Детский сад
детсад
Ступакова Елена Владимировна
Конспект занятий в детском саду
Развитие речи по краеведению
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

 Цель: дать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; дать понятие о том, что на нашей планете много разных стран и континентов.

Задачи:

  • Познакомить детей с территорией Красноярского края, северным, центральным и южным регионами; познакомить детей с разнообразием животного и растительного мира и т.д.).
  • Развивать умение ориентироваться по карте и глобусу, находить некоторые страны.
  • Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, Россию.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу, здороваются и проходят за воспитателем, подходят к глобусу.

– Посмотрите на глобус. Какой огромный наш общий Дом. Глобус – это изображение нашей планеты Земля (макет Земли).

– На глобусе показаны океаны и моря. Озёра и реки, горы и равнины. А ещё на глобусе показаны разные страны. Но здесь они изображены очень мелкими, поэтому мы сейчас обратим внимание на карту, чтобы всем было хорошо видно сколько здесь разных стран. С некоторыми из них мы уже познакомились.

– Перечислите: Африка…

– Но самая таинственная и удивительная, оказывается наша страна. Необъятны её просторы.

– Страна – что это? (это леса, моря, горы, реки, поля, города, села, деревни. Это место, где родились мы и наши родные. Это наша Родина (Россия))

Степи, озёра, леса и поля –
Всё это наша родная земля.

– Наша страна – часть большого мира.

– Как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

– Правильно. Мы живём в России. Мы россияне. А столица России, её главный город – Москва.

– Почему так говорят: «Москва – всем городам мать»?

– Когда-то, много-много лет назад, Москва объединила вокруг себя, другие города и стала главным городом русской земли, которая тогда называлась Русь.

– Москва – самый большой город в России, столица нашего государства. Здесь работает президент страны, правительство России, Государственная Дума. Они решают государственные задачи в Кремле.

Поэт спросил у солнышка:
– Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на земле,
И какой понравился народ?
– Каждый, – шепчет солнышко, – хорош.
Не могу обидеть никого.
А где ты, родился, и растёшь
Там, дружок, прекраснее всего.
Горы, море или ширь полей…
Родина! Она всего милей!

Д. Павлышко

(пауза…)

– Нет лучше родного дома, родного края. В старину говорили: «Глупа та птица, которой гнездо своё не мило». Как вы это понимаете?

– Мы с вами живем в Красноярском крае. Красноярский край – это золотой край! Почему?

  • В Красноярском крае в бескрайних полях растёт пшеница. Каждое её зёрнышко золотое!
  • В Красноярском крае есть горы. Там растут большие деревья с толстыми ветвями, с длинными иголками. Это кедры. В каждой кедровой шишке – пригоршня орешков. Не простые они, а золотые.  
  • Воспитатель: Почему золотые? Это тайна, которую нам предстоит разгадать.
  • В кедровых лесах живут соболи – «пушистое золото» Красноярского края!
  • А под кедрами, глубоко в земле, затаились похожие на земляных человечков корни. Это «жень-шень» – золотой корень!
  • Корни эти выкапывают круторогие олени – маралы с «золотыми рогами».

Воспитатель. Вот сколько тайн скрывает наш золотой край! (садятся на стульчики).

– Красноярский край образован 7 декабря 1934 года, с тех пор прошло 76 лет. Иди… , покажи на карте территорию Красноярского края.

– Территория Красноярского края поделена на северный, центральный и южный регионы. Как по-другому можно сказать?

На три климатические зоны:

  1. Крайний север – (Таймырский полуостров, Тундра, Лесотундра, горы Тундры (заполярье)).
  2. Центральная Сибирь.
  3. Юг – Минусинская впадина (межгорная котловина окружённая высокими горами, степи Хакассии)

– Покажите на карте, где находится Крайний Север?

  • Арктические пустыни.
  • Тундра.
  • Горная тундра.
  • Лесотундра.

– Что можно сказать о климате Крайнего Севера?

Климат северных районов суров. Здесь долго длится морозная зима с сильными ветрами, очень высокая влажность воздуха. Снежный покров достигает 500-600.

Лето короткое и прохладное. В апреле – мае в Заполярье наступает полярный день, когда солнце не опускается за горизонт. И только благодаря тому, что в течении полярного дня солнце не заходит за горизонт, растения успевают пройти полный цикл развития (вырасти и отцвести). Карликовые деревья.

В июне оживает Тундра, покрывается зелёным ковром, хотя заморозки возможны до середины месяца. Свободной от льда вода бывает очень короткий период – с июня по октябрь.

К югу в городе Туруханске зимний день длится всего 3 часа (самый короткий день). А в Приангарье уже 7-8 часов.

– Какие животные обитать на Крайнем Севере?

  • На островах Северной Земли?
  • В арктической пустыне?
  • В тундре?
  • В горной тундре?
  • В лесотундре?

(Белый медведь, нерпа, тюлень, морж, северный олень, песец, лемминг, белая сова, овцебык, мускусный  бык, заяц-беляк, волк, ласка, лиса, горностай, колонок, белая куропатка, гусь гуменник).

Дети рассказывают…

– Расскажите, что вы знаете про Северного оленя.

Рассказ детей…

– Что можно сказать о климате центральной Сибири?

Климат центральных районов менее суров, и зимы менее суровы. Возможны  температуры до 400. Зима длится здесь около пяти месяцев. Снежный покров невысок.

Продолжительная зима меняется быстрой сменой сезонов года и значительным колебание температуры.

Лето тёплое. Июль – самый тёплый месяц 300-320, чаще 200. Жаркие дни сменяются прохладными ночами (ночные заморозки).

– Какие животные обитают в центральной Сибири?

Дети рассказывают (олень, лось, марал, косуля, кабарга, соболь, бурый медведь, волк, белка, рассомаха, колонок, рысь, выдра, летяга, бурундук, крот, лесная мышь, красно-серая полевка, лесной лемминг, землеройка).

– Расскажите, что вы знаете про зайца-русака.

Рассказ детей…

– Что можно сказать о климате Юга?

Минусинская впадина – представляет собой межгорную котловину окружённую высокими горами.

Зимой здесь снега бывает мало. В степях и лесостепях высота снежного покрова 13-20 см, а иногда 8-10 см. Снег в степи часто выдувается ветром, оголяя почву, тогда она промерзает до двух метров. В подтаёжной зоне снежный покров выше 40-70 см.

Весной в степях и лесостепях дуют сильные ветры, которые иссушают почву и вызывают чёрные, пыльные бури.

Летом здесь много солнечных дней и мало выпадает осадков. Для Минусинской впадины типичные засухи.

– Какие животные обитают на юге Красноярского края?

Дети рассказывают…

– Расскажите, что вы знаете про…

Рассказ детей…

Воспитатель: Стало привычным называть животных братьями меньшими. Так мы выражаем наше чувство дружбы, которое сложилось между человеком и животными. В самом деле, представьте на миг, что в окружающей нас природе исчезли животные. Безмолвный лес и степи потеряли бы ту, привлекательность, которую придают им птицы и звери. Все вмести они создают ту гармонию, которой мы любуемся в природе. Животный мир сохранился, выжил и приспособился к условиям существования. Каждая природная зона имеет свой состав зверей, птиц, насекомых. Но между зонами не существует непреодолимых преград. Поэтому в зависимости от изменений условий по сезонам года, животные кочуют из одной зоны в другую, иногда на много (тысячи) километров.

Вы сегодня рассказали о животных обитающих в природных зонах.

Красноярский край богат лесом. Огромный ущерб лесному хозяйству приносят пожары. Они уничтожают не только лес стоящий на корне, но и ягодники, гнездовья птиц, уменьшают численность промысловых зверей.

Поэтому забота и охрана леса – обязанность каждого человека.

Тревога за судьбу леса – общая наша забота.

Правила поведения в лесу:

  • Не шуми…
  • Не сори…
  • Не рви…
  • Не разоряй…
  • Не убивай…
  • Не разжигай… (затуши, засыпь…)
  • Любуйся…
  • Наблюдай…
  • Охраняй…

– Что называют тундрой?

  • Финны тундрой называют плоские безлесные возвышенности, покрытые мхом.
  • В Восточной Сибири к тундре относят голые равнины, болотистые, моховые низменные места, кустарниковые или торфяные болота, малоплодородные земли.
  • В Западной Сибири тундрой называют торфяные болота.

Во всех этих определениях тундры общим является плоская безлесная поверхность.

В Красноярском крае самая широкая зона тундры: арктическая, мохово-лишайниковая и кустарниковая – три подзоны. А в горах Бырранга – горная тундра.

– Что называют степью?

Это равнинное, иногда низменное, безлесное пространство. Под степью понимают тип растительности, представленный травянистыми сообществами из более или менее засухостойчивых растений (или это обширные равнины, покрытые травами). Зимы здесь суровы, летом жарко и безводно. Среди трав степи обитает множество грызунов: суслики, сурки… Травами питаются стада копытных.

Глобус – это изображение нашей планеты Земля (макет Земли).

Спячка – некоторые животные тайги впадают в спячку (медведь, барсук, бурундук), а другие меняют летний мех на более тёплый зимний, надёжно защищающий их от зимней стужи (заяц-беляк, лисица,…). Заготавливают на зиму корм белки, бурундуки, кедровки.

Земля наш дом

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом, –
Наш добрый дом, просторный дом, –
Мы все с рождения в нём живём.
Земля не спит
И каждый день
Глядит в глаза
Своих детей
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой
Молчать нельзя.
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом, –
Наш добрый дом, просторный дом, –
Мы все с рождения в нём живём.
Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Р. Рождественский



Конспекты занятий в детском саду:
Познавательные сказки для детей старшего дошкольного возраста . Детский сад 82
Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях вокального кружка . Детский сад 82
Литературная викторина "Наши любимые сказки Корнея Ивановича Чуковского" . Детский сад 82
Конференция для родителей "Азбука здоровья" . Детский сад 82
Настроение цвета. Цвета веселые и грустные . Детский сад 82
Развивающие занятия "Наша природа" . Детский сад 82

Распечатать Развитие речи по краеведению . Детский сад 82
Поделится ссылкой Развитие речи по краеведению . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Развитие речи по краеведению . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru