Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Развитие познавательных интересов у старших дошколоников через экспериментальную деятельность,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Танасенко Оксана Александровна
    Конспект занятий в детском саду
    Развитие познавательных интересов у старших дошколоников через экспериментальную деятельность
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”.

    Ребенок познает мир опытным путем. Когда он еще не умеет ходить, говорить – он уже учится, познает и исследует. Трогая игрушку руками, он изучает ее форму, структуру, размер. Беря ее в рот – ему становится понятно, что это нельзя есть. Так Ребенок, с рождения начинает познавать мир.

    Психологами доказано, что для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Поэтому я строю процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом. А что может быть нагляднее, чем когда сам ребенок становится субъектом учения и участвует в процессе познания, экспериментирует.

    В ходе экспериментирования ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственную связь. Ему необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.

    Понимая, в полной мере, значение экспериментирования для психического развития ребенка, работая по программе “Радуга” мы в своем детском саду создали экологическую комнату, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации исследовательской деятельности дошкольников.

    Организация работы идет по трем основным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

    1) живая природа (многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде),

    2) неживая природа (воздух, вода, почва, свет, тень, звук, вес, электричество и др.),

    3) человек (функционирование организма),

    4) рукотворный мир: (материалы и их свойства).

    Совместная экспериментальная деятельность организуется воспитателем один раз в неделю: с детьми второй младшей группы по 10 - 15 минут, с детьми среднего возраста по 15 - 20 минут, с детьми старшего возраста по 20 – 25 минут, а с подготовительными к школе детьми по 25 – 30 минут. Также ведется дополнительная работа с теми детьми , которые имеют более высокий уровень интеллектуального развития и проявляют особый интерес к исследовательской деятельности.

    Мною разработано методическое пособие, которое включает в себя: алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования; структуру занятия экспериментирования; правила их проведения; план работы по разным возрастным группам.

    Темы опытов распределены по одному на каждой недели, начиная с октября месяца во второй младшей группе, и достигает 2 – 3 к подготовительной группе.

    Таким образом, используя методическое пособие в своей практике, разрабатываются и занятия познавательного цикла, одно из которых представлено ниже.

    Программные задачи:

    Образовательные:

    • Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире.
    • Познакомить детей с тем, как можно увидеть луч света. Понять что свет – это поток световых лучей.
    • Показать образование тени, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
    • Расширить представление детей о необходимость света и тени для живых организмов.

    Развивающие:

    • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
    • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
    • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

    Воспитательные:

    • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
    • Стимулировать желание детей экспериментировать.
    • Формировать коммуникативные навыки.

     Оборудование: куклы – “Свет”, “Тень” (изготавливают из пластиковых бутылок. В бутылку куклы “Свет” вставляют небольшой фонарик, оформляют голову мальчика, на бутылку из белой бумаги наклеивают штанишки и футболка.

    Для куклы “Тень” оформляют голову, на бутылку наклеивают темно-синюю юбочку и топик);

    Фильмоскоп, черный лист бумаги с отверстием 5 мм, аквариум, фонарики, теневой театр, диафильм (отмытый от краски и покрытый подслащенной водой), гелиевые ручки, картонные круги d – 20 см, палочки длинной – 15 см.

    Время проведения: теплое время года, предпочтительней в летний период.

    Подготовительный этап: проведение цикла опытов на растениях “Влияние света и тепла на растения, как одних из видов живых существ на Земле”

    Ход занятия

    - Ребята, посмотрите, кто к нам пришли?

    - Как вы думаете, кто это такие?

    - Посмотрите, как выглядят куклы: один весь светится, прямо как луч солнца, а другая наоборот вся темная, но очень похожа на первого, если не считать что она девочка. Кто же это могут быть? Это Свет и Тень.

    (Педагог показывает детям на двух персонажей: мальчика, которого зовут Свет и девочку – Тень).

    - Хоть они и друзья, но все же иногда ссорятся. Вот и сейчас никак не могут договориться, кто из них главнее. А вы как думаете? (высказывания детей)

    - Для того, чтобы узнать, кто из них прав, давайте это проверим.

    - Откуда берется свет в природе? (От солнца)

    С неба смотрит солнце много лет,
    Льет на землю солнце яркий свет.

    - Свет – это солнечные лучи, которые невидимы в воздухе. Их можно увидеть только в воде или тумане (в тумане очень много частиц воды).

     Опыт № 1 “Ищем свет”

     Педагог предлагает посмотреть на солнечный луч. Для этого комната затемняется, включается фильмоскоп. Дети могут увидеть на стене световой круг – это лампа фильмоскопа засветилась, и от нее стали исходить лучи света.

    Затем взрослый вставляет в рамку фильмоскопа кусочек черной бумаги с отверстием.

    - Что изменилось? Почему изображение уменьшилось? (Луч света стал тоньше, потому что уменьшилось отверстие).

    Далее педагог направляет луч света в аквариум или стеклянную банку, наполненную водой.

    - Что вы увидели? (Луч света)

     Вывод: Так солнечные лучи освещают нашу планету.

    -Ребята, а откуда появляется тень? (Высказывания детей)

    - Давайте проверим.

    Опыт № 2 “Ищем тень”

    Педагог включает фильмоскоп – дети видят солнечный луч. Взрослый просит кого-нибудь из детей встать на пути солнечного луча.

    - Что можно увидеть на стене? (Тень этого ребенка)

    - Как можно объяснить появление этой тени? (Если на пути солнечного луча появляется непрозрачный предмет, то можно увидеть образовавшуюся тень)

    -Ребята, а может ли появиться тень, если нет света? (Нет)

    - А могут ли лучи света обогнуть тело или предмет? (Предполагаемые ответы детей)

    Опыт № 3 “Какой луч света?”

    Детям раздаются фонарики. Они выбирают предмет, на который будут светить, комната затемняется. Когда дети убедятся, что луч света прямолинеен и не может огибать предмет, опыт можно считать завершенным.

    - А как вы думаете для живых существ: человека, растений, животных, что важнее - свет или тень?

    (Без света все живое на земле бы погибло потому, что живым организмам необходим свет для жизни. А если бы не было тени, все живые существа могли бы сгореть от солнца. Потому, что солнце – не только источник света, но еще и тепла. И если бы растения и животные не находились бы какое-то время в тени, они могли бы умереть от излишнего света и тепла. Поэтому тень так же необходима, как и свет).

    -Ребята, посмотрите на наших гостей. Свет и Тень помирились и обещают больше никогда не ссориться. Они поняли, что необходимы всему живому на Земле, и друг без друга они тоже не могут существовать.

    - Свет и Тень благодарны за то, что дети им все объяснили, а они, в свою очередь, хотят поиграть с детьми.

    Игра с теневым театром

     Дети рассматривают фигурки, поясняют, почему они черные (изображение должно быть непрозрачным, чтобы не пропускать через себя световой луч), берут фонарики. Они определяют, как правильно держать фигурки по отношению к свету, экрану, чтобы тень появлялась на стене.

     Создание фильма “Два неразлучных друга – Свет и Тень”

    - А еще Свет и Тень предлагают вам нарисовать о них свой собственный фильм и всем вместе посмотреть его.

    Для этого детям необходимо сесть в одну линию за стол. Педагог разворачивает подготовленную ленту для фильмоскопа перед детьми и предлагает договориться, кто и что будет рисовать. Дети, взяв гелиевые ручки, приступают к рисованию.

    По окончанию работы дети вместе с куклами просматривают получившийся фильм.

     Свет и Тень прощаются с детьми и дарят солнечные часы, которые состоят из картонного круга и деревянной палочки. При помощи этого прибора можно провести эксперимент и узнать еще много нового о свете и тени на прогулке.



    Конспекты занятий в детском саду:
    Перспективный план по народным подвижным играм для подготовительной к школе группы . Детский сад 82
    Специфика организации взаимодействия ДОУ комбинированного вида с разными типами учреждений . Детский сад 82
    Изображение солнца в детских рисунках . Детский сад 82
    Сценарий спектакля "Как цыпленок голос искал" . Детский сад 82
    Занятие по ознакомлению с художественной литературой детей старшего возраста с ОНР . Детский сад 82
    Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возроста . Детский сад 82


    Распечатать Развитие познавательных интересов у старших дошколоников через экспериментальную деятельность . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Развитие познавательных интересов у старших дошколоников через экспериментальную деятельность . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Развитие познавательных интересов у старших дошколоников через экспериментальную деятельность . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru