Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Шаталова Елена Владимировна
    Конспект занятий в детском саду
    Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Развитие количественных отношений – это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. Процесс формирования количественных представлений предполагает также планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грамматического строя и связной речи в целом.

    Одна из основных проблем при формировании количественных отношений у детей дошкольного возраста – развитие понятия числа. При значительной разработанности она до сих пор остается весьма актуальной, что обусловлено рядом причин: 1) потенциальные возрастные возможности современного ребенка дают основание полагать, что данное понятие можно сформировать не в старшем дошкольном возрасте (как это предлагалось в исследовании Г.А. Корнеевой), а на более раннем этапе (у детей пятого года жизни). 2) по мнению Е.В. Родиной, целесообразно “восстановить логику” в отборе содержания и методике формирования понятия числа на разных этапах дошкольного возраста. Так, осуществление перехода к числовому периоду необходимо осуществлять с четырех лет через сравнение предметных групп по признаку количества и определение этого количества словом-числительным. Затем следует формировать понятие числа, основанное на обучении выполнению действий с величинами (дискретными и непрерывными), где число выступает как отношение измеряемого предмета к его условной мерке, что доступно для детей старшего дошкольного возраста [2].

    Основным понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа. Натуральные числа это числа, возникшие в процессе счета отдельных предметов (1, 2, 3 ... и т. д.) или измерения. Работа по формированию у детей этого понятия ведется на протяжении трех лет (в средней, старшей и подготовительной группах) и далее продолжается в начальных классах школы.

    Представление о числе формируется у человека, во-первых, в результате сравнения множеств, а, во-вторых, при измерении величин и отмеривании (воспроизведении) величин, равных данной величине. Оба эти подхода используются в работе по различным программам. Математического развития дошкольников рассматривается в разных вариативных программах нового поколения: “Программа воспитания, обучения и развития в детском саду” (2005), “Детство” (2004), “Радуга” (2002), “Математические ступеньки” (1999-2002) и др. Анализ различных программ по формированию элементарных математических представлений у дошкольников показывает, что основу их содержания составляют количественные представления.

    Для наиболее успешного формирования понятия числа у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать определенные педагогические условия:

    • специально организованное обучение детей;
    • использование разнообразных дидактических средств (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, моделирование и др.);
    • организация разнообразных форм взаимодействия: “педагог – дети”, “дети – педагог”, “дети – дети”;
    • специально организованная совместная и самостоятельная деятельность детей в предметно-развивающей среде;
    • создание ситуации успеха;
    • фиксация успеха, достигнутого ребенком;
    • создание положительного фона для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса и активности.

    Остановимся на основных формах детского фольклора, которые, как показывает наш опыт, являются эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей.

    Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П.Усова, А.М. Леушина и другие неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем. Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки и др. Это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов, построенных нередко на прекрасных созвучиях и рифмах. Это – явление и языка, и искусства, соприкосновение с которым очень важно уже с малых лет.

    Малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым мыслям, способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.

    Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом (явлением, числом, буквой); как прием, обостряющий наблюдательность, – при закреплении определенного знания (правила); как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

    Загадка – “это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке” [5, 85].

    В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.

    Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). Например, загадку:

    На четырёх ногах стою,
    Ходить я вовсе не могу.
    Когда устанешь ты гулять,
    Ты можешь сесть и отдыхать.  (Стул)

    Можно использовать для знакомства с числом и цифрой 4.

    После того как найдена отгадка, работа над числом продолжается. Педагог просит вспомнить, о чем эта загадка, показать числовую карточку числа 4; предлагает найти в кассе цифр и показать соответствующую карточку, назвать соседей числа 4 в числовом ряду, объяснить, как получили число 4, сравнить число 4 с последующим и предыдущим числом.

    Для старших дошкольников можно предложить вспомнить состав числа 4 из единиц и двух меньших чисел (на наглядной основе). Например: 4=1+1+1+1, 4=1+3, 4=2+2, 4=3+1.

    Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

    Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей. Безусловна, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции.

    Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их. Например, при знакомстве детей с числами и цифрами первого десятка можно использовать следующие скороговорки.

    • В один клин, Клим, колоти.
    • Возле грядки – две лопатки,
      Возле кадки – два ведра.
    • Три сороки, три трещотки
      Потеряли по три щетки:
      Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.
    • У четырёх черепашат по четыре черепашонка.
    • Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
    • Шесть мышат в камыше шуршат.

     

    • Саша шустро сушит сушки.
      Саша высушил штук шесть.
      И смешно спешат старушки
      Сушек Сашиных поесть.
    • Всемеро саней
      По семеро в сани
      Уселись сами.
    • Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.

    После того, как скороговорка произнесена, следует вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать соседей числа (последующее и предыдущее). Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все убыстряя и убыстряя темп (воспитатель в этом случае выступает в роли дирижёра).

    На занятиях по математике успешно можно использовать пословицы и поговорки. Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием; народный афоризм [4, 568]. Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом [4, 530]. Например:

    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
    Семь раз отмерь, один раз отрежь.
    Первый блин всегда комом.
    Жить в четырех стенах.
    Пятое колесо в телеге.

    Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. В.И. Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно”. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: “Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе”. Многие поговорки строятся на гиперболе: “Заблудился в трех соснах”.

    Пословицы, поговорки так же, как и загадки, скороговорки можно включать в занятия по математике с целью закрепления количественных представлений и развития речи дошкольников.

    Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.), т.е. короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующие развитию количественных представлений. Соревнования в произнесении считалок позволяют выучить больше стихотворений и тем самым развивать детскую память, овладевать элементами артистизма, получать право по детским неписанным законам вести пересчет. Г.С.Виноградов выделил из всего пестрого считалочного материала – считалки-числовки в отдельную группу, которые можно использовать с целью закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета.

    Например, с целью закрепления умения называть числа в прямом и обратном порядке можно использовать следующие считалки:

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Выплыл ясный месяц.

    Девять, восемь, семь, шесть,
    Пять, четыре, три, два, один.
    В прятки мы играть хотим.
    Надо только нам узнать,
    Кто из нас пойдет искать

    Приведем фрагмент занятия по развитию количественных представлений дошкольников, где можно использовать малые фольклорные жанры.

    Фрагмент занятия

    – Ребята, сегодня к нам в гости придут наши старые друзья, а кто – вы можете узнать, отгадав следующую загадку:

    Всех их мама очень любит.
    Слушаться им всем велит.
    Говорит:
    “Придет к нам волк,
    Он в двери постучит.
    Вы ему не открывайте”.
    Кто ответит без подсказки,
    Кто герои этой сказки?
    Ну, конечно, это … (Семеро козлят)

    Как называется сказка, в которой главными героями являются семеро козлят? Какой математический термин вы услышали в названии этой сказки? (Число семь). Сегодня мы с вами познакомимся с записью числа 7, т.е. с цифрой 7. Каких животных в этой сказке было семь? (Семеро козлят) Что любят есть козлята?

    Отсчитайте 7 кочанов капусты из раздаточного материала, лежащего у вас на тарелках, и обозначьте это количество числом и соответствующей цифрой (Один ребенок выполняет задание у доски, а остальные на своих рабочих местах). Каждое число имеет свой знак на письме, то есть цифру. Кто из вас знает эту цифру? Вот как говорит о ней С.Я. Маршак: “Вот семерка – кочерга, у нее одна нога”.

    Возьмите карточку с цифрой 7, вырезанную из наждачной бумаги. Какая цифра изображена на карточке? (7) Проведите указательным пальцем по поверхности цифры. Закрыв глаза, обследуйте цифру 7 пальцами и представьте ее перед глазами. Напишите цифру 7 в воздухе

    а) ладонью;
    б) двумя руками одновременно;
    в) носом.

    Вспомнить загадки с числом и цифрой 7. Например:

    Семеро ребят на лесенке
    заиграли песенки.  (Ноты)

    Приказало солнце – стой,
    Семицветный мост крутой!
    Туча скрыла солнца свет -
    Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга)

    Какие пословицы, поговорки, скороговорки, вы знаете, где встречается это число и цифра 7? Например: “Семь раз отмерь, один раз отрежь”. С детьми можно раскрыть смысл этой пословицы, который заключается в том, что, перед тем как сделать что-нибудь серьезное, нужно тщательно все обдумать и предусмотреть.

    “У семи нянек дитя без глазу”, “Семеро одного не ждут”, “Семь пятниц на неделе” и др.

    “У Степана есть сметана, простокваша да творог, семь копеек – туесок”, Сидели, свистели семь свиристелей” и др.

    Назовите сказки, в названии которых встречается число и цифра 7? (“Белоснежка и семь гномов”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” А.С. Пушкина, “Цветик-семицветик” В. Катаева и др.).

    Далее с детьми можно рассмотреть состав числа из единиц и двух меньших чисел, используя числовую линейку и ритмический рисунок состава числа 7. (Воспитатель хлопает в ладоши или отстукивает карандашом ритмический рисунок числа 7).

    1, 1, 1, 1, 1, 1, 1

    Конспекты занятий в детском саду:
    Конспект занятия по экологии "Вот так лес! Полон лес загадок и чудес!" . Детский сад 82
    Влияние нагрузки на состояние дошкольников в течение занятия . Детский сад 82
    Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи . Детский сад 82
    Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: "Постановка звука Л" . Детский сад 82
    Интегрированное занятие по изобразительной деятельности. Тема: "Тайны океана" . Детский сад 82
    Проект "Дом — точно терем расписной" . Детский сад 82

    Распечатать Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru