Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Панкратова Людмила Леандровна
    Конспект занятий в детском саду
    Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Свой рассказ я начну издалека. Человек, находясь в утробе матери, в возрасте шести месяцев имеет мозг, который по весу составляет 50% веса мозга взрослого человека. Появляясь на свет, к семи месяцам мозг увеличивается вдвое. И к трем годам достигает ? мозга взрослого человека. Из сказанного можно сделать вывод о том, что на остальную человеческую жизнь приходится развитие всего одной трети головного мозга. Поэтому мы можем судить о важности пребывания детей раннего возраста в ясельной группе. Человек мыслит словами а, следовательно, речь является мышлением.

    Как же связаны речь, мышление и мелкая моторика у ребенка?

    В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

    Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат.

    В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Как же лучше развивать мелкую моторику?

    Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью.

    Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине    второго  года  происходит   "речевой  взрыв", который проявляется в резком нарастании словаря  и  повышенном интересе ребёнка   к  речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка.  Дети  уже   могут  слушать  и  понимать не только обращённую к ним речь,  но и прислушиваются к словам,  которые к ним не  обращены. Они  уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Это  значит, что речь становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.

    Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.

    Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

    Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

    В ходе этих игр развиваются следующие движения:

    • хватание: ребенок учится захватывать предмет
    • соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета
    • подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий
    • движения кистей и пальцев рук.

    Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

    В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.

    Начать можно с самомассажа.

    Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

    1. "ПУНКТИРЫ". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

    2. "ПИЛА". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

    3. "УТЮЖОК". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

    4. "КАТОК". И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

    5. "БУРАВЧИК". И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.

    6. "КРАБ". И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

    7. "СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ". Сильно потираем руки.

    8. "СПИРАЛЬКИ". Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.

    Игры с различными предметами и материалами.

    Цели и задачи:

    • развитие хватания
    • развитие согласованных движений обеих рук
    • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук
    • формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний
    • развитие осязания
    • развитие мышления и воображения.

    Материалы:

    • Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

    Методы обучения:

    • показ действий
    • действия руками ребенка
    • поэтапная словесная инструкция.

    Игры:

    • "Прячем ручки",
    • "Спрячь в ладошке",
    • "Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),
    • "Непослушные колечки" (игра в пирамидку),
    • "Забавные шнурки",
    • "Пришей пуговицу",
    • "Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок),
    • "Одеваем кукол",
    • "Поиграй на пианино",
    • "Пальчиковый театр",

    Пальчиковые игры.

    Цели и задачи:

    • развитие согласованных движений обеих рук,
    • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
    • развитие внимания.

    Методы обучения:

    • показ действий
    • действия руками ребенка
    • самостоятельные действия ребенка.

    Предложу вашему вниманию одну игру:

    1. На одном из занятий познакомим детей с пальчиками:

    Пять да пять - родные братцы,
    Так все вместе и родятся.
    Если вскапываешь грядку,
    Держат все одну лопатку.
    Не скучают, а играют
    Вместе все в одни игрушки.
    А зимою, всей гурьбою
    Дружно прячутся в теплушки.
    Вот такие "пять да пять",
    Угадайте, как их звать?
    (Пальцы)

    - Да, дети, это пальцы.

    - А почему вы догадались?

    - Почему пальцы "родными братьями" называют?

    - У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.

    - Любите ли вы играть с пальчиками?

    - Покажите пальчики правой (левой) руки.

    - Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.

    - Дети, кто из вас знает как этот (показываем большой) палец называется?

    - Как вы думаете, почему он так называется, большим?

    - А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.

    - Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).

    - Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

    - Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

    - И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:

    - Здравствуй, большак!

    - Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!

    - Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний,
    Безымянный и последний.
    Сам мизинчик, малышок
    Постучался о порог.
    Вместе пальчики друзья
    Друг без друга им нельзя.

    - Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?
    - Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)
    - Наши пальчики могут все, значит они волшебные.

    Правая и левая водят поезда,
    Правая и левая строят города,
    Правая и левая могут шить и штопать,
    Правая и левая могут громко хлопать.
    За окошком ходит ночь,
    Руки так устали...
    Правая и левая спят на одеяле.
    О.Дриз.

    Теневой театр.

    Цели и задачи:

    • развитие согласованных движений обеих рук,
    • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,

    Материалы:

    • настольная лампа.

    Методы обучения:

    • показ действий,
    • действие руками ребенка.

    Предлагаемые фигуры:

    "Дерево": поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону ("подул ветер, и дерево закачалось")

    "Зайчик": сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими ("заяц шевелит ушками"); можно также изобразить, как зайчик "скачет", "танцует",

    "Коза": пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец - получатся "рога" на голове козы. С помощью движений рук можно изобразить, как коза "бодается", "ходит".

    и другие фигуры.

    В группе раннего возраста кроме запланированных занятий по мелкой моторике, проходящих два раза в неделю, где воспитателем используются игры соответствующие возрастным особенностям каждого ребенка игровые методики, проводятся занятия изобразительным искусством. Два раза в неделю малыши рисуют красками и карандашами и занимаются лепкой из пластилина. Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия проводятся воспитателями в соответствии с установленными программами. Здесь дети знакомятся с основными приемами работы карандашами, фломастерами и кистями, со свойствами красок. Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Детям очень нравиться повторять за взрослыми движения, работая с этим новым для них пластичным материалом. Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге на развитие речи и мышления малыша. Занятия этими предметами проводятся в режиме дифференцированного подхода. Расписанием предусмотрены индивидуальные занятия с малышами.

    Хорошим способом для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста является игра на "немой" клавиатуре. Воспитателями заранее на картоне или другом материале подготавливается клавиатура музыкальных инструментов, и малыши с большим удовольствием играют на воображаемом пианино, синтезаторе и т. д. Такую же функцию несут на себе современные детские книжки с музыкальными кнопками, а так же детские пианино и другие подобные музыкальные игрушки. Стоит ли в связи со сказанным говорить о двойной пользе музыкальных инструментов в жизни ребенка? Которые не только учат детей умению играть на том или ином музыкальном инструменте, но и развивают его речь и память.

    И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая занятия мелкой моторикой, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

    В старшем возрасте методики занятий меняются. Можно посоветовать воспитателю заниматься с детьми аппликацией и оригами. Но наибольший интерес может вызвать работа детей с соленым тестом. Здесь происходит интереснейший творческий процесс. А результаты работы можно сохранить на долгие годы.

    Привожу рецепт соленого теста:

    • 1 стакан муки,
    • 3/4 стакана соли,
    • 5 ст. ложек растительного масла,
    • чуть-чуть теплой воды, Немного крахмала.

    Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок.

    Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить всё вместе.

    Тесто можно использовать неоднократно, хранить в холодильнике в закрытой банке.

    Для затвердевания фигурку положить в холодную духовку, выпекать на среднем огне. Остывшие фигурки можно раскрашивать и покрывать лаком.

    Упражнения с тестом:

    1. Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).
    2. Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков.
    3. Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.
    4. Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой)
    5. Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.

    Пусть эти занятия помогут воспитателям старших групп развивать мышление своих воспитанников.

    Л.С. Выготский отмечал, что "если ребенок до 3 лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому".



    Конспекты занятий в детском саду:
    Конспект открытого занятия по графике на тему: "Написание буквы Й" . Детский сад 82
    Занятие "Цирк" для первой младшей группы . Детский сад 82
    Повышение эффективности межличностного общения в семье: тренинг родительско-детского взаимодействия . Детский сад 82
    Сценарий интеллектуального марафона для детей подготовительной группы "Знайки" . Детский сад 82
    Разучиваем стихотворения С.Есенина "Заколдован неведимкой..." . Детский сад 82
    Новые дети, или Проблема адаптации к детскому саду . Детский сад 82


    Распечатать Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru