![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
|
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить и запомнить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания даются ему с помощью вспомогательных средств: в виде действий с моделями, отражающие существенные черты изучаемых явлений, мнемотаблиц, которые несут в себе обучающую информацию, использование образцов и образных фантазий (эйдетизм), открывающими новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. И таким образом, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия, т.е., на основе наглядно-действенной формы складывается наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. Я третий год успешно применяю приемы эйдетики, моделирования и мнемотехники во всех разделах программы. В разделе «Развитие элементарных математических представлений» для ознакомления с цифрами, каждую цифру я выразила в виде определенного эйдоса (греч. – образа), например, цифра 1 в виде образа «одинокого мальчика с протянутой рукой, который хочет с кем-нибудь подружиться», а цифра 2 в виде «царевны – лебедя, которая дважды меняет свой облик» и т.д., таким образом, абстрактная цифра превращается для детей в понятный им и живой образ, который легко запоминается. «Числовая ось» – по своей сути, тоже является моделью, которая определяет количественные отношения. Для ознакомления с сезонными изменениями в природе использую круговую диаграмму с четырьмя секторами, каждый из которых имеет определенный цвет и обозначает свое время года. По мере наблюдения за природой мы с детьми заполняем условными обозначениями, символизирующими природные явления эту диаграмму. В процессе заполнения детьми индивидуальных диаграмм происходит лучшее усвоение основных принципов экологии. Для развития логического мышления при
классификации используем модель
«классификационного древа» и кругов Эйлера,
которые наглядно отражают родо-видовые
отношения. Неоценимо использование мнемотехники для развития связанной речи. Для составления описательных рассказов применяю мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляют более содержательные рассказы. Помогают пересказывать прочитанные сказки пространственно-временные модели. А изготовленные мною загадки о животных, которые представляют собой план-модель описания животного, дети с удовольствием используют даже вне занятий. Модели выполнены в виде простых символов, что позволяет детям самим их изготовить и применять в своих играх. В разделах «Ознакомление с пространственными отношениями» и «Конструирования» это всевозможные планы, схемы, карты, анализируя и самостоятельно их строя дети учатся ориентироваться и конструировать из различных материалов. Такой подход мне позволил:
Конспект комплексного занятия по теме «Птицы»Программное содержание:
Материалы: книга, силуэты птиц из наждачной бумаги, карта, перья, тазик с водой, листы бумаги, дорожки, чучела, мнемотаблицы описания птиц, изображение силуэта синички на картоне, схема окраски, клей, кисточки, крупка. ХОД ЗАНЯТИЯ В нашу группу пришел замечательный подарок
– волшебная книга знаний. Вы хотите все
знать, быть умными, сообразительными,
любознательными? Откуда же человек получает
знания? Каким путем? (наблюдает, исследует,
читает, слушает рассказы других людей, когда сам
что-то изготавливает и т.д.)
Потренируемся перед дорогой. Вот задание для разминки: – Отгадайте птицу по силуэту (на карточках
контурное изображение ласточки, чайки, утки) Чтобы в походе было легче ориентироваться, все путешественники берут с собой карту. В нашей волшебной книге есть карта, которая подскажет нам правильную дорогу. 1. Дорожка нас привела в
научно-исследовательскую лабораторию. Вы
говорили, что знания получают с помощью
наблюдений, исследований. У вас по 2 пера. Давайте
их исследуем. Как вы думаете, это перья одной
птицы или разных птиц? Отличаются ли они друг от
друга? Чем? Оказывается, это перья курицы. А
разные они потому, что одно перо пуховое, а другое
маховое. Попробуйте сами определить. Хорошо
посмотрите на них и скажите, для чего они служат. 2. По какой дорожке нам предстоит идти дальше? А здесь начинает свою работу научная конференция, на которой собрались молодые ученые. В роли ученых выступят наши дети. Откуда люди получают знания? Рассказывая и сообщая их друг другу. Сейчас мы с вами пополним не только свою книгу знаний, но и нашим гостям сообщим новые и полезные сведения. Чтобы сообщение было действительно научным и интересным, надо, чтобы люди не только услышали, но и увидели то, о чем им рассказывают. Поэтому наши выступающие представят чучела птиц. Сразу хотим сказать, что наши дети, так же как и я, любим птиц, эти чучела не настоящие, а сделаны из пластмассы и перьев. Полнее и интереснее раскрыть свои научные сообщения помогут мнемотаблицы (3 ребенка составляют описательные рассказа о воробье, соловье и утке.) 3. Карта нам подсказывает, что мы отправляемся по голубой дорожке. Древние мудрецы говорили « Я лучше пойму, если сделаю это сам». Теперь мы с вами попали в творческую мастерскую. Я предлагаю вам на память о нашем занятии сделать аппликацию синички. Перед вами нарисованный контур синички и схема цветов, какими она должна быть украшена. На столе у каждого крупка разных цветов, кисточка и клей. Повторим порядок работы:
Мы с вами сегодня совершили необычное путешествие за знаниями. Скажите, какие знания мы положим в нашу книгу? Что нового вы узнали на занятии? Какими способами вы получили эти знания? Я надеюсь, вы в своей жизни узнаете еще очень много нового, интересного и полезного. Конспекты занятий в детском саду: Конспект познавательного занятия-путешествия для средней группы "Мой город Саратов" . Детский сад 82 Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со слоговой структурой слова . Детский сад 82 Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи . Детский сад 82 Использование техники оригами в работе с дошкольниками-логопатами . Детский сад 82 Гимн тюльпану (развлечение для детей 5–6 лет) . Детский сад 82 Сценарий праздника "Непослушания" . Детский сад 82 Распечатать Развитие связной речи посредством мнемотехники . Детский сад 82 Поделится ссылкой Развитие связной речи посредством мнемотехники . Детский сад 82 с друзьями в:
|
В продолжении темы:
Обсуждение статьи Развитие связной речи посредством мнемотехники . Детский сад 82
Информация: | Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. |