Детский сад
детсад
Ионина Татьяна Александровна
Конспект занятий в детском саду
Развитие речи дошкольников через тренировку тонких движений пальцев рук
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией.

М.М.Кольцова

Одно из направлений моей работы – это развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В практике моей работы с детьми коррекционной группы прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики рук у каждого ребёнка. Это важно на протяжении всего дошкольного детства. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы в обучении не только в 1 классе, но и в дальнейшем.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения для мелкой моторики рук.

Мелкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук. Сами собой  эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка.

Особенно внимательными нужно быть к тонкой моторике, в том случае, если у ребенка недостаточно развита речь. Уровень развития речи и качество тонкой моторики взаимосвязаны.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

По образному высказыванию В.А.Сухомлинского, истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев.

В своей работе я последовательно использую систему «от простого к сложному», поэтому развивать мелкую моторику рук у детей начала с обучения приемам самомассажа.
Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук. Проводила его ежедневно 2-3 раза в день, т.к. самомассаж  оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Самомассаж  начинали с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой.

После этого проводили растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой.

Освоив приемы самомассажа,  приступали к выполнению комплекса движений:

«Назовем пальчики» (указательный и средний пальцы одной руки вытянуты и прижаты друг к другу). Поочерёдное поглаживание указательным  и средним пальцами правой руки пальцев левой, 2-3 раза каждый пальчик, потом наоборот. По ходу выполнения знакомила детей с названиями пальцев: «Погреем ручки», «Погладь котенка», «Оденем колечко».

Все упражнения выполняются медленно. Я слежу, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положения кисти и пальцев, правильно переключался с одного движения на другое, при необходимости помогаю ребёнку.

Затем приступали к упражнениям, направленным  на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента  двигательного акта. Проводила такие упражнения:
«Приветствие». «Пальчиковый бассейн».

В коробку насыпала горох (или можно другие крупы: гречку, рис,  фасоль). Помещала туда несколько предметов различных по форме и величине, но знакомых детям. Предлагала детям опускать кисти рук в бассейн, найти предметы, ощущать и узнать их.

«Чудесный мешочек». Детям нравится играть в «чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, описывают какой он, называют его.  Если ребёнку трудно определить его на ощупь, предлагаю ему вынуть вещь из мешочка и рассказать, что это, из чего сделано, что за предмет (мелкий, твердый и т.д.).

В этих играх развиваются тактильные восприятия, связная речь.

Параллельно учила детей застёгиванию пуговиц, завязыванию и развязыванию узлов, шнурованию. Научить большинство детей зашнуровывать ботинки и завязывать шнурок – большая трудность. Поэтому использовала д/и «Шнуровка», «Чудо ёлочка». Вначале дети продевали шнурок в отверстия беспорядочно, не соблюдая нужной последовательности. После многократных объяснений и показа всё начинает получаться. Затем я учу завязывать и развязывать узелки. Упражнения по шнуровке способствуют выработке навыков самообслуживания, развитию усидчивости и внимания.

Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры можно условно разделить на 3 группы: игра без предметов; с использованием атрибутики; игры с предметами.

Пальчиковые игры без предметов обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук: поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого. «Домик»,  «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Этот пальчик бабушка» и др.

Все упражнения выполняются медленно. Упражнения проделываются сначала одной рукой, затем другой, потом двумя одновременно. Умелыми пальцы становятся не сразу.

Проводя пальчиковую гимнастику, использую такой приём, как показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчики», «зайки» и др.), которые сопровождаются чтением сказок или потешек.

Наблюдала, что у большинства  детей возникали трудности: пальцы малоподвижные, движение не точные, темп даже самых легких упражнений замедленный; но ежедневные тренировки пальцев дают свои положительные результаты.

Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как  бы украшают упражнение, делая его для ребёнка более привлекательным. В качестве атрибутов использовала перчатки, где на каждом пальце приклеиваются глазки, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т.д.). Эти игры помогают детям развивать навыки управления движениями пальцев, способствуют развитию речи, т.к. дети, надевая шапочки – зверюшек, играют соответствующие роли, овладевая навыками общения в форме диалога.

Пальчиковые игры с предметами.

Любимые колпачки (шапочки) для пальчиков.

Для выполнения этих упражнений каждому ребёнку понадобятся колпачки. Их сделала из бумаги и срезала верхушки от старых детских перчаток. Дети выполняли действия по ходу  рассказа (говорит воспитатель). 

«Жили-были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки (шапочки). Утром вставали, и сразу колпачки (шапочки) надевали (дети надевают колпачки (шапочки) на все пальцы ведущей руки). Весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали колпачки (шапочки) (дети снимают каждый колпачок (шапочку) при помощи других пальцев этой же руки, пальцы другой руки не помогают)».

Постоянно занимаясь с детьми пальчиковой гимнастикой, я убедилась, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл. Ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками заметно улучшает четкость речи. У детей интенсивнее развивается память, воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.

Любые выполнения упражнений требуют от детей внимания, терпения. Для того чтобы выполнение упражнений стало увлекательной игрой для детей, использовала разнообразные приемы:

– Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (газетной, картон и др.). Восторг у детей вызывало создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом (разноцветный бумажный дождь) с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации «Радуга».

– Сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги.
– Комкание платка. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и два платка руками. Выполнение сопровождать стихами.

В группе подготовила материал, игры для манипуляции с предметами, которые также способствуют развитию мелкой моторики. Упражнения с ними разнообразны.

1. Мозаика, конструкторы.
2. Счетные палочки.
3.  Клубочки ниток.

Для разнообразия заданий по мелкой моторике предлагаю детям клубочки с нитками, упражнение сопровождаем стихами. Дети катают клубочки по столу, передают друг другу, соревнуются, кто быстрее перемотает клубок. Перематывая клубок, ребенок делает свои пальчики ловчее.

4. Выкладывание фигур и предметов (семена, косточки от арбузов, пуговицы и т.д.)
5.  Нанизывание бус на леску: «Чудо бусы».
6. Тренажеры (эспандеры, массажеры, мячи – ежики).
7. Проволока.
8. «Расстегайчики», различные виды шнуровок.

Работа с этим материалом связана со всеми видами детской деятельности и приемами обучения.

Например,  в игре «Чудо бусы» (Сделала бусы, вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина большого размера и другого цвета.) ребенок берется за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, движется к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, также перебирая по бусине, но уже к противоположной стороне.

Это упражнение сопровождается стихами, бусины перебираются на ударный слог.

Использование тренажеров и массажеров  положительно влияет на развитие мелкой моторики рук. Для этой цели использую упражнения с эспандерами, мячом-ёжиком. Детям эти упражнения доставляют большое удовольствие.

Такие занятия как: рисование, конструирование, лепка, аппликация тоже способствуют развитию мелкой моторики рук. На занятиях я использую художественное слово-тексты, содержание которых близко к теме занятия. Это способствует запоминанию стихов, расширению и закреплению словарного запаса.

Лепка. Работа с пластилином хорошо развивает мелкую моторику,  укрепляет мускулатуру пальцев, вырабатывает точность движения руки и пальцев, у детей развивается сила пальцев, ловкость, гибкость, дифференциация движений.

Аппликация. Овладеть навыками пользования ножницами детям сложно, поэтому в начале учу детей, как правильно держать ножницы: в одно кольцо – большой палец, в другое – средний и безымянный.

Оригами – изготовление поделок из бумаги. Это очень сложный вид деятельности, детям с общим недоразвитием речи трудно выполнять сложные поделки. Делая игрушки из бумаги, я знакомлю детей с бумагой: (тонкая, мнется, рвется), из нее можно делать забавные игрушки (кораблик, птичку и т.д.) Сначала я учу детей складывать бумагу вдвое, вчетверо, прямо и по диагонали, гармошкой. Затем показываю последовательность этих операций с пояснением. Во время работы оказываю детям помощь, а после занятия обыгрываем получившиеся игрушки.

На прогулках после наблюдения за живыми и неживыми объектами предлагаю детям с помощью пальцев рук изобразить: «дом», «скворечник», «кошку», «собаку», «деревья» и др. Пальчиковые упражнения использовала в конце прогулки.

Летом, а в холодное время в помещении в специально отведенном для этого кабинете, прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок. Вся работа направлена на снижение гиперактивности, эмоционального напряжения, развития мелкой моторики пальцев рук. Пересыпание песка, перебирание его руками расслабляет, успокаивает и служит массажем для рук. Проводятся различные упражнения: рисование на песке пальцами, палочкой, путем раздувания через трубочку, раздвигания руками, нахождение маленьких игрушек в песке.

Родители с детьми используют дома упражнения и задания, выполнение которых служит прекрасным средством развития детей: помощь мамам на кухне (перебрать горох, рис, лепить пельмени), потрудиться на дачном участке (прополка грядок, сбор ягод и др.), работа с пластилином, мозаикой.

Данная система показывает, что целенаправленная работа по формированию активной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через тренировку пальцев рук (мелкая моторика) дает хорошие результаты.



Конспекты занятий в детском саду:
Опытно-экспериментальная работа по моделированию инновационной среды ДОУ . Детский сад 82
Методическая разработка "Гендерный подход в работе с детьми 3–5 лет" . Детский сад 82
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Приметы матушки-зимы" . Детский сад 82
Конспект интегрированного занятия во 2-й младшей группе "Путешествие в весенний лес" (экология + логоритмика) . Детский сад 82
Методическая неделя как одна из форм методической работы в ДОУ . Детский сад 82
Проект на тему "Волшебный мир кристаллов" . Детский сад 82

Распечатать Развитие речи дошкольников через тренировку тонких движений пальцев рук . Детский сад 82
Поделится ссылкой Развитие речи дошкольников через тренировку тонких движений пальцев рук . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Развитие речи дошкольников через тренировку тонких движений пальцев рук . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru