази пословицу пантомимой.
    • Пословицу показывает желающий ребенок, остальные отгадывают. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.

    • Нарисуй пословицу.
    • Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Педагог показывает рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Постепенно образуется «банк» рисованных пословиц.

    •  Изобрази пословицу схемой.
      Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и туже пословицу изобразят разные ребята. Желательно найти интересные моменты на каждой схеме.
    • Найди лишнюю пословицу.

    «Дело мастера боится»;
    «Не бойся работы, пусть она тебя боится»;
    «Не спеши языком – торопись делом»;
    «Язык до Киева доведет».

    • Найди пару. Среди нескольких найти пары пословиц, близких по смыслу:

    «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»;
    «Руби дерево по себе»;
    «Знания никому не в тягость»;
    «Без корня и полынь не растет»;
    «Родная сторона – мать, чужая – мачеха»;
    «По Сеньке и шапка».

    Правильно будет ответ 1-3, 2-6, 4-5.

    • Картинка + рассказ + пословица.

    Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица. 

    • Проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию нужно обязательно использовать пословицы и поговорки, например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет».

    Так, при обсуждении понравившегося произведения Л.Кассиля «Твои защитники» ребята восхищались мужеством и находчивостью героев, делали обобщение, используя пословицы: «Тот побеждает, кто смерть презирает», «Тот герой, кто за Родину горой».

    • Еще одна форма работы с детьми – это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.

    «Где храбрость и отвага – до победы два шага»;
    «В бою нужна не только винтовка, но смекалка и сноровка»;
    «Человек без друзей – что солнце без лучей»;
    «Работай смелее – будешь жить веселее».

    К.Д. Ушинский говорил, что пословицы помогают детям изучать окружающий мир, лучше понимать различные явления, события. Изучая пословицы о труде можно показать значение труда в жизни людей.

    «Без дела жить – только небо коптить».
    «Кто лениться – тот не цениться».
    «Не сиди сложа руки, так не будет скуки».

    Изучая пословицы о Родине, у детей зарождается чувство гордости за свой народ.

    «Человек без Родины, что соловей без песни».
    «Родина мать умей за нее постоять».
    «Жить – Родине служить».
    «Один за всех и все за одного».
    «Жизнь пройти, не поле перейти».

    Пословицы и поговорки помогают включить в словарь дошкольника такие слова, как «боец, герой, Родина, народ, побеждать, защищать и т.д.»

    Правильное понимание содержания пословиц и поговорок научит ребенка широко использовать их в повседневной жизни. Ведь мы все, взрослые хотим, чтобы наши дети выросли умными, честными, трудолюбивыми. Через пословицы и поговорки решаются задачи огромной важности – учат светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого. Именно поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть использованы воспитателями в работе с детьми.



    Конспекты занятий в детском саду:
    Занятие по английскому языку в старшей группе детского сада "Разноцветное путешествие" . Детский сад 82
    Жаворонок из теста . Детский сад 82
    Программа курса для дошкольников "В гостях у дедушки Берендея" . Детский сад 82
    Конспект занятия по естествознанию "Воздух и его свойства" (с элементами экспериментирования) . Детский сад 82
    Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы) . Детский сад 82
    Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка, сохранение его физического и психологического здоровья посредством общения с природой . Детский сад 82


    Распечатать "Пословица недаром молвится" (о некоторых формах работы с пословицами) . Детский сад 82
    Поделится ссылкой "Пословица недаром молвится" (о некоторых формах работы с пословицами) . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи "Пословица недаром молвится" (о некоторых формах работы с пословицами) . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru