Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Загородских Нина Викторовна
    Конспект занятий в детском саду
    Программа "Умелые ручки". "приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей"
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    “Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

    (В.А.Сухомлинский)

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

    • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

    • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

    Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

    Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

    Разработанная программа является приложением к разделу “Художественный и ручной труд” программы “Радуга”.

    Новизной и отличительной особенностью программы “Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

    Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

    Цель программы.

    Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

    Задачи программы.

    1. Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
    2. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
    3. Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
    4. Изготовление поделок вместе с родителями.
    5. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

    Направления работы.

    1. Развитие творческих способностей
    2. Художественно-эстетическое развитие
    3. Познавательное развитие

    Основной формой работы являются занятия подгруппами один раз в неделю. В год проводится в средней группе 28 занятий, в старшей группе 30 занятий, в подготовительной группе - 38 занятий. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.

    Содержание работы.

    Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

    Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

    Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

    Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

    Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

    Принципы построения педагогического процесса.

    1. От простого к сложному.

    2. Системность работ.

    3. Принцип тематических циклов.

    4. Индивидуального подхода.

    Методы и приемы обучения.

    1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

    2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

    3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

    Этапы работы.

    Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

    1 этап - знакомство со свойствами материалов.

    2 этап - обучение приемам изготовления.

    3 этап - изготовление поделок.

    Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы.

    Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.

    Ожидаемый результат.

    Средняя группа.

    • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
    • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
    • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
    • Научатся видеть необычное в обычных предметах
    • Разовьют мелкую моторику рук.

    Старшая группа

    • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
    • Освоят обобщенные способы работы.
    • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
    • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

    Подготовительная группа

    • Разовьется поисковая деятельность.
    • Освоят умение анализировать поделку.
    • Сформируется положительное отношение к труду.
    • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
    • Подготовится рука к письму.

    Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, поселка, района, округа.

    Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

    Содержание деятельности воспитателя в рамках программы по развитию творческих способностей детей

    Работа с детьми

    Формы работы

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад “Ласточка”

    УТВЕРЖДЕНО

    Заведующая МДОУ д/с “Ласточка”

    ______________Н.Н. Васильева

    Решение педагогического совета

    от 08 сентября 2008 г.

    Учебный план



    Конспекты занятий в детском саду:
    Интегрированное занятие "Осеннее путешествие" (развитие речи + ознакомление с природой + продуктивная деятельность) . Детский сад 82
    Обучение детей счёту с теоретико-множественных позиций . Детский сад 82
    Индивидуальное сопровождение детей 2–7 лет в процессе адаптации в детском саду присмотра и оздоровления . Детский сад 82
    Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группы "Жостовские россыпи" — рисование по замыслу . Детский сад 82
    Занятие по развитию речи на тему: "Дидактическая игра "Что-то тут не так". Инсценирование сказки на новый лад "Колобок" . Детский сад 82
    Проект для детей старшего возраста "Путешествие в маленькую страну масел" . Детский сад 82

    Распечатать Программа "Умелые ручки". "приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей" . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Программа "Умелые ручки". "приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей" . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     



    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Программа "Умелые ручки". "приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей" . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru