Детский сад
детсад
Сташкова Татьяна Николаевна
Конспект занятий в детском саду
Психолого-педагогическая программа "Как здорово быть здоровым!"
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Актуальность программы

Наркотическая ситуация в России динамично усугубляется. Идёт процесс «омоложения» потребителей. Сейчас наркозависимость регистрируется даже у 4-6-летних. Сегодня в большинстве зарубежных стран антинаркогенное обучение начинается уже в дошкольном возрасте.
На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно-ориентированная профилактика наркотизации детей и подростков. Поколение молодых людей, которому сейчас до 20 лет, оказывается повально вовлеченным в употребление наркотиков. “Благополучный район”, “престижное учебное заведение”, наличие железных дверей не являются больше преградой, запрет и запугивание не работают. Идет “охота” на детей из благополучных семей.
При проведении этой работы следует учитывать, что приобщению дошкольников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические психологические факторы. Это восприимчивость, внушаемость, которые, в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых, могут в неблагоприятных условиях составить основу установки на употребление ПАВ.
С другой стороны, существует ряд причин, которые могут сделать антинаркогенное обучение эффективным уже в дошкольном возрасте:
– усвоенные в период детства ценности, установки, модели поведения во многом определяют поступки взрослого человека,
– именно в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего состояния и поведения, а также состояния и поведения других людей. Ребенок впервые становится способен к поведению, подчиненному определенным, однозначным правилам и нормам. А, значит, проведение профилактики злоупотребления ПАВ среди дошкольников с опорой на их возрастные особенности будет достаточно эффективным.
Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» предусматривает работу с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в тесном взаимодействии с родителями, с педагогами и персоналом детского сада.

Структура методического обеспечения программы

Методическое обеспечение данной программы включает описание теоретических положений, на которых основана программа, целей (общих и специфических) и задач, раскрыты пути реализации программы, формы и режим занятий. Раскрыты структура занятия, организация учебного процесса. Приведены принципы соответствия методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей-дошкольников, создания состояния, комплексности, нагрузки, соответствия. Показаны сложности реализации данного направления.
Подробно представлено построение занятий и содержательна часть. Ожидаемые результаты и способы их проверки раскрыты в виде таблицы сравнительных результатов анкетирования детей старшего возраста об эмоциональных состояниях человека и воздействия ПАВ на него в начале и конце учебного года (в %).
К программе прилагается тематический план с конспектами занятий по программе.

Программа подчинена единой сюжетной линии – путешествие Паровозика.

Основные пути реализации данной программы:

  • Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
  • Выявление интересов и наклонностей детей;
  • Проведение конкурсов детского творчества на антинаркогенную тематику;
  • Издательская деятельность.
  • Распространение передового опыта среди детских садов района и области.

При разработке содержания, форм и методов программы по профилактике наркозависимости я руководствовалась дидактическими принципами системности, последовательности, доступности, научности, наглядности.

В процессе реализации этого направления мне пришлось столкнуться с некоторыми сложностями:

Профилактика наркозависимости – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения дошкольников» М.Васильевой В. Гербовой и Т. Комаровой, которую мы используем в своей работе, забота о своем здоровье, куда можно отнести это направление работы, занимает достаточно малое место, а данное направление требует планомерности, систематизации и углубленной работы.
Кроме того, сложность работы заключалась в том, что для дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не достаточно актуальна и не вызывает опасности, так как дошкольник, как правило, всегда находится рядом со взрослым.

Цель программы: разделены на общие, напрямую не затрагивающие проблему употребления ПАВ и специфические, напрямую связанные с вопросами употребления психоактивных веществ.

Общая цель: гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы.

Специфические цели программы: формирование и укрепление антинаркотических установок у детей, развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к ПАВ.

Задачи:

Общие: познакомить детей с разными эмоциональными состояниями; на основе наблюдения за внешними признаками эмоций сформировать умение распознавать эмоциональные состояния других людей.

Специфические: способствовать неприятию детьми любых форм наркотизации; сформировать навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию.

Для решения поставленных в программе задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники: сказкотерапия, арт-терапия, психогимнастика, телесно-ориентированные техники, игровые методы, этюды, моделирование и анализ проблемных ситуаций, беседа.

Формы и режим занятий: программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах. Занятия проводятся в рамках учебного плана «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.Васильевой, В. Гербовой и Т. Комаровой в различных разделах деятельности детей: сюжетно-дидактических игр, ознакомления с художественной литературой, ознакомления с окружающим, игр – драматизаций, развития речи, рисования, сюжетно-ролевых игр, игр-тренингов.

Организация учебного процесса:

  • Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
  • Общее количество занятий с детьми старшего возраста – 12.
  • Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам. Первая подгруппа (6-7 человек) занимается с сентября по декабрь, вторая – с января по апрель.
  • Занятия носят интегрированный характер.
  • Предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).
  • Просветительская работа с родителями и педагогами.

Структура занятия:

  • Ритуал приветствия.
  • Разминка.
  • Рефлексия прошлого занятия.
  • Основное содержание.
  • Ритуал прощания.

На занятиях активно используются разнообразные:

  • подвижные и малоподвижные игры,
  • элементы психомышечной тренировки (психогимнастика),
  • продуктивные виды деятельности,
  • словесные игры,
  • дидактические игры.
  • развивающие задания .

1. Принцип соответствия методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей-дошкольников

Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают уровень его развития.

2. Принцип создания состояния

Каждый человек в каждый конкретный момент времени находится в том или ином состоянии. Состояние определяется отношением нервной системы к той информации, которая постоянно поступает в неё. Длительное нахождение в каком-либо состоянии называется настроением. Особенно сильное воздействие на наше состояние оказывают наши мысли. Управлять мыслями ребёнка – значит, управлять его состоянием, значит управлять процессом обучения.
Состояние ребёнка должно всегда соответствовать тому делу, которым он занимается.
Настроить ребёнка на занятие – значит, создать у него состояние, при котором ему хочется заниматься именно тем, что вы предлагаете. Этому способствуют предлагаемые в программе организационные моменты, которые включают в себя упражнения, игры-приветствия, этюды.
Соблюдение принципа нагрузки способствует формированию и развитию мотивации к обучению.

3. Принцип комплексности

Принцип комплексности на каждом занятии необходимо уделять внимание решению задач направленных на:

– снятие эмоционального напряжения;
– развитие произвольного компонента психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков за счет развития и укрепления волевых качеств личности;
– повышение познавательного интереса;
– формирование у детей, исходного уровня познавательной мотивации.

4. Принцип нагрузки

Никто не может совершенствоваться и развиваться нормально без препятствия, без нагрузки. Нагрузка имеет направленность воздействия и уровень воздействия и может варьировать от минимума до максимума, что, в свою очередь, определяет успех деятельности.
Для того, чтобы занятия с ребёнком, помимо освоения навыков мышления, внимания, развития навыков мелкой моторики и т.д., сопровождались ещё и развитием способностей к освоению новых навыков, необходимо использовать принцип нагрузки.
Сущность принципа данной программы, заключается в необходимости получения максимального тренировочного эффекта, который возникает только при работе с предельной для данного уровня развития ребёнка нагрузкой.

5. Принцип соответствия

Принцип соответствия формы организации занятий в данной программе соответствует ведущему виду деятельности шестилетнего ребёнка – игровому. Каждое занятие включает динамические паузы, проведение физкультминутки. К каждому мероприятию разработан конспект.

Построение занятий и содержательна часть

Программа рассчитана на 12 занятие с соблюдением преемственности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях этюдов, развивающих игр и упражнений, тестов. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием для освоения программы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Виды контроля:

Цель: выявление уровня знаний детей об эмоциях и ПАВ и последующая корректировка заданий программы.

  • диагностика в начале и в конце года,
  • постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях,
  • рефлексия.

Предполагаемые результаты:

– способность распознавать эмоциональные состояния окружающих;
– умение регулировать свое эмоциональное состояние и поведение;
– формировать и укреплять антинаркотические установки;
– безопасное поведение в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию.

Сравнительные результаты анкетирования детей старшего возраста об эмоциональных состояниях человека и воздействия ПАВ на него в начале и конце учебного года (в%)



Конспекты занятий в детском саду:
Семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного возраста" . Детский сад 82
Интегрированное занятие "Белоснежная зима" . Детский сад 82
Итоговое занятие по экологии в подготовительной к школе группе. Научно-познавательный журнал "Хочу все знать" из цикла "Космос" . Детский сад 82
Музыкальное занятие для детей старшей логопедической группы по теме "Иван Иваныч Самоварыч" по стихотворению Д.Хармса . Детский сад 82
Психологический тренинг в детском саду как активная форма взаимодействия родителей и педагогов . Детский сад 82
Конспект коррекционных занятий в логопедической группе старшего возраста по лексическим темам: "Фрукты", "Одежда", "Посуда", "Домашние животные", "Зима" . Детский сад 82

Распечатать Психолого-педагогическая программа "Как здорово быть здоровым!" . Детский сад 82
Поделится ссылкой Психолого-педагогическая программа "Как здорово быть здоровым!" . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Психолого-педагогическая программа "Как здорово быть здоровым!" . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru