Детский сад
детсад
Сотникова Ирина Дмитриевна
Конспект занятий в детском саду
Развитие полимодального восприятия в период подготовки к школьному обучению
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Развитие полимодального восприятия в период подготовки к школьному обучению

Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом. Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает полимодальное восприятие. Полимодальное восприятие – это целостная система представлений индивида об окружающей действительности (о предметном мире и социальной среде), о себе, собственной активности и деятельности. Это психологическое образование, отражающее структурность восприятия во всех модальностях сенсорно-перцептивного опыта.

Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторое представление или модель. Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. В первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная модальность), на слух (аудиальная модальность) и в ощущениях (кинестетическая модальность). Остальные сенсорные каналы – обоняние и вкус представляют собой редко применяемые способы получения информации о мире. Модальность, которая и используется чаще, чем другие, называется доминантной или ведущей модальностью.

Отечественные и зарубежные исследования подтверждают тот факт, что любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ребенка. Для обучения важно не только преобладание в восприятии, памяти, мышлении той или иной модальности, но и уровень её организации. Это выдвигает задачу развития у детей ресурсных модальностей и полимодальности с учетом доминирующего типа восприятия, т.к. для успешной учебной деятельности часто бывает, важен не только или не столько применяемый тип восприятия, но и уровень владения им, обусловленный, прежде всего, уровнем общего умственного развития ребенка. Таким образом, при обучении целесообразно использовать не один сенсорный анализатор, а все анализаторы в равной степени с опорой на анализатор, представляющий доминантную модальность того или иного ребенка.

Необходимость полимодального обучения очевидна, так как, например, ребенок-визуал помнит только то, что реально видел на занятии, а внимание свое он обращает либо на яркие наглядные пособия, либо на громкий голос. Поэтому важные моменты в учебном материале необходимо проговаривать несколько громче. Визуал слушает, пока смотрит, затем переводит глаза вверх. В этот момент происходит трансляция и построение внутреннего образа. Обязательно нужно дать ему на это время. И продолжить объяснение, когда он снова посмотрит на педагога. Визуал понимает и помнит только то, по поводу чего у него есть четкие представления, яркие картинки. Неприятный крик может сбить картинку, смазать ее. В результате - быстрое забывание, пробел в знаниях.

Ребенок-аудиал помнит то, что обсуждалось в группе, интересные, богатые интонациями рассказы. Чтобы материал закрепился, он должен проговаривать его, повторять вслух. Аудиалы - самые отвлекаемые дети на занятиях, гак как реагируют на любой звук. Но в этом есть и свои плюсы - педагогу легко привлечь к себе внимание, постучав ручкой по столу, переставив с мягким стуком стул или начав говорить шепотом.

С ребенком-кинестетиком желательно говорить тише, мягче, глубоким низким голосом и прикасаясь, либо находясь очень близко. Хорошо запоминают они то, что реально делали своими руками. Внимание кинестетика педагог может привлечь прикосновением или движением по комнате.

В ходе наблюдений за ходом проведения занятий по подготовке к школьному обучению нами были выявлены факты использования так называемых “школьных” технологий: фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения, перегружающие память, систематический, напрягающий ребенка контроль за усвоением знаний и умений и др. Детям приходится неподвижно сидеть в течение 20-30 минут и запоминать скучную и непонятную информацию, которую им рассказывает, в лучшем случаи с опорой на наглядность педагог. При таком визуально-аудиальном обучении в преимущественном положении оказываются визуалы и те дети, у которых хорошо развит аудиальный канал. Кинестетики на таких занятиях остаются не удел, они часто отвлекаются, начинают вертеться, мешать педагогу и другим детям. Потому что, чтобы запомнить новую информацию им надо ее в буквальном смысле пощупать, пережить эмоционально, как бы пропустив через себя.

Так, в частности? наш анализ показывает, что в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования недооценивается значение развития собственно игровой деятельности — ведущей для детей дошкольного возраста, а педагоги чрезмерно увлекаются различными формами обучения. Тем самым осуществляется недопустимая искусственная акселерация развития ребенка, “овзросление” дошкольного образования. Не учитывается индивидуально-типологические особенности ребенка, в частности модальная структура восприятия и переработки информации, что, соответственно, негативно сказывается на уровне подготовки к школьному обучению.

В Борисоглебском центре внешкольной работы уже второй год проводится работа по развитию полимодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста, посещающих занятия по подготовке к школьному обучению. Данная работа состоит из трех блоков и проходит по следующей схеме.

Диагностический блок

Конспекты занятий в детском саду:
Программа кружка "Затейники" (театральная деятельность) в младшей группе . Детский сад 82
Развлечение "Край родной - земля Якутская" для подготовительных групп . Детский сад 82
Творческое развитие детей дошкольного возраста посредством арт-терапии . Детский сад 82
Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания . Детский сад 82
Проектная деятельность на занятиях по английскому языку с детьми дошкольного возраста . Детский сад 82
Занятие по развитию элементарных математических представлений . Детский сад 82


Распечатать Развитие полимодального восприятия в период подготовки к школьному обучению . Детский сад 82
Поделится ссылкой Развитие полимодального восприятия в период подготовки к школьному обучению . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Развитие полимодального восприятия в период подготовки к школьному обучению . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru