Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Программа формирования интереса и способностей к чтению старших дошкольников,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Юрьева Татьяна Викторовна
    Конспект занятий в детском саду
    Программа формирования интереса и способностей к чтению старших дошкольников
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.

    С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки?

    Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Ребёнок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного, "проживать" его. Малыш рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать, у детей очень высока. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком.

    Восприятие вдумчивого, чуткого читателя - процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, так как он является фундаментом литературного образования и во многом определяет его.

    Важность приобщения детей к книге, к красоте родного слова отмечали педагоги, психологи, лингвисты такие, как К.Ушинский, Е.А.Флерина, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин, Л.А.Айдарова и другие.

    Говоря о задачах литературного образования дошкольников, Л.С.Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы "вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства. Что это значит? Ввести ребёнка в мир словесного искусства - значит, познакомить его с существование этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы (проза и поэзия, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песенки и многое другое), воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге".

    Дальнейшее развитие эта проблеме получила в исследования А.В.Запарожца, Д.Б.Эльконина, Н.А.Карпинской, Р.И.Жуковской, Е.А.Флериной и других, которые создали теоретические и практические предпосылки для разработки, содержания литературного образования дошкольников.

    В современной дидактике это содержание определяется как явление, имеющее две тесно взаимосвязанные стороны.

    Первая из них - это тот учебный материал, который должен освоить ребёнок, то есть детская художественная литература.

    Второй стороной является формирование умения воспринимать и понимать произведение литературы. Данный вопрос достаточно широко и полно разработан педагогами и психологами. Ученые (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, О.С.Ушакова, Н. Короткова и другие) отмечают, что дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребёнка. Психологи выделяют два периода, имеющие редкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребёнка в целом. Границы этих периодов довольно точно определил К.Чуковский. Первый длится от "двух до пяти", после пяти начинается второй период, когда искусство слова отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, и становится самоценным. У детей пятилетнего возраста возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.

    Настоящая программа разработана на основе исследований выше упомянутых психологов, педагогов, лингвистов и с учетом обязательного минимума содержания по речевому развитию детей дошкольного возраста.

    Программа не дублирует и не заменяет компонент базовой программы "Ознакомление дошкольников с художественной литературой", а является специальным курсом, реализуемым в кружковой деятельности.

    Цель программы - формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и способностей к чтению.

    Задачи программы:

    • расширение круга читательских интересов дошкольников, знакомство с высокими образцами литературы (воспитание разностороннего читателя);
    • формирование готовности к рациональному выбору книг (воспитание разборчивого читателя);
    • формирование готовности к полноценному восприятию прочитанного (воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя);
    • формирование готовности к адекватной оценке прочитанного (воспитание критически мыслящего, творческого читателя);
    • активизация и обогащение словарного запаса дошкольников;
    • воспитание любви и бережного отношения к книге.

    Занятия кружка проводятся один раз в неделю во второй половине дня по 25-30 минут в различной форме с детьми старшего дошкольного возраста.

    Общее количество занятий в год-30. Педагогический анализ: 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

    Особенностью данной программы является тесное сотрудничество с родителями воспитанников, их непосредственное участие в реализации курса и использование национально-регионального компонента. Кроме того, программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам: речевая деятельность, театрализованная деятельность, музыкальная деятельность, трудовая деятельность, игровая деятельность, досуговая деятельностью, познавательная деятельность, продуктивная деятельность.

    В результате реализации программы ребенок

    должен иметь представление:

    • о жанрах художественной литературы;

    должен уметь:

    • выбрать книгу в соответствии со своим интересом;
    • анализировать явление, событие, поступки литературных героев, аргументировано их оценивать;
    • воспроизводить содержание произведения;
    • пользоваться средствами художественной выразительности;
    • передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (драматизации, рисовании, художественном труде, игре, музыке и т.д.).

    Содержание программы

    Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве мы закладываем фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

    Дети старшего дошкольного возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, выразительные средства языка, осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

    На каждом занятии кружка ставятся задачи формирование эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров, развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

    Ознакомление с каждым жанром помимо указанных общих задач решает конкретные, связанные с тематикой произведений. После чтения произведения проводится беседа (целостный анализ произведения) и выполняются разнообразные творческие задания.

    Особая роль отводится творческим заданиям, которые предполагают выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов и анонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности речи, и в конечном итоге, самостоятельное сочинение произведений разного жанра и на разные темы разными способами.

    Кроме этого творческие задания предусматривают другие виды деятельности: рисование, художественный труд, драматизацию, игру и т.д.

    Содержание программы включает три основных блока, представленных в таблице 1.

    казка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычность, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки игры ума. Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

    При чтении дошкольникам стихотворных произведений необходимо помочь им почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

    Знакомя детей с рассказом, педагог должен раскрыть перед ними общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обратить их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки.

    Познавательная литература для детей формирует их мышление, предпосылки научного миропонимания, учит беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и беречь природу.

    Таблица 1

    Блок I

    Конспекты занятий в детском саду:
    Интегрирование экологических и математических знаний в досуговой деятельности . Детский сад 82
    Работа психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ комбинированного вида . Детский сад 82
    Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста . Детский сад 82
    Конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе на тему: "Прогулка в Кузьминский лес" . Детский сад 82
    Статья "Учимся понимать друг друга" . Детский сад 82
    Методическая разработка "Изготовление изделий из дерева с мальчиками 5–7 лет" . Детский сад 82

    Распечатать Программа формирования интереса и способностей к чтению старших дошкольников . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Программа формирования интереса и способностей к чтению старших дошкольников . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Программа формирования интереса и способностей к чтению старших дошкольников . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru