Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/comments.class.php on line 205 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Развитие логического мышления на занятиях математики детей дошкольного возраста,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Рыжкова Елена Юрьевна
    Конспект занятий в детском саду
    Развитие логического мышления на занятиях математики детей дошкольного возраста
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Вопросы развития логики всегда занимали центральное место среди проблем дошкольной педагогики и психологии. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики.

    Весь комплекс заданий - это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения - ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из них пропустит, то дотянутся до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит эти ступеньки он уже “перерос” - и пусть бежит. Но впереди обязательно появиться такая, перед которой он приостановиться и возможно здесь ему надо помочь.

    В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: “логические кубики” (Копылов), “логические фигуры” (Фидлер М.), “логические блоки” (Столяр А.). Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления.

    Так как в образовании остается приоритетным интеллектуальное развитие, задачи, поставленные в программе, остаются актуальными.

    ЦЕЛИ: Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие.

    ЗАДАЧИ:

    1. Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.
    2. Развивать у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и отличать одно свойство от другого, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы).
    3. Формировать умения оперировать двумя и даже тремя свойствами.

    Условия реализации программы.

    Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, красного, синего, желтого цветов) и является прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Для работы с детьми одной группы на протяжении всего дошкольного детства требуется один - два набора объемных логических блоков.

    Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

    Понадобятся и карточки с отрицанием свойств (не синий, не круглый и т.д.). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение запоминать информацию о них.

    Программа рассчитана на 9 занятий (одно занятие в месяц). Занятия проводятся в три этапа. Занятия могут проводиться с группой детей и подгруппой.

    Продолжительность одного занятия в условиях детского сада не должно превышать 30 мин (особенно для детей средних и старших групп детского сада). В процессе занятий могут быть использованы записи классической музыки.

    КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

    по развитию логического мышления детей средней группы

    1 занятие.

    Тема занятия: Цветы

    Задачи: Закрепить умения составлять целое из частей. Упражнять детей в нахождении предметов по одному признаку по цвету. Учить считать до 6. Воспитывать желание составить красивый букет для мамы.

    Материал: Лейка, разрезанная на 6 одинаковых частей, 3 обруча: синий, красный, желтый, цветы, вырезанные для фланелеграфа (разные)

    Этапы. Описание этапов.

    1 этап. “Собери лейку”

    Для того чтобы вырастить цветы их необходимо поливать, а из чего их поливают? (из лейки). Предложить детям собрать лейку из 6 одинаковых частей.

    2 этап. “Расцвели цветы на клумбе”.

    Положить 3 обруча в разные места и предложить детям посадить на красную клумбу только красные цветы, на желтую клумбу – желтые, на синюю – синие. После чего выяснить какой формы и размера расцвели цветы.

    3 этап. “Составь букет для мамы”

    Детям предлагаются цветы. Они собирают для мамы букет, после чего предложить сосчитать, сколько цветов в букете.

    2 занятие.

    Тема занятия: На огороде.

    Задачи: Учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать в пространстве в соответствии с расположением заместителей.

    Материал: Набор геометрических фигур, матрешка, логические блоки Дьенеша, карточки с заданиями, 2 корзинки разных по размеру.

    Этапы. Описание этапов.

    1 этап. “Раскопаем грядки”

    Детям дается набор геометрических фигур и предлагается расположить грядки так, как просит матрешка – огородница (слева – круг, справа – прямоугольник).

    2 этап. “Посади огород”

    Воспитатель показывает карточку, где в круги – 2 желтых кружочка (репа); а в прямоугольнике – 2 красных (помидор). Затем карточки убираются, а дети по памяти должны выполнить задание, на столах. Количество грядок и заданий можно увеличить до 5.

    3 этап. “Собери урожай”

    Матрешка – огородница принесла нам 2 корзины. В большую корзину, она просила собрать все овощи круглой формы (репа, лук, и т.д.). В маленькую – треугольной формы (морковь и т.д.)

    3 занятие.

    Тема: “В осеннем лесу”

    Задачи: Учить детей находить отличия в изображении предметов. Закреплять умения выбирать предметы по одному признаку (по цвету). Упражнять детей в составлении целого из частей.

    Материал: 2 пейзажа с 10 отличиями, логические блоки Дьенеша, 1 корзинка, листик, разрезанный на 6 частей одинакового размера.

    Этапы. Описание этапов.

    1 этап. “Чем отличаются пейзажи”

    Детям предлагаются 2 картинки на осеннюю тему с 10 отличиями. Дети должны найти, как можно больше отличий.

    2 этап. “Разложи грибы”

    Предложить детям в желтую корзину положить все грибы с красными шляпками. Выяснить какой формы шляпки у грибов, величины и толщины.

    3 этап. “Сложи листик”

    Предложить детям листик, разрезанный на 6 частей. Нужно сложить листочек, и угадать с какого дерева он упал.

    4 занятие.

    Тема: “Путешествие на птичий двор”

    Задачи: Развивать конструктивные навыки, память ребенка (упражнение в запоминании). Учить счету, сравнению.

    Материал: пеналы с геометрическими фигурами, логические блоки Дьенеша, 2 обруча разного цвета, 3 группы игрушек по 7 штук.

    Этапы. Описание этапов.

    1 этап. “Построй транспорт, на котором ты отправишься путешествовать”

    Дети из геометрических фигур строят транспорт. Затем рассмотреть сооружения и выяснить кто, что построил, какого цвета, формы, величины.

    2 этап. “Переполох”

    Я – тетя Даша, хозяйка птичьего двора. Хочу первый раз сегодня выпустить гусей, уток, куриц погулять, но боюсь, что они разбегутся и не найдут свои домики. Вы мне поможете их догнать? Открывается ширма: там 2 обруча в красном – живут гуси (все красные фигуры), а в зеленом – куры (все круглые фигуры), а кто живет внутри красного и зеленого домика (обручей), какими фигурами они обозначены? После чего смешиваю все блоки, а дети раскладывают, как было.

    3 этап. “Найди, каких игрушек поровну”

    Предложить детям для количественного счета 3 группы игрушек. Считаем и сравниваем.

    5 занятие.

    Тема: “Теремок”

    Задачи: Учить детей комбинировать обобщать, преобразовывать. Развивать внимание, память. Сообразительность, аналитическое восприятие.

    Материал: Монгольская игра, логические блоки Дьенеша.

    Этапы. Описание этапов.

    1 этап. “Монгольская игра”

    Предложить детям из частей игры собрать “теремок”, определить форму стен, крыши, окон.

    2 этап. “Расселение животных в “Теремке”

    Предложить разложить логические блоки так, чтобы на 1 этаже поселить всех больших и толстых животных, на 2 этаже – маленькие, толстые, на 3 этаже маленькие тонкие и т.д.

    3 этап. “Что изменилось?”

    Меняем местами блоки в “Теремке” (на этажах), а дети должны угадать что изменилось.

    6 занятие.

    Тема: “На праздник в детский сад”

    Задачи: Развивать умение находить предметы с заданными свойствами. Учить детей анализировать сложную структуру и воссоздавать ее из элементов.

    Материал: фигуры разной формы, цвета и размера, карточки с началом бус, 2 листа бумаги, на каждом изображены 2 куклы, платья которых украшены цветными геометрическими орнаментами. Цвета орнамента на одном листе (сверху вниз) – красный, оранжевый, желтый. На другом – желтый, зеленый, синий.

    Этапы. Описание этапов.

    1 этап. “Кто скорее соберет бусы”

    Каждый из детей получает пеналы с геометрическими фигурами и карточку с началом бус, где, например одна бусинка круглая синяя, большая. Другая – маленькая, треугольная, желтая; третья – прямоугольная, большая, красная. Нужно продолжить ряд. Лучшими будут те бусы, которые окажутся самыми длинными. Отводится определенное время.

    2 этап. “Украсим кукле платье”

    Куклы были в Доме моделей на демонстрации новых платьев. Им понравились платья украшенные цветным геометрическим орнаментом. Предложить детям украсить платья геометрическим орнаментом и подарить девочкам. (Предварительно рассмотреть образцы)

    3 этап. “Расставь правильно детей в танце”

    На сцене синего цвета танцуют дети в желтых платьях, а на сцене, зеленого цвета в платьях треугольной формы. Расставьте правильно детей и скажите, кто может танцевать на обеих сценах (в желтых, треугольных платьях)?

    7 занятие.

    Тема: “Новоселье”

    Задачи: Освоение умения ориентироваться на плоскости. Продолжать учить классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма. Развивать пространственное воображение.

    Материал: фланелеграф, дома разного размера и цвета (из картона), обручи, логические блоки Дьенеша, бумажные коврики с узорами из геометрических фигур.

    Этапы. Описание этапов.

    1 этап. “Рассказ о расположении домов”

    Расскажи, как расположили дома в микрорайоне (на ковролине расположены дома разные по высоте и цвету; в центре и по углам). Дети рассказывают расположение домов.

    2 этап. “Расселим жителей города в дома”

    Берутся 2 обруча, разного цвета накладываются друг на друга так, чтобы получилось 3 области. Нужно поселить жильцов красного цвета в красный обруч, а всех круглой формы в синий и т.д.

    3 этап. “Мастерская ковров” игра.

    Дети по описанию выбирают ковры для жителей микрорайона. Красные фигуры хотели бы иметь такой ковер: в середине – квадрат, снизу – прямоугольник, сверху – три треугольника, слева – овал, справа – два круга.

    8 занятие.

    Тема: “Полет в космос”

    Задачи: Учить детей принимать активное участие в воссоздании силуэта в играх моделирующего характера по образцу. Упражнять детей в счете на слух. Продолжать учить детей обобщать предметы по форме, размеру, цвету. Воспитывать желание помогать друг другу и попавшим в беду.

    Материал: Игра “Веселый круг, ширма, молоточек, цифры от 0 до 9, 3 обруча, “Логические блоки Дьенеша”.

    Этапы. Описание этапов.

    1 этап. “Полетим в космос на ракете”

    На чем летают в космос? (на ракете). А у нас есть ракета? (нет). Но у нас есть круг разрезанный на 10 частей. (геометрические фигуры) Давайте из этих мелких фигур ( частей) соберем ракеты (каждый для себя). Для этого, положите перед собой образцы и достаньте из конвертиков элементы игры “Веселый круг”.

    2 этап. “Отгадывание кода”

    Ребятки, а наши ракеты не заведутся, если мы не отгадаем специальный код, а этот код зашифрован в загадках. Загадки вы отгадаете в том случае, если будете тихо сидеть, внимательно слушать и считать удары молоточка. И так, внимание! Слушаем молча и про себя считаем. Сколько раз ударил молоточек? (1) Подойди, пожалуйста, Максим к столику найди цифру 1, и помести ее на наборное полотно и так остальные цифры (3, 6, 2, 5, 8). Из скольких цифр состоит код? (6)

    3 этап. “Помощь Лунтику”

    Давайте поможем Лунтику расчистить планету от камней. Для этого нужно в синий кратер (обруч) положить все синие фигуры, а в зеленый все круги. Подходим по одному берем камень, называем цвет, форму, размер и говорим, куда этот камень нужно положить.

    9 занятие.

    Тема: “Магазин”

    Задачи: Развивать умение различать предметы по толщине, цвету, величине. Уметь находить предмет по описанию. Упражнять в количественном счете.

    Материал: логические блоки Дьенеша, квадраты один красного, другой зеленого цвета, игрушки разные по количеству детей.

    Этапы. Описание этапов.

    1 этап. “Помогите разложить товар”

    В магазин поступило печенье разного размера, формы, цвета, толщины. И его все перепутали. Для того чтобы его продать необходимо его разобрать по коробочкам. В красную коробку положим большое печенье, а в зеленую – все толстые. Какое печенье будет лежать внутри красной коробки? (задание можно менять).

    2 этап. “Подарите то, что назову”

    В отделе игрушки, за то, что помогли разобрать товар, вам подарят подарки, но для этого вы должны будете рассказать об игрушках так, чтобы продавец догадался, что вы хотите получить в подарок.

    3 этап. “Сосчитаем, сколько игрушек нам подарили”

    Можно вначале сгруппировать игрушки (мягкие игрушки, куклы, машинки и т.д.) А затем предложить детям сосчитать, сколько игрушек и в какой группе? В какой группе больше (меньше)?

    Далее приведен полный конспект занятия “Полет в космос”.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Воспитатель: С Луны на Землю поступил сигнал: это просьба о помощи.

    - “Ребята, у нас беда, нашу планету завалило камнями. Мы разобрать завал не можем, так как не знаем геометрические фигуры, не различаем цвет и величину. Помогите, пожалуйста! Лунтик”.

    - Что же мы делать будем? Как быть?

    - А как мы им поможем? Для этого необходимо отправиться в космос.

    - А на чем летают в космос? (на ракете)

    - А у нас есть ракета? (нет)

    - Но у нас есть круг разрезанный на 10 частей. (геометрические фигуры) Давайте из этих мелких фигур ( частей) соберем ракеты (каждый для себя).

    - Для этого, положите перед собой образцы и достаньте из конвертиков элементы игры “Веселый круг”.

    - Достали?

    - Начинаем собирать!

    - Старайтесь собрать правильно. Смотрите на образец. Ракета должна быть прочной, для того чтобы долететь до другой планеты.

    - Вот какие молодцы! У нас получилось много ракет разного цвета!

    - Ира, ты, собрала ракету какого цвета? (Красного)

    - А у Сони, какого цвета ракета? (Желтого) и т.д. – Правильно, молодцы!

    Физкультминутка:

    Один, два – стоит ракета (руки вверх, ладони соединить)
    Три, четыре – самолет (руки в стороны)
    Один, два – хлопок в ладоши (далее по тексту)
    А потом на каждый счет.
    Один, два, три, четыре.
    И на месте походили.

    - Ребятки, а наши ракеты не заведутся, если мы не отгадаем специальный код, а этот код зашифрован в загадках. Загадки вы отгадаете в том случае, если будете тихо сидеть, внимательно слушать и считать удары молоточка.

    - Итак, внимание! Слушаем молча и про себя считаем.

    - Сколько раз ударил молоточек? (1)

    - Правильно! Молодцы!

    - Подойди, пожалуйста, Максим к столику найди цифру 1, и помести ее на наборное полотно и так остальные цифры (3, 6, 2, 5, 8)

    - Итак код разгадан!

    - Из скольких цифр состоит код? (6)

    - Молодцы!

    - Ракета к запуску готова. Полетели! (дети встают, и друг за другом выходят из-за столов, и встают в большой круг, внутри которого лежат два обруча разного цвета, вокруг рассыпаны “Логические блоки Дьенеша”)

    - Вот и прилетели. Мы находимся на Луне.

    - Ребятки, на эту планету падает много камней, прилетевших из космического пространства. Эти небесные камни называются метеоритами. Посмотрите, как много!

    - Чем они отличаются? (Цветом, формой, величиной, толщиной)

    - Ну что, ребята, давайте поможем Лунтику расчистить планету от камней. Для этого нужно в синий кратер положить все синие фигуры, а в зеленый все круги. Подходим по одному берем камень, называем цвет, форму, размер и говорим, куда этот камень нужно положить.

    - Ира (я беру большой кружок и положу его в зеленый обруч и т.д.)

    - Посмотрите, правильно выполнено задание? (Да)

    - Хорошо, а сейчас скажите мне камни, какой формы лежат у нас внутри синего кратера (внутри синего кратера лежат все синие фигуры и т.д.)

    - А камни, какой формы, цвета и размера остались за кратерами (дети называют).

    - Для того чтобы было чисто, давайте все камни, которые остались снаружи уберем их в красный кратер. (Все дети убирают)

    - Вот все и убрали. Теперь порядок! Молодцы!

    - Ребятки, вам понравилось наше путешествие? (Да)

    - Чем мы занимались во время нашего путешествия (Помогали Лунтику расчищать планету от камней).

    - Молодцы!

    - Лунтик остался очень доволен. И приготовил вам сюрприз, но уже на Земле.

    - Садимся в свои ракеты и, отправляемся домой на землю. Приземлились! А вот это ребятки, вам! Кратер с метеоритами разной формы, но эти метеориты очень вкусные и сладкие.

    - Спасибо, ребята, это вам, угощайтесь! Ваш Лунтик!



    Конспекты занятий в детском саду:
    Новая жизнь старых игр . Детский сад 82
    Сценарий весеннего праздника в ДОУ "Смех, смех, смех собирает друзей!" . Детский сад 82
    Сценарий спортивного праздника на тему "Папа, мама, я – спортивная семья" . Детский сад 82
    Серии заданий и упражнений к математической тетради для детей старшего дошкольного возраста . Детский сад 82
    Заседание клуба "Средний, старший, младший ребенок в семье" . Детский сад 82
    Конспект занятия по развитию речи и конструированию для детей 1-й младшей группы "Домик из песка и камней для черепашки" . Детский сад 82


    Распечатать Развитие логического мышления на занятиях математики детей дошкольного возраста . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Развитие логического мышления на занятиях математики детей дошкольного возраста . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Развитие логического мышления на занятиях математики детей дошкольного возраста . Детский сад 82
    Дата: 16 января 2011 10:55
    юлия
    #1
    Группа: Гости | Регистрация: -- | Skype:

    Очень полезный сайт

     
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru