Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Онищенко Наталья Марковна
    Конспект занятий в детском саду
    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания.

    Актуальность и значимость экологического воспитания детей становится жизненно необходимой, приоритетной задачей в воспитании детей дошкольного возраста.

    Природа Севера – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, знакомство с ней способствует развитию образного мышления, наблюдательности, вниманию, активизирует речь детей.

    В условиях Крайнего Севера, где из-за климатических особенностей ограничены возможности общения с природой в естественных условиях, становится сложнее знакомить детей с природой родного края. Поэтому наша задача – раскрыть ее многообразие в различных видах деятельности.

    Я работаю в специализированной группе для детей с нарушением речи, где проблема развития речи стоит наиболее остро, являясь предметом особо пристального внимания педагогов. У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики. Словарный запас детей недостаточен; различая звуки речи на слух дети часто делают звуковую замену (например, звуки З и С), не дифференцируют звуки, некоторым детям они кажутся одинаковыми. При описании картинок многие дети используют существительные и глаголы, мало употребляя прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста.

    Кроме того у детей с ОНР недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).

    У них недостаточно знаний о природе родного края, хотя интерес к познанию есть, ведь детей этого возраста часто называют “почемучками”, у них велика потребность в познании, им интересно открывать мир природы.

    Осознавая важность использования регионального компонента, я определила направление своей работы, как “Развитие речи детей в процессе ознакомления с природой родного края”.

    На мой взгляд, краеведческая деятельность предоставляет детям дополнительную возможность контакта с окружающим миром природы, дает убедительные, яркие ответы на возникающие у них вопросы, сформирует образ малой Родины, помогает побудить у детей интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю. Такое направление работы обладает значительным потенциалом с точки зрения возможностей развития экологического сознания детей и эффективно в работе с детьми с ОНР. Основной целью своей работы я вижу в совершенствовании всех сторон речи в процессе ознакомления с природой родного края.

    С этой целью составила перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста с учетом тематического планирования доу. Также подобрала комплексы игровых упражнений на развитие звуковой культуры речи с экологической направленностью. Для эффективности усвоения знаний, расширения представлений детей и формирования любви к родному краю активно взаимодействуем с музеем района Кайеркан. Экскурсии в музей проводятся согласно составленного тематического плана. Например: после недели на тему “Одежда”, дети закрепляют свои знания в музее, рассматривая предметы одежды, быта народов севера. Завершая неделю, посвященную животным, ребята слушают рассказы экскурсовода о животных Севера, после знакомства в группе с трудом взрослых дети рассматривают орудия труда охотников и рыбаков. В ходе экскурсий дети повторяют новые названия, стараются четко произнести слова, у них обогащается словарь. Посещая музей дети также знакомятся с традициями народов Севера, народно-прикладным искусством.

    С целью проводимой мной работы использую различные методы: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе), словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов), практические (экологические игры, опыты, труд в природе).

    Важным условием в моей работе является использование игровых приемов. Через игру ребенок качественно усвоит сложный дидактический и речевой материал. Я предлагаю использовать разные виды игр: дидактические игры и упражнения экологического характера, лексико-грамматические игры, игры на формирование звуковой культуры речи, которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят их с животными Севера (Приложение 1). Игровые упражнения: “Накормим зверей”, “Чьи детеныши?”, “Чей это голос?”, “Громко – тихо”, “Кто в тундре живет” знакомят детей с понятием “быстро – медленно”, “Громко – тихо”, “протяженно – отрывисто”. Ребенок воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных Севера в нужном темпе, ритме, контролирует силу голоса, ритм, темп, развивает координацию голоса с движением. Упражнения “Животные в зеркале”, “Отзовись”, “Куропатки, совы, утки” формируют представление о связи звука с артикуляцией, вырабатывают длительный речевой выдох. Развивать слуховое восприятие и понимание речи, формировать связь между словом и образом помогают игры “Доскажи слово”:

    Моржу дам – (молока),
    Мишке белому – (медка),
    Рыбку дам – (тюленю),
    Ягель дам – (оленю).

    “Найди ошибку”:

    У медведя – олененок,
    У моржа – ежонок,
    У оленя – львенок…

    Для закрепления правильного произношения использую чистоговорки и скороговорки, насыщенные нужными звуками. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто, четко: “Са-са-са”, в тундре живет лиса”. Использую чистоговорки в игровых упражнениях. Например, играя в игру: “У кого лиса?”, спрашиваю: “Са-са-са, у кого лиса?”, ребенок, у которого игрушка лисы отвечает: “Са-са-са, у меня лиса”. В старшем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. С этой целью предлагаю следующие упражнения: произнеси чистоговорку тихо, быстро, вполголоса, выделяя голосом звуки, cлова, меняя интонацию. Использую их для совершенствования фонематического слуха: произношу чистоговорку и прошу детей перечислить те слова, в которых есть определенный звук. Также использую стихотворения, загадки для развития выразительности речи. (Приложение 2)

    Наблюдая за явлениями в природе, за животными, растениями ребенок познает не только внешние признаки и свойства, но и их связь со средой обитания на Севере. С их помощью мы с детьми, используя приметы прогнозируем погоду: собака купается в снегу – к пурге. Проговаривая приметы, у ребенка закрепляется произношение звуков, совершенствуется грамматический строй речи, формируется фразовая речь.

    В конце прогулки подвожу итог: “Сегодня погода (например) солнечная, ветреная, теплая. Придем в группу и отметим в календаре значками признаки погоды”. Вернувшись с прогулки, предлагаю детям самим без вопросов рассказать о погоде, выслушиваю всех, уточняю реплики, высказывания детей, хвалю за наблюдательность, за хорошие словесные определения.

    Особое место в работе занимает беседа с элементами игр, показом слайдов, фотографий, экспонатов из природного материала.

    Беседуя о животных или растениях, дети лучше понимают, что в природе нет ничего случайного. Если животное не приспособится к условиям жизни в нашем суровом климате, то оно погибнет. С этим в доступной форме знакомит художественная литература, которая представляет богатый материал, отличающийся яркой экологической направленностью. Например, сказки “Айога”, “Кукушка”, “Как храбрый Вай море победил” знакомят детей с бытом народов севера, их традициями. На основе сказок, стихов, загадок, примет можно воспитывать интерес, уважение к Северному краю, понимать особенности и законы нашего сурового климата.

    Соприкосновение с народным творчеством, искусством, бытом, культурой, природой северного края подталкивает детей к продуктивной деятельности, где они выражают свои чувства: дети с увлечением рисуют, делают поделки из природного материала, сочиняют свои первые рассказы, которыми потом с удовольствием делятся в группе, совершенствуя связную речь. Свои впечатления дети записывают с помощью родителей, которых мы активно привлекаем к совместным мероприятиям. Их поддержка и понимание просто необходимы в вопросах развития всех сторон речи и при ознакомлении детей с природой родного края.

    Анализ отношения родителей к проблеме формирования экологических представлений, проведенный по результатам анкетирования показал, что не все родители осознают значимость работы по экологическому воспитанию. Поэтому в своем плане я отдельно выделила блок взаимодействия родителей с детьми. Родители делают фотографии, совместные рисунки с детьми, составляют рассказы о природе. На основе данного материала мы начали собирать материал для издания книги удивительных открытий. Также в планах совместные посещения в музей, прогулки на природу, создания Красной книги.

    Приложение 3

    В родительском уголке ведется рубрика “Край мой северный”, где мы рассказываем о названиях месяцев на языке северных народов, что они обозначают. Даем рекомендации по совершенствованию развития всех сторон речи детей.

    Проводимая мною работа уже дает результат: у детей повысился интерес к своей малой родине, возникло желание узнать свои корни, традиции.

    Дети с удовольствием слушают сказки народов Севера, составляют рассказы-впечатления, заучивают стихотворения, совершенствуется произношение уже поставленных логопедом звуков.

    Литература:

    1. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2004.
    2. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
    3. Программа “Развитие” (для старшей группы детского сада). – М., 1992.
    4. Статьи из сайта http://www.logoburg.com/klub/.


    Конспекты занятий в детском саду:
    Конспект занятия для родителей и детей младшей группы на тему "Развивающее обучение" . Детский сад 82
    Конспекты подгрупповых занятий по воспитанию экологической культуры и развитию представлений об окружающем мире и о себе . Детский сад 82
    Занятие для детей подготовительной к школе группы "Полет на неизведанную планету" . Детский сад 82
    Познавательное занятие по развитию речи в подготовительной группе . Детский сад 82
    Проект фольклорного праздника "Сибирские посиделки" . Детский сад 82
    Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию "Путешествие в Африку" . Детский сад 82


    Распечатать Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru