Детский сад
детсад
Протасова Ирина Викторовна
Конспект занятий в детском саду
Развитие речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"
<a id=rlk href="/doshkolnik/4632-.html" target="_blank">Проблемой</a> развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста мы занимаемся уже несколько лет в Центре творческо

Проблемой развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста мы занимаемся уже несколько лет в Центре творческой ориентации дошкольников “Цветик-Семицветик” Дворца творчества детей и молодежи г.Йошкар-Олы. Центр реализует комплексную образовательную программу развития детей от полутора до семи лет. Программа рассчитана на последовательное развитие способностей по семи направлениям на протяжении четырех-пяти лет и характеризуется преемственностью. Наиболее важным направлением образовательной программы мы считаем развитие речевых умений и способностей у детей.

Формирование и развитие речевых способностей у детей занимает одно из центральных мест в современной психологии. Накоплен богатый научный опыт, опираясь на который возможно достаточно осмысленно развивать у детей дошкольного возраста речевые умения, лежащие в основе формирования высших психических функций.

В психологической литературе разными авторами выделяется несколько важнейших функций речи (и соответственно речевых умений, способностей), которые имеют прямое отношение к психическому развитию. В качестве таких функций указываются:

  • Функция замещения: знаки речи используются вместо явления или предмета – замещают их, превращаясь в материальные носители значений.
  • Коммуникативная функция: речь используется в целях обмена значениями и смыслами в процессах присвоения и выработки новых значений.
  • Регулятивная функция: с помощью речи распределяются действия, организуется и регулируется поведение людей в совместной деятельности.
  • Познавательные функции:

а) фиксирование значений – с помощью речи сохраняется и передается общественно-исторический опыт;

б) средство организации мышления – с помощью речи ребенок осуществляет оперирование представлениями и значениями объектов, предметов, явлений, а также осуществляет преобразование значений во внутреннем плане сознания;

в) построение “второй реальности”, “образа мира” – с опорой на речь происходит выстраивание системы моделей, позволяющих ориентироваться ребенку в окружающем мире;

г) речь выступает и как средство организации рефлексивного контроля за протеканием внешних предметных, познавательных, речевых и внутренних – умственных действий.

  • Функции саморегуляции:

а) речь является средством планирования и организации ребенком своих действий, деятельности и перспектив своей жизни;

б) средством развития, управления и контроля за протеканием своих психических процессов;

в) средством саморазвития и самовоспитания (А.Р.Лурия, Л.С.Выготский).

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение ребенка в специально спроектированные ситуации общения на занятиях, в которых педагог ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. У детей расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможности выбора языковых средств, индивидуального “речевого вклада” в решение общей задачи – на таких занятиях у детей развиваются способности выражать собственные мысли, намерения и эмоции. Педагогу для обогащения и совершенствования детской речи на занятиях необходимо: создавать вокруг детей благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений.

Мониторинг образовательной деятельности с детьми 5-7 лет осуществляется на занятиях (со всеми детьми или индивидуально). Для диагностики мы используем таблицу, которая может служить достаточно эффективным средством анализа развития функций речи у детей дошкольного возраста, предложенную Сергеем Владимировичем Малановым, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии Марийского Государственного университета.

Речевое развитие

Конспекты занятий в детском саду:
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию . Детский сад 82
"Мартовская телевизионная программа". Сценарий праздника, посвященного празднику мам, для подготовки групп детского сада . Детский сад 82
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах на занятиях кружка "Веселый оркестр" . Детский сад 82
Значение тематических мероприятий в духовно-нравственном воспитании дошкольников . Детский сад 82
Использование театральной деятельности в формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста . Детский сад 82
Занятие по развитию речи в 1-й младшей группе по теме: "На прогулку с колобком" . Детский сад 82


Распечатать Развитие речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста . Детский сад 82
Поделится ссылкой Развитие речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Развитие речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru