Детский сад
детсад
Вотинцева Ольга Владимировна
Конспект занятий в детском саду
Развитие социальной компетентности ребенка через интеграцию семьи и ДОУ в условиях проектной деятельности
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Под социальной компетентностью понимается формирование у ребенка положительного самоощущения, развитие положительного отношения к окружающим людям, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие коммуникативной компетентности и социальных навыков (выписка из Проекта государственного стандарта образования, 2001 год).

Почему же так важно в этом плане семейное воспитание?

Семья - первичное пространство социализации ребенка дошкольного возраста.

Что обеспечивает универсальность семейного общения? Безусловно, первое место в этом плане занимает бескорыстная любовь родителей к своему ребенку

Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает весь мир.

А.В. Мудрик определяет механизм социализации в семье как традиционное или стихийное "усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его ближайшего окружения".

Сейчас психологи все чаще говорят о депривации общения в широкой социальной среде. Депривация - неудовлетворение потребности ребенка в общении - может иметь место и при интенсивной коммуникации. Дело здесь не в количестве, а в качестве общения.

Воспитание в семье как процесс социализации детей в состоянии осуществить относительно небольшой процент родителей (по данным статистики, от 20 до 60 %). Тем не менее, семья остается тем институтом, который имеет решающее значение для социализации ребенка.

По мнению А.Густомясовой, дошкольное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. Одновременно доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и самореализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях (ухудшение состояния здоровья детей, социально-психологическая тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем, трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов, недостаток взаимопонимания) к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада, которое способно выполнять интегральную функцию по отношению к развивающим личность ребенка системам "семья", "улица", "детский сад" (Евдокимова Е.С.).

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.

А.Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить, сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.

Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.

Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.

Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.

4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.

Евдокимова Е.С. рассматривает взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников как взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.

Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (что доказано отечественными и западными учеными).

Наш детский сад видит в проектной деятельности основу интеграции семьи и ДОУ в деле развития социальной компетентности ребенка.

Организуя проектную деятельность, необходимо обратить внимание на особый механизм взаимодействия родителей и педагогов.

С. М .Оберемок выделяет такой механизм взаимодействия.

Правило первое - информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов. Им следует предлагать информацию о возможных способах участия в проекте, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет происходить сбор сведений, о способе презентации проекта. Для этого в группе должно быть выделено специальное место, где будет размещаться все, что касается совместной проектной деятельности педагогов, родителей и детей. Информация должна быть понятной для родителей, привлекательной и должна регулярно обновляться.

Правило второе - добровольность и возможность выбора. Предложения педагога должны соответствовать интересам и возможностям родителей. Для этого им заранее предлагаются варианты участия в проекте, можно даже обучить тех, кто выразит желание.

Правило третье - чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности. Педагогам необходимо поддерживать и поощрять участие всех членов семьи в проектной деятельности, благодарить каждого участника проекта за его персональный вклад. В группе можно выделить специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.

Основным ориентиром при организации проектной деятельности для нас являются важнейшие психологические потребности детей (Л.Семенова), в числе которых:

- потребность в любви, нужности другому;

- потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий;

- потребность в доверии к окружающему миру, другим людям;

- потребность в новых впечатлениях, притоке информации;

- потребность детей в самостоятельности.

Для эффективности работы мы адаптировали алгоритм реализации проектов, предложенный А.Густомясовой, к условиям нашего ДОУ.

1 этап - подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей и их детей на предстоящую деятельность; накопление у детей необходимых знаний (с детьми обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности); знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка сценария финала.

2 этап - исполнительский, собственно проектная деятельность родителей и детей. Основные задачи: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; формирование привычки у родителей в содержательном проведении семейного досуга.

Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи. Идеи проекта воплощаются в театральных сценках, фотосессиях, коллекциях, панно, справочниках, рекламах, песнях, книгах.

3 этап - презентация семейных проектов. Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместно работы. Форма проведения: досуг, праздник, марафон.

Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами, сладкими призами.

В настоящий момент в детском саду разработан социально-ориентированный проект, основными акциями которого являются "Мой домашний питомец", "Все работы хороши", "Моя семья", "Что есть в печи - на стол мечи", "Цветик-семицветик", "Моя Родина - Сарапул". Ниже приведен образец технологической карты, в соответствии с которой выстраивается воспитательно-образовательная работа внутри каждой акции.

Совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.

Технологическая карта мини-проекта "Все работы хороши:"

Задачи

Познавательные:

1. Накопление детьми знаний о работе своих родителей (цель-предмет труда - инструменты, оборудование - трудовые действия - результат)

Развивающие:

2. Совершенствование пространственного восприятия в процессе нахождения места работы родителей на карте города.

3. Совершенствование связной монологической речи в процессе составления книжек-самоделок по профессиям родителей.

Воспитательные:

4. Развитие навыков публичного выступления перед детьми других групп.

5.Создание чувства успешности у детей с проблемами в социальном и речевом развитии.

6. Создание ситуаций для переживания чувства гордости за своих близких.

1 этап. Подготовительный

Задачи этапа

Конспекты занятий в детском саду:
Приобщаемся к спорту – укрепляем семью . Детский сад 82
Конспект занятия по математике в средней группе с элементами ТРИЗ "Путешествие на воздушном шаре" . Детский сад 82
Конспект занятия по математике в младшей группе на тему: "Волшебный сундучок" . Детский сад 82
Создание позитивной направленности к профессионально-педагогической деятельности . Детский сад 82
Занятие по развитию речи и обучению грамоте "В волшебной стране слов" . Детский сад 82
Рассматривание картины "Дети кормят курицу и цыплят" . Детский сад 82

Распечатать Развитие социальной компетентности ребенка через интеграцию семьи и ДОУ в условиях проектной деятельности . Детский сад 82
Поделится ссылкой Развитие социальной компетентности ребенка через интеграцию семьи и ДОУ в условиях проектной деятельности . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Развитие социальной компетентности ребенка через интеграцию семьи и ДОУ в условиях проектной деятельности . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru