Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Развитие словотворчества у детей 5–6 лет (из опыта работы),детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Гончарова Галина Ивановна
    Конспект занятий в детском саду
    Развитие словотворчества у детей 5–6 лет (из опыта работы)
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи в первый месяц их перехода в старшую группу, я стала замечать, что тот запас слов, который они освоили в средней группе, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущим этапом в 2-3 раза.

    Причину некоторые исследователи склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Снижение речевой активности можно было бы не считать отрицательным явлением, если бы не то обстоятельство, что оно сопровождается уменьшением случаев объяснительной речи (почти в 2 раза.). А объяснительная речь наиболее сложна в грамматическом и совершенна в лексическом отношении. Дети неоправданно часто заменяют названия предметов местоимениями, используют много частиц и модальных слов, что придает речи ситуативный характер.

    Эти изменения, изученные советскими психологами-исследователями: Выготским, Люблинской, Лурией показали, что именно в этом возрасте наряду со сложностями в развитии речи детей, существуют и положительные стороны. На пятом, а ещё больше на шестом году жизни дети начинают рассказывать не только о том, что видят или слышат непосредственно, но и о том, над чем думают, чего хотят, чего опасаются, чего ждут. На первый взгляд это не значительное достижение, но оно говорит об огромных изменениях происшедших в умственном развитии ребенка в этот период. Но, пожалуй, самым интересным в области освоения родного языка детьми пятилетнего возраста является словотворчество. Дети придумывают новые слова, которых нет в родном языке, используя подобные способы словообразования. В особенностях детского словотворчества пытался разобраться К.И.Чуковский. Он хотел понять, когда и почему мы бываем талантливы, и когда и почему, перестаем такими быть. Понять: кто виноват в этом? И если никто, то что? Найти отгадку вечного творчества и поделиться ею со всеми. Научить взрослых осторожному отношению к детскому бескорыстному удивлению перед словом и ненавязчиво, доверительно убедить их в ценности словесных игр. Небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей и является причиной конца любого творчества.

    Ознакомившись подробно с книгой К.И.Чуковского " От двух до пяти", мне захотелось дополнить её фразами и словами, придуманными детьми моей группы и по ним определить основные способы словообразования у детей. Для этого я записывала необычные слова, придуманные детьми, и попросила родителей следить за речью детей и вести запись выдумок детей. Наиболее интересные я записывала и продолжаю записывать в альбом.

    Анализ выдуманных слов показал, что дети в словотворчестве используют разные способы словообразования, но наиболее распространенные способы - суффиксальные, способ сложения корней, а так же часто используются в речи детей заимствованные слова. Углубленное изучение данной темы и наблюдения за детьми помогли мне определиться в работе по развитию словотворчества и формированию образной речи.

    Всю работу я построила по следующему плану:

    1. Формирование интереса у детей к словотворчеству.

    2. Разработка приемов и тем по работе с детьми.

    3. Подготовка необходимых материалов и атрибутов.

    4. Работа с детьми по намеченному плану.

    5. Работа с родителями.

    6. Подведение итогов о проделанной работе.

    В работе с детьми я стараюсь постоянно придумывать что-то новое, чтобы увлечь этой темой. Использовала следующие способы:

    1. Создавала игровые ситуации. Утром, когда дети приходили в сад, их ждал какой-либо сюрприз: появлялась волшебная вещь (волшебная книга, волшебный карандаш, письмо, чудо – дерево, волшебный цветок, волшебный башмачок и др.) в котором помещалось задание для детей о придумывании слов. Например: как бы вы назвали осень и почему? Дети в течение дня придумывали слова, лучшие записывались в альбом.

    2. Вводила элементы соревнований, которые обычно проводила между командами девочек и мальчиков.

    3. Использовала поощрение детей. Тот, кто в течение дня придумывал много новых интересных слов, получал почетное звание и переходящую ленту "Лучший выдумщик", с которой ходил в течение дня. В командных соревнованиях лучшие представители команд получали звания: ''Принцесса слов", или " Принц слов" с коронами.

    Для работы с детьми использовала несколько тем по двум направлениям: "Времена года". "Ознакомление с окружающим".

    В работе я больше использовала следующие приемы:

    1.Театрализация.

    2. Технические средства.

    3. Дидактические игры.

    4. Демонстрация картин.

    5. Замена воспитателя ребенком.

    Чтобы в полной мере проводить намеченную работу, были изготовлены следующие пособия:

    1. Персонажи различных театров, декорации, шапочки.

    2. Дидактические игры.

    3. Перфокарты.

    4. Папки- передвижки.

    5. Книжки - приготовишки / на каждого ребенка/.

    Работа велась постоянно по намеченному плану в разное время дня.

    Особое внимание уделялось индивидуальному и дифференцированному подходу к детям.

    Но вряд ли мы добились бы таких результатов, если бы не было тесной связи с родителями. С каждым из родителей была проведена беседа. Они всегда были в курсе наших дел, помогли в изготовлении пособий, но самое важное - стали больше времени уделять детям. Родителей стали волновать успехи детей. Они интересуются, что дети делали на занятиях, помогают в записи интересных слов и фраз, высказанных их ребенком дома. Стали часто отмечать праздники вместе с родителями, показывать для них концерты, театры, приглашать на просмотр занятий.

    Вся эта работа привела к следующим результатам:

    - увеличился активный словарь детей,

    - повысился интерес к словотворчеству,

    - речь детей стала образной, грамотной,

    - дети используют разные части речи и виды предложений,

    - научились отличать выдуманные слова от слов русской речи.

    Из “словаря ласковых слов”, придуманных и собранных детьми:

    - Как бы вы назвали свою маму?

    Мама – мамочка, мамонька, мамуленька, мамушечка, любименькая, приласкулечка, цветушечка, хорошуленька, ангелочек, роднулечка, милушечка, красотулька, цветик-многосветик, развеселушка, дарюшенька и т.д.

    Любить (придуманные слова на этот же звук “Л” с этим же значением) – ласкать, лелеять, люлюкать, лизать(животные), лопать (любить пищу), ладить (друг с другом), лялить (любить куклу Ляльку), лёлить (любовь крёстной), лампить, люстрить (светиться любовью), лилить (дарить цветы) и т.д.

    Что для вас дом?

    Дом – домик, домище, домишко, семейник, человечник, людильник, папамамаяшник и т.д.

    Из альбома “Говорят наши дети”:

    Настя (наблюдая на прогулке) - Небо сделано из мокрой ваты. Чем вата ниже, тем дождик ближе.

    Даша (собирая листву граблями) - А я травку причесываю.

    0ля (закрыв глаз ладонью) - Мы с мошкой столкнулись и она у меня в глазу.

    Кирилл – Мы скоро будем кушать, а то мой живот уже ворчит?

    Ваня - Я буду играть около аптеки для книг (около библиотеки).

    • Тётя под зонтиком мороженое продаёт, чтобы, когда пойдёт дождь, у неё копейки не заржавели.
    • Я знаю, дядя Пушкина убил за то, что он всем сказки писал, а ему не написал. Вот он его и убил (после просмотра передачи по телевизору).

    Аня - Завтра нас будут фотографировать, поэтому я приду вся новая.

    Женя – А мой пинальный мячик улетел.

    Света (после сна) – мама говорит, что резиночкой завязывать волосы легко и быстро, вы мне лучше ленточкой завяжите.



    Конспекты занятий в детском саду:
    Конспект занятия-спектакля "Железная дорога — детям не игрушка" для детей старшего дошкольного возраста . Детский сад 82
    Сценарий спортивного праздника для воспитанников детских садов . Детский сад 82
    Приобщение ребенка к миру взрослых . Детский сад 82
    "Развитие детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники" . Детский сад 82
    Конспект сюжетно-творческой игры "Выпуск рекламной газеты "Подготовишки" . Детский сад 82
    План-конспект урока "Заповедное Приморье. Амурский тигр" . Детский сад 82


    Распечатать Развитие словотворчества у детей 5–6 лет (из опыта работы) . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Развитие словотворчества у детей 5–6 лет (из опыта работы) . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Развитие словотворчества у детей 5–6 лет (из опыта работы) . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru