![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
|
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" Нестабильность современной жизни значительно расширила спектр социальных, экономических и других факторов, которые активно стимулируют детскую безнадзорность, бездомность и социальное сиротство. И, прежде всего, среди них: - Кризисные явления в семье (нарушение структуры и функций семьи, ухудшение качественного состава и социального статуса). - Снижение жизненного уровня, которое приводит к ухудшению условий содержания детей в семье, нарастание психо-эмоциональных перегрузок у родителей, что, в результате, приводит к жестокому обращению с детьми. - Резкое снижение уровня социальных гарантий у детей, смена ценностных ориентаций общества, снятие многих моральных запретов, что привело к значительному росту, в последние годы, социальной дезадаптации детей. - Семьи часто не выполняют по отношению к своим детям предназначенных им функций воспитания. При изучении проблем детства в нашем городе были выявлены семьи, в которых дети нуждались в психолого-педагогической и материальной помощи. Асоциальные условия некоторых семей представляли опасность для здоровья, развития, а порой, и жизни ребенка. Так встал вопрос о создании в городе для детей дошкольного возраста учреждения, выполняющего функции детского сада и приюта одновременно. В основу деятельности нашего детского сада с ласковым названием "Гнездышко" для детей группы социального риска закладываются следующие принципы: - Приоритет интересов ребенка и его благополучия. - Возвышение личности воспитанника в глазах его самого и окружающих. - Опора на позитивные начала в духовном и физическом развитии детей. - Гуманизация отношений и общения между детьми и сотрудниками. - Комплексный подход к диагностической и коррекционной работе с воспитанниками учреждения. Особенность социально-психологического статуса наших воспитанников обуславливает специфику целей и содержания деятельности. Мы даем детям не просто кров, еду, тепло, но, в целом, качественное изменение жизни, отношений с миром, окружающими людьми. Поэтому задача нашего учреждения многогранна: снятие остроты психического напряжения, проведение первичной адаптации ребенка к жизни в социально здоровой среде, восстановление или компенсация утраченных социальных связей, приобщение к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению. Детский сад №8 “Гнездышко” с круглосуточным пребыванием детей из семей группы социального риска открыт 1 сентября 1996 г. на базе групп по социальным показаниям. С XI – 1997 г. детский сад функционирует как самостоятельное структурное подразделение МДОУ. В детском саду скомплектовано 3 разновозрастные группы на 40 детей. Посещает ДОУ 42 ребенка (на 01.01.2004 г.) Прием детей в детский сад осуществляется межведомственной комиссией, в состав которой входят представители МДОУ, ДОУ №8, Управления социальной защиты населения, отдела опеки и попечительства Управления образования, детской поликлиники, комиссии по делам несовершеннолетних при городской Администрации. В деятельности ДОУ положена концепция медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям с трудностями в развитии, основанная на принципах комплексности, системности и индивидуализации в оказании диагностико-коррекционно-реабилитационной помощи детям. В нашем малокомплектном детском саду мы создали оптимальные условия для физкультурно-оздоровительной работы. На территории детского сада имеется огород, теплица, парник, 6 цветников. В групповых комнатах созданы условия для разнообразной детской деятельности, для удовлетворения интересов каждого ребенка и с учетом половозрастных различий; а также для отдыха, уединения ребенка, снятия эмоционального напряжения. В каждой группе есть телевизор, магнитофон, мягкая мебель. Руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с его Положением, Уставом МДОУ и действующим законодательством Российской Федерации. В практической деятельности используется Закон РФ “Об образовании, нормативные документы по вопросам дошкольного образования, основы трудового законодательства, Международная Конвенция о правах ребенка, Нормы и правила охраны труда, Санитарные Правила и Нормы, правила пожарной безопасности. Наш коллектив осуществляет комплекс мер, направленных на адаптацию детей в новых условиях жизнедеятельности, в гуманной среде обитания и ставит цели: - обеспечить временное круглосуточное проживание безнадзорных детей в возрасте от 2-х до 7 лет, оказавшихся в особо трудных социальных условиях; - создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья детей, оказания социально-педагогической, реабилитационной и психологической помощи детям; - осуществление защиты прав ребенка. Администрацией детского сада налажены продуктивные и взаимовыгодные контакты с городскими учреждениями культуры и образования. Дети полностью обеспечены за счет городского бюджета одеждой и обувью. В едином городском пространстве детский сад выполняет задачи образования на его дошкольной ступени. В городском социуме налажены связи детского сада с организациями и предприятиями разных форм собственности в рамках Договора о взаимовыгодном сотрудничестве с целью привлечения внебюджетных средств. Используемые образовательные комплексные программы “Радуга”, “Из детства в отрочество” для всестороннего развития ребенка основываются на: знании физиологии ребенка; детской психологии; дошкольной педагогики и инновационных педагогических технологий; защите прав ребенка; продолжении профессионального роста и повышения компетентности педагогов. Детский сад на 100% укомплектован кадрами, согласно штатному расписанию. Эффективно реализовать образовательные программы помогают хорошо оборудованные функциональные помещения: методический кабинет, кабинет психолога, кабинет логопедической помощи, зал релаксации – тренажерный зал, полифункциональное помещение – музыкальное кафе “Веселые нотки” – изостудия, "уголок сказок". Предметно-развивающая среда групповых и спальных комнат, функциональных помещений соответсвует психолого – педагогическим и санитарно – гигиеническим требованиям. В каждой группе созданы условия для разновозрастного взаимодействия детей, созданы “домашние” уголки и музыкальная среда, выделены “уголки уединения”, полифункционально используются места общего пользования, а также игровое, спортивное и другое оборудование. В целях повышения качества работы специалистов и обеспечения постоянного профессионального роста педагогов детский сад обеспечивает обучение педагогических кадров на семинарах МДОУ у авторов программы “Радуга”, “Из детства в отрочество”. В соответствии с государственной политикой в области дошкольного образования детский сад №8, как подразделение МДОУ и субъект единого образовательного пространства города, в своей деятельности ориентируется на решение следующих проблем: - повышение общедоступности дошкольного образования и воспитания детей; - создание и развитие на базе детского сада медико – оздоровительной службы; - обеспечение условий, способствующих здоровье сбережению; - привлечение дополнительных средств из внебюджетных источников; - внедрение системы стимулирования кадров и укрепление взаимосвязи между заработной платой и качеством труда педагогов; - обеспечение эффективной социализации детей из семей группы социального риска. Интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, его эмоциональное благополучие, охрану и укрепление физического и психического здоровья, защиту прав и достоинств детей в детском саду обеспечивают: заведующая д/с, старший воспитатель, 9 воспитателей, педагог-психолог, 2 учителя-логопеда, инструктор по физической культуре, воспитатель по изодеятельности, музыкальный руководитель, 14 младших воспитателей, 2 врача-педиатра, 2 медсестры. Педагогический процесс в детском саду строится на основе современных комплексных программ "Радуга", "Из детства в отрочество" (автор Т.Н.Доронова) и парциальных программ "Я – ты – мы" (авторы О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина) и др. Содержание вариативного образования представлено работой кружка “Юный пожарный” по программе обучения детей правилам пожарной безопасности. В дошкольном учреждении дети получают комплекс оздоровительных услуг: организация 5-ти разового сбалансированного питания с учетом рекомендаций врача; ежедневное естественное закаливание; фитотерапия; сокотерапия; витаминотерапия; аэронизация; физиолечение. Методическое обеспечение педагогического процесса в детском саду соответствует современным психолого-педагогическим требованиям развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, пополняется в зависимости от изменений в комплексе мер и мероприятий по решению актуальных задач: - качество организации педагогического процесса для всестороннего развития личности ребенка; - преемственность программ дошкольного и начального образования; - здоровье сберегающие технологии обучения в детском саду. Учителя-логопеды детского сада входят в состав логопедической службы МДОУ. Педагог – психолог осуществляет взаимодействие в системе психологической службы МДОУ и городским Центром диагностики и консультирования. Разработаны системы по коррекции и профилактике речевых нарушений и по работе с детьми, имеющими проблемы эмоционально – личностной сферы через специально организованное обучение, совместную деятельность, игры и самостоятельную деятельность. В программе деятельности детского сада на каждый учебный год определяем наиболее важные задачи работы коллектива и пути их решения через распределение обязанностей и координацию действий сотрудников, стимулирование членов коллектива по итогам их деятельности, создание благоприятного микроклимата и укрепление материально-технической базы. Детский сад №8 принимает активное участие по наработке и распространению опыта работы по современным проблемам дошкольного детства. В 2001 – 2002 уч.г. детский сад представил опыт работы по теме "Особенности управления детским садом для социально дезадаптированных детей" на региональном семинаре. В 2002 – 2003 уч.г. на коллегию Министерства образования РФ был представлен опыт работы детского сада по созданию адаптивных условий для развития личности каждого ребенка из асоциальной семьи. В этом же году с опытом работы в номинации "Повышение роли матери, родителей в воспитании нравственно здоровых и гармонично развитых детей, в укреплении и развитии семейных традиций и связи поколений" заведующая детского сада заняла I место в областном конкурсе "Женщина года – 2003" по Горнозаводскому округу. В детском саду "Гнездышко" разработана модель взаимодействия с асоциальными семьями (рис.2). Определено содержание работы с ними по формированию осознанного отношения к родительству через различные виды взаимодействия: первичные обследования условий содержания и воспитания ребенка в семье и контроль этих условий; целевые патронажи по поиску ребенку; патронажи по болезни ребенка в семью и детскую больницу; индивидуальное консультирование родителей специалистами; индивидуальные беседы с заведующей по отдельным фактам нарушения Правил детского сада; групповые и общие родительские собрания, анкетирование, организация уголков семейного чтения, выставок детских работ, детских спектаклей. Взаимодействие детского сада с семьями регламентировано Положением и Правилами приема, родительским договором. Работа с семьей обязательно включает: - разъяснение родителям их прав и обязанностей; - ознакомление с системой нормативного обеспечения прав детей; Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении во многом зависит от характера взаимодействия педагогов с детьми. Результаты анкетирования воспитателей показывают, что преобладающим стилем их общения с детьми является демократический стиль. В детском саду создана доброжелательная психологическая атмосфера. Развитие ребенка зависит также и от условий, в которых он постоянно находится, поэтому предметно-развивающая среда соответствует психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. При создании предметно-развивающей среды мы исходим из основных требований к жизнедеятельности детей: - предметная среда носит развивающий характер; - с индивидуальным возрастным подходом; - с разнообразием тематики, комплексности и многообразием материалов и игрушек; - при наличии природных и социокультурных средств; - с использованием вариативности; - обеспечением комфортности, функциональной надежности и безопасности; - с обеспечением эстетических и гигиенических показателей. Содержание и организация режима работы в детском саду отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.1.1249-03 от 26.03.2003 г. № 24). Управление современным ДОУ – сложный процесс. Подбор, рациональная расстановка педагогических и обслуживающих кадров, организация их деятельности, инструктирование, координация и контроль, создание условий для повышения их профессионального мастерства, сплочение педагогического коллектива, утверждение в нем духа взаимопомощи, благоприятного морально – психологического климата постоянно находятся в поле зрения руководителя. У нас постоянно работает передвижной книжный фонд центральной городской библиотеки, с начала основания детского сада работает женский клуб "Сударушка", группа здоровья, активно работает профсоюзная группа. В детском саду есть свои сложившиеся традиции, которые также способствуют укреплению стабильности коллектива и его работоспособности. Мы поздравляем детей и сотрудников в их день рождения, в день свадьбы и другие торжественные даты. В течение всего времени, с момента открытия детского сада, дети окружены вниманием и постоянной поддержкой со стороны администрации МДОУ, городской Администрации и лично Главы города Валентина Егоровича Фельдмана. Ежемесячно и ежеквартально проводится анализ заболеваемости детей, медико-педагогическим персоналом детского сада определены основные направления работы с детьми и обеспечены: ежедневный контроль состояния здоровья ребенка; охрана и укрепление его психо-физического здоровья (через наблюдение и изучение эмоционального состояния детей, консультирование воспитателей и родителей, коррекционную работу с детьми). Соблюдая права ребенка, в том числе, и на охрану его здоровья, в детском саду выполняется система оздоровительных мероприятий: режим, сбалансированное питание, закаливание. Для чего используются различные виды: прогулки, хождение босиком, в летнее время "Тропа здоровья", обливание ног, полоскание горла, воздушные ванны, фиточаи, витаминизированный напиток "Золотой шар" и, конечно, природные факторы: воздух, вода, солнце. Для организации детского труда в зимних условиях мы используем достаточное количество санок, коробов для перевозки снега, лопаток, метелок. В летнее время наши дети принимают активное участие в работе на приусадебном участке, выращивают в теплице огурцы, помидоры, в парнике – перцы, салат, редис. На грядках – лук, морковь, капусту, картофель. Мы своевременно заготавливаем необходимые семена. На каждом участке есть цветочные клумбы, а также грядки для выращивания лекарственных трав. Питание детей полностью обеспечено по разработанному и утвержденному 10 – дневному меню, которое учитывает потребность детей в белках, жирах и углеводах. В детском саду обеспечивается весь комплекс санитарно – гигиенических и санитарно – противоэпидемиологических мероприятий: - вместимость учреждения соответствует санитарным нормам размещения детей; - все помещения используются строго по назначению; - персонал проходит регулярные обязательные медицинские осмотры; - соблюдаются все правила личной гигиены сотрудниками и детьми. Формируя привычки к здоровому образу жизни, мы, фактически, закладываем основу здоровой организации детей на будущее, когда рядом не будет воспитателей, и нашим воспитанникам многое придется решать самим. Итогом этой кропотливой работы с детьми на протяжении нескольких лет посещения нашего детского сада становится: понимание ребенком необходимости планировать свое время в течение дня, то есть формирование привычки к здоровому образу жизни через: - знание ребенком жизненно необходимых компонентов распорядка дня, без которых нельзя вырасти сильным и здоровым; - умение самостоятельно готовиться к таким постоянным моментам в распорядке дня, как прогулка, прием пищи, сон, гигиенические процедуры. Учитывая, что физическое воспитание ребенка является одним из ведущих направлений формирования здорового образа жизни, мы создали условия для двигательной активности детей в течение дня, развивая и совершенствуя уже имеющиеся двигательные навыки, для чего в каждой группе созданы физкультурные уголки с большим выбором спортивного инвентаря. За последние три года, начиная с 2001, в школы города было выпущено 20 детей. Дальнейшая судьба шестерых из них нами была определена до выпуска в школу.
В продолжении темы: Обсуждение статьи Детский сад по социальным показаниям в механизме защиты прав ребенка . Детский сад 82
|