Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Психотерапевтическая помощь ребенку-дошкольнику, оказавшемуся в экстремальной жизненной ситуации,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Ковешникова Валентина Петровна
    Конспект занятий в детском саду
    Психотерапевтическая помощь ребенку-дошкольнику, оказавшемуся в экстремальной жизненной ситуации
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Опыт работы с детьми показывает, что ребёнок-дошкольник часто оказывается в стрессовых жизненных ситуациях. Это: уход из семьи одного из родителей, болезнь или смерть родственников и близких конфликты со сверстниками, равнодушие окружающих взрослых, физическое и нравственное насилие.

    Имея за плечами малый опыт социализации, ребёнку кажется, что выхода из создавшейся ситуации нет. Возникшие астенические или стенические переживания усугубляют ситуацию, отрицательно воздействуют на психическое и физическое здоровье ребёнка.

    Предлагаю варианты психотерапевтических занятий-тренингов, помогающих ребёнку выйти из стрессового состояния, освободиться от негативных эмоций, приобрести навыки конструктивного социального поведения, адекватной психологической защиты.

    Занятие №1

    Предполагаемая ситуация: агрессия по отношению к ребёнку со стороны взрослых, сверстников, физическое наказание со стороны родителей, ссора, драка со сверстниками.

    Цель: Установление контакта с возбужденным, агрессивным или обиженным ребёнком (находящимся в состоянии аффекта). Снятие негативных эмоций. Обучение способам адекватной психологической защиты.

    Материал: диск с записью “Звуки природы”, театральная трехстворчатая ширма-дворец с открывающимися окнами и дверцами, перчаточный и пальчиковый театр эмоций, картон, фломастеры, угощение.

    Ход занятия

    Психолог приглашает ребёнка в кабинет (или ребёнок сам приходит).

    Психолог: - Проходи, присядь на диванчик, успокойся.

    Телесная терапия: поглаживает ребёнка, присаживаясь рядом с ним.

    - Расскажи, что с тобой случилось?

    Ребёнок: пылко, сбивчиво рассказывает свою ситуацию.

    Психолог: внимательно слушает, не перебивает, держит за руку или поглаживает по плечу.

    Психолог: После рассказа ребёнка.

    - Как ты себя чувствуешь сейчас? Тебе больно, хочется плакать? Или тебе обидно и хочется подраться?

    Выслушивает, кивками головы поощряет, стимулирует высказывание.

    Предлагает ребёнку пройти в релаксационный сектор: походить, посмотреть, послушать. Включается музыка “Звуки природы”.

    Психолог: - Знаешь, я не очень-то поняла, из-за чего у вас возникла ссора (драка или за что тебя наказали?). Присаживайся за столик, и я рядом. Расскажи ещё раз спокойно, а я нарисую основные события.

    Ребёнок: рассказывает ещё раз (рефлексия чувств).

    Психолог рисует, спокойно задаёт вопросы.

    Варианты вопросов:

    - Как всё начиналось?

    - Кто первый затеял ссору?

    - А что ты делал? Сколько раз тебя ударили? Ты ударил?

    - Как дети относились к этому (окружающие взрослые, воспитатель)?

    - Кто, по-твоему, виноват?

    - А твоя вина есть?

    Психолог: (показывая рисунок) – посмотри, что получилось. Дорисуй себя, что ты делал, как выглядел, что чувствовал.

    Ребенок: рисует себя на картине

    Хореотерапия.

    Психолог: - Ты здесь похож на буйный ветер или ураган. Согласен? Давай твое состояние изобразим в танце.

    Оба надевают детали костюма “Ветер”, исполняют произвольный танец (используется фрагмент из симфонии № 2 “Богатырская” А.П. Бородина

    Психолог: - Вот ты и улыбаешься! Тебе легче стало на душе? А драться с В… ещё хочется? (или есть обиды на взрослых?)

    Изотерапия.

    Психолог: - К тебе интересное предложение. Давай нарисуем на картоне твою ладонь (или папину, мамину, сверстника).

    Рисуют вместе “Сердитую ладонь”.

    - Такие руки были?

    - А сейчас тебе хочется ссориться?

    Рисуют вместе “Весёлую ладонь”.

    Психолог: - Какая ладошка тебе больше нравится? (делает вывод).

    - Ты с собой их возьмёшь или оставишь у меня?

    - Кому покажешь? Что скажешь?

    Драмотерапия.

    Психолог: - Сейчас мы поучимся, как без ссоры и драки можно “разговаривать” руками. Выбирай себе перчатки или пальчики.

    Психотерапевтическая игра: “Разговорчивые руки” (различные варианты).

    Психолог: - Как ты сейчас себя чувствуешь? Вот и хорошо! (угощает карамелькой).

    - По пути в группу мы зайдём в комнату природы, поплещемся ладонями в мини-бассейне, послушаем журчание воды в фонтанчике.

    Занятие № 2

    Предполагаемая ситуация: болезнь или утрата одного из родителей, других близких родственников, несчастный случай с любимыми животными и др.

    Цель: Активизация положительных эмоций для устранения или снижения интенсивности переживаемого горя, печали. Снятие психологического и мышечного напряжения.

    Материалы: Диск с релаксационной музыкой. Набор игрушек насекомых, других неприятных существ. Сухие бассейны с песком, фасолью, камешками, ракушками, крупой. Мини-бассейн “Морское дно”.

    Ход занятия

    Ребёнок заходит в кабинет к психологу (или психолог приглашает ребёнка с группы).

    Психолог: - Проходи, присаживайся, где тебе удобно. Я уже знаю, что ты хочешь поделиться со мной своим горем (печалью). У тебя очень грустные глаза. Расскажи, что произошло у тебя (у вас)?

    Ребёнок: Рассказывает ситуацию (историю).

    Психолог применяет телесную терапию (гладит по головке, обнимает за плечики, пожимает руку). Побуждает ребёнка высказаться (рефлексия чувств).

    Психолог: - Да, в жизни человека и такое случается. У меня тоже была ситуация (рассказывает кратко подобный случай). Я переживала, грустила. Близкие люди и друзья помогли.

    Психолог приглашает ребёнка в релаксационный сектор.

    Психотерапевтическое упражнение: “На что похоже твоё горе?” (печаль).

    - Ты можешь сказать или показать, где в твоём теле находится сейчас печаль (обычно дети показывают “в груди”, “в голове”, “на плечах”).

    - Давай найдём среди окружающих предметов что-то похожее на то, что ты чувствуешь, что сидит в тебе.

    Психолог, ребёнок находят набор “Насекомые” (неприятные существа). Ребёнку предлагается избавиться от них (закопать в песок, засыпать фасолью, камешками, обрывками бумаги, спрятать в мини-бассейне на “Морском дне”).

    Затем под слова психолога: “Платочком вокруг себя машу, грусть, печаль от себя отвожу” - исполняют шутливый непроизвольный танец (хореотерапия)

    Психолог: - Как ты себя чувствуешь? Немного легче стало?

    Психотерапевтическая игра: “Ласковушка” (специально сшитая симпатичная мягкая игрушка).

    - “Ласковушка” просится к тебе. Возьми, прижми её к себе. Можешь посадить на плечо. Я и “Ласковушка” по очереди скажем тебе много ласковых слов, пожеланий (тебе и твоей семье). Только за “Ласковушку” ты будешь говорить, хорошо?

    Во время игры психолог запоминает, что желает себе ребёнок от имени “Ласковушки”. В конце игры необходимо частично осуществить желание: подарить маленькую игрушку, талисман, угостить шоколадной конфетой.

    Психотерапевтические игры ребёнка с водой. Используются наборы плавающих игрушек, водолазы, морские обитатели, другие игрушки (по выбору ребёнка).

    Психолог: Сейчас я тебя провожу в группу. Если завтра или в другие дни тебе захочется прийти сюда – я тебе всегда рада.

    Натуротерапия.

    Психолог: - А сегодня я вместе с тобой выйду на прогулку, пройдемся по нашим чудесным аллеям, побродим по березовой роще, послушаем пение птиц, другие звуки. Мольберт с собой возьмем? Вдруг нам захочется нарисовать картину!

    В зимнее время включается ходьба на лыжах.

    На последующих занятиях психолог включает психотерапевтические игры: “Солнечный зайчик”, “Коврик грусти, печали”, “На что похожа твоя грусть”. По желанию ребёнка включаются игры с первого занятия.

    Занятие №3

    Предполагаемая ситуация: невротические проявления непопулярного ребёнка в группе, обделённого родительской лаской, вниманием, материальным достатком в семейных условиях.

    Цель: Привести ребёнка в эмоционально-уравновешенное состояние. Снять напряжение в общении с окружающими. Помочь ребёнку приобрести уверенность в своих способностях, возможностях.

    Материалы: “Коврик злости”, фигурки мальчика и девочки из картона, фломастеры, цветной картон, цветные карандаши, картинки “Мир эмоций”, фотографии детей с различными эмоциональными состояниями, цветной песок, полые пластиковые игрушки.

    Ход занятия

    Психолог приглашает возбуждённого ребёнка (агрессивного, обиженного, взъерошенного, с массой негативных, сдерживаемых внутри, переживаний) пройти в кабинет. Или приходит за ним в группу.

    Психолог в шутливой форме, жестикулируя, читает стихотворение В.Приходько “король-Боровик не в духе”

    Шёл Король-Боровик
    Через лес напрямик.
    Он грозил кулаком
    И стучал каблуком.
    Был король Боровик не в духе:
    Короля покусали мухи.

    - Хочешь вместе со мной говорить слова и повторять движения?

    Второй раз читает стихотворение, выполняет соответствующие движения, побуждая к этому ребёнка.

    Психолог и ребёнок выполняют психотерапевтические упражнения: “Коврик злости”, “Стаканчик крика”, дыхательные тренажеры (цель: снятие негативных эмоций, невротического состояния).

    Психолог: - Я вижу, что тебе стало легче. Да? И мне тоже. Садись рядышком. Расскажи, что произошло? Что тебя тревожит? Что тебя беспокоит? Почему тебе так плохо?

    (Обычно дети говорят, что с ними не хотят играть, не дают игрушку, не зовут на день рождения, нет красивого платья, не хвалит воспитатель, ругают родители и др.)

    Психолог предлагает ребёнку раскрасить фигурку (силуэт из картона) мальчика или девочки.

    - Представь, что это твой силуэт. Раскрась себя.

    (Результаты анализа цветового решения, характера линий и др. используются для беседы с воспитателями, родителями данного ребёнка).

    Фототерапия.

    Психолог приглашает ребенка к рассматриванию картинок серии “Мир эмоций и чувств”, затем фотографий детей старшего дошкольного возраста с различными эмоциональными состояниями.

    Психолог: - У тебя чаще какое настроение бывает, как на этой картинке (фотографии) или этой? Выбери сам картинки, фотографии, на которые тебе сейчас приятно смотреть. Почему ты сделал такой выбор? Давай я тебя тоже сфотографирую. Подумай, каким ты хочешь быть на фотографии.

    Психолог фотографирует ребенка, рассматривают вместе фотографию, отмечают, какая приятная улыбка у него, красивые глаза, классная прическа.

    Психолог: - Ты знал об этом? Тебе говорили? Кто? Оставишь фотографии у меня вместе с другими или заберешь и покажешь в группе? Что скажешь?

    Психолог: - Ты чувствуешь, что настроение твое улучшилось?

    Психолог предлагает ребенку вместе исполнить небольшой произвольный танец. Затем хвалит ребенка:

    - С тобой интересно общаться. Ты высказываешь свое мнение, придумываешь интересные движения в танце.

     Игра: “Я – волшебник (ца)”.

    Психолог: - Пойдём к нашему дворцу. Представь, что ты и я волшебники. Придумаем, что можно изменить в вашей группе в лучшую сторону. Ты лучше знаешь свою группу, детей, и я что-нибудь добавлю.

    Психолог записывает, что предлагает ребёнок, даёт свои предложения (материалы анализа используются для беседы с педагогами).

    Психолог хвалит ребёнка за творческие предложения. Спрашивает, - а что бы ты хотела (хотел) в себе изменить?

    Пескотерапия.

    Психолог: - Ты хочешь чем-то удивить, заинтересовать детей, воспитателей в вашей группе? Я тебе помогу.

    Психолог, ребенок изготавливают сувенир, используя цветной песок (крупа) и закручивающиеся пластиковые прозрачные игрушки (другие емкости).

    Ребенок, с направляющей и стимулирующей помощью взрослого, заполняет выбранную емкость цветным песком (слоевая пескография).

    Вместе любуются сувениром. Психолог хвалит ребенка.

    - В твоей группе никто не умеет так делать. Я тебя провожу в группу, расскажу о тебе много хорошего. А ты покажешь всем свой сувенир? Расскажешь, как делал?

    Хореотерапия.

    Психолог: - Ты доволен собой? Какие чувства еще испытываешь?

    Включается марш Тореодора (Бизе)

    - Хочешь под эту музыку потанцевать? Как назовешь свой танец?

    При прощании психолог говорит.

    - Когда тебе будет плохо, приходи ко мне. Можешь прийти поделиться радостью. Я тебе всегда рада.

    При повторном посещении ребёнком кабинета обязательно провести игру: “Если бы я был волшебником…” (что бы ты хотел изменить в своей семье?). Материалы используются психологом в беседе с родителями.

     Используемая и рекомендуемая литература.

    1. А.И.Захаров. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. М…, “Просвещение” 1993г.
    2. Е.О.Смирнова. Особенности общения с дошкольниками. М…, Академия 2000г.
    3. Е.В.Пчелинцева. Коррекционно–профилактическая работа с дошкольниками, пережившими насилие. Москва, 2000г.
    4. А.Романов. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Москва. Издательство “Плэйт” 2001 год.
    5. К.Фопель. Как научить детей сотрудничать. Москва “Генезис” 2003год.
    6. Р.Р.Калинина. Тренинг развития личности дошкольника. С-Петербург. Издательство “Речь” 2002 год.
    7. Петраков А.В., Девина И.А. Повышаем самооценку. М… Издательство “Ось-89”, 2001 год.
    8. Девина И.А., Маштакова И.В. Управляем эмоциями. М…, Издательство “Ось-89”, 2002 год.


    Конспекты занятий в детском саду:
    Сценарий большой психологической игры "Помогите Кузе" . Детский сад 82
    Изучение социума и организации коррекционной работы "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида № 97 "Радость" . Детский сад 82
    Семинар-практикум для педагогов на тему "Играя, мы узнаем природу своего края" . Детский сад 82
    Развитие пространственных представлений дошкольников в системе коррекционно-развивающей работы детского сада . Детский сад 82
    Игровой массаж в картинках. Итоговое логопедическое занятие с детьми старшей группы с ОНР "Проделки Бабы-яги" на тему "Времена года" . Детский сад 82
    Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников . Детский сад 82


    Распечатать Психотерапевтическая помощь ребенку-дошкольнику, оказавшемуся в экстремальной жизненной ситуации . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Психотерапевтическая помощь ребенку-дошкольнику, оказавшемуся в экстремальной жизненной ситуации . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Психотерапевтическая помощь ребенку-дошкольнику, оказавшемуся в экстремальной жизненной ситуации . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru