Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Развитие проектной культуры и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательном процессе,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Варламова Татьяна Михайловна
    Конспект занятий в детском саду
    Развитие проектной культуры и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательном процессе
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Какое образовательное учреждение можно назвать развивающим и развивающимся? Наверное, такое, где создаются оптимальные условия для саморазвития детского и  взрослого коллектива в целом, а также каждого ребенка, педагога, родителя в частности.

    Образовательная политика нашей прогимназии направлена на создание условий для формирования социальной мобильности, креативности, максимального развития интеллектуального потенциала, компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности воспитанников и гимназистов. Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлечен в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний.

    Как организовать обучение через желание? Как активизировать ребенка, стимулируя его природную любознательность? Нужны деятельностные, игровые, ролевые, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Большое значение при этом имеют проектная и исследовательская технологии обучения.

    Проектная технология обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

    Исследовательская технология обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это поиск неизвестного, новых знаний, поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

    Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследования лежат:

    • Развитие познавательных умений и навыков детей;
    • Умение ориентироваться в информационном пространстве;
    • Умение самостоятельно конструировать свои знания;
    • Умение интегрировать знания из различных областей наук;
    • Умение критически мыслить.

    Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность детей (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (урочную или внеурочную).

    Нужно отметить, что принцип исследовательского обучения в дошкольном блоке прогимназии изначально заложен в использовании авторской программы «Идеал», рассчитанной на творческое взаимодействие ребенка и педагога. Наши дошколята с интересом впитывают знания об окружающем мире, получая от педагогов ответы на свои бесконечные «почемучкины вопросы»  на естествознании, в клубе «Эрудит», на занятиях цикла «По странам и континентам», на музыке, рисовании, на занятиях английского языка и т.д.

    С началом обучения в школьном блоке этот процесс становится более системным и целенаправленным благодаря перспективам школьной программы. Учеба в начальных классах сродни парусному кораблю, на котором дети начинают путешествие в страну знаний. Учитель - капитан, и он должен так организовать обучение, чтобы уроки были увлекательными, творческими и высокоэффективными, такими, от которых у детей глаза бы светились от радости.

    В нашей школе практически на всех  уроках учителя подводят учащихся к самостоятельной формулировке темы урока, учат детей видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям; вместе с детьми проводят наблюдения и эксперименты, делают выводы и умозаключения, классифицируют и структурируют материал; при работе с текстом учат доказывать и защищать свои идеи; на математике используют разные уровни проблемно – эвристического решения задач, используют задачи с недостающими и лишними данными; на уроках русского языка углубляются к истокам слова, его этимологии, исследуют состав слова, расшифровывают слова с помощью символов, ребусов и т.д. Таким образом, педагоги прогимназии с первых уроков развивают у детей такие умения и навыки, которые необходимы в исследовательском поиске, а начало умений и навыков исследовательского поведения  закладывают педагоги дошкольного блока.

    Широкую популярность в настоящее время приобрел метод проектов и это не случайно. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления.

    Проектная деятельность требует от педагога создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность. В определенном смысле педагог перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях:

    • энтузиаста (повышает мотивацию детей, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей);
    • специалиста ( обладает знаниями и умениями в нескольких областях); консультанта (организует доступ к информационным ресурсам);
    • руководителя, координатора всего процесса;
    • эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

    Степень самостоятельности детей зависит от множества факторов:

    от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта.

    Проекты в прогимназии готовятся и защищаются в рамках изучаемых предметов, их тематика в основном привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Необходимо, чтобы дети изучали, исследовали то, что для них интересно, значимо. Дети, например, с большим интересом исследуют повадки домашних животных, им одинаково близки темы вселенского масштаба и жизнь маленького насекомого. Они желают знать всё про автомобили и про динозавров, про первобытных людей и про далёкие экзотические страны. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели проекта. Необходимо помочь каждому автору будущего проекта найти ответ на вопрос «зачем я собираюсь делать этот проект?»

    Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и размещение иллюстраций, и хорошо развитые навыки письменной речи. У детей младшего школьного возраста, не говоря о дошкольниках, эти навыки еще не достаточно развиты, поэтому ребятам необходима помощь взрослых – педагогов, родителей, старших братьев, сестер. Подключение родителей к проектной деятельности, проводимой в стенах прогимназии, приглашает их к сотрудничеству, активному взаимодействию с нашими педагогами, определяет оптимальные формы их возможного участия в проекте: помощь советом, творческими идеями, книжной информацией, использованием компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта.

    Нельзя не сказать о замечательном опыте – самопрезентации, опыте, который дает ребятам процедура защиты проекта. Ребенок выходит к доске с подготовленной аннотацией своего проекта и знакомит с ней представителей группы или класса, демонстрируя при этом качественно приготовленный иллюстрационный материал, т.е. при этом формируется позитивная Я – концепция (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов).

    Посещая занятия и уроки, на которых проходила презентация, я наблюдала, насколько проектная деятельность нашла эмоционально – познавательный отклик у ребят, как у дошкольников так и у школьников. После реализации нескольких проектов во втором классе я предложила ученикам ответить на вопрос: «Насколько тебе нравится участвовать в реализации проекта?»  Варианты ответа на него: «занимаюсь с удовольствием, нравится, не очень нравится, совсем не нравится, мне все равно», - из которых ученик должен выбрать только один. Индекс удовлетворенности проектной деятельностью составил 100%, все ученики ответили «занимаюсь с удовольствием». На вопрос «Моё отношение к проекту» все учащиеся ответили: «интересный, нужный, полезный» и только один ученик отметил: «интересный, но трудный». На вопрос «Чему научила тебя проделанная работа?» ребята ответили: «узнали много интересного и нового о цветах, о кошках, лошадях, птицах, о насекомоядных, о деньгах, машинах».

    Таким образом, анализ полученных результатов анкетирования показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности младших школьников достаточно высок. К таковым относятся:

    1) решение проблемы;

    2) информационная компетентность (поиск и обработка информации);

    3) коммуникативная компетентность (письменная коммуникация, устная презентация).

    Подведя итог, следует сказать, что проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт дошкольников и школьников. И хотя в этом возрасте работы детей имеют реферативный, описательный характер (ребята пишут то, о чем прочитали в разных книгах, нашли информацию на интернет–сайтах), все равно они исследователи, первооткрыватели.

    Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведет к сплочению группы, класса, создает обстановку общей увлеченности и творчества.



    Конспекты занятий в детском саду:
    Конспект интегрированного занятия для детей 5—7 лет "От улыбки станет всем светлей" . Детский сад 82
    Комплексная диагностика речевой успешности будущих первоклассников . Детский сад 82
    Материалы из программы "Цветной мир" по развитию восприятия у детей от рождения до года и профилактике заболеваний зрительного анализатора" . Детский сад 82
    Сценарий праздника правильной речи "Путешествие в страну АБВГДЕЙКУ" (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) . Детский сад 82
    Занятие по ознакомлению с окружающим. Тема: "Не попади в беду на дороге" . Детский сад 82
    Познавательное занятие "Игрушки, народные игры и забавы в старой Москве" . Детский сад 82


    Распечатать Развитие проектной культуры и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательном процессе . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Развитие проектной культуры и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательном процессе . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Развитие проектной культуры и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательном процессе . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru