Детский сад
детсад
Пономарёва Таисья Семёновна
Конспект занятий в детском саду
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала (средний и старший дошкольный возраст)
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Приложение 1

Пояснительная записка

Сказочна и прекрасна природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Поделки из него могут стать забавным сувениром, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют.

Одной из приоритетных задач комплексной программы “Детство” является:

– побудить творческую активность детей;
– стимулировать воображение, желание включаться в творческую активность.

Программа ориентирует на многообразие проявлений детского творчества, в частности, в конструировании. Авторы программы считают, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщенна разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определенного продукта. Оно отвечает интересам и потребностям дошкольников. Созданные поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений и т.п., что приносит им большое удовлетворение. Конструирование рассматривается не только как практическая творческая деятельность, но и как универсальная, умственная способность, проявляющаяся в других видах деятельности и направленной на создание новых целостностей (сюжета, рисунка и т.д.).

Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и окружающему миру.

В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки, восприятия мышления, внимания, интеллектуальная и творческая активность, что является необходимым условием будущего успешного обучения в школе.

Выделяют два типа конструирования:

– художественное;
– техническое.

В художественном конструировании большое значение имеет цвет, форма, фактура материалов. Именно они создают художественный почерк индивидиума, с их помощью создатель – в данном случае ребенок – материализует представление своего внутреннего мира во внешнюю сферу.

Мною были разработаны перспективные планы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по конструированию, а также разработаны к ним конспекты занятий, сценарии совместной деятельности и схемы изготовления поделок.

Целью написания перспективных планов является:

– систематизация деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из природного и бросового материала.

Создание перспективных планов строится на основе программы “Детство” и включает в себя следующие разделы:

– направление работы;
– педагогические задачи;
– организацию предметно-развивающей среды;
– совместная деятельность;
– занятие, др. виды деятельности с детьми.

Перспективный план затрагивает два направления:

– конструирование из природного материала;
– конструирование из бросового материала.

Задачей педагога является формирование навыков и умений творческой, конструктивной деятельности.

В основу реализации программы “Детство” заложена модель целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта детской деятельности. Исходя из этого, приоритетное место в образовательном процессе занимают совместная и самостоятельная деятельность детей.

Обучение детей происходит в процессе совместной деятельности и строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Педагогический процесс включает также организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создаётся развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребёнка.

Назначение занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении приобретённого ребёнком опыта конструирования

Работа по конструированию с природным материалом начинается с третьего квартала средней группы и продолжается до конца подготовительной к школе группы. В старшем дошкольном возрасте к конструированию из природного материала добавляется конструирование из бросового материала. В каждой возрастной группе предполагается проведение трех совместных деятельностей и трех занятий.

Возможность контролировать и корректировать успешность овладения ребенком программой дает педагогическая диагностика. Облегчает наблюдение и последующий анализ детской деятельности диагностические карты, которые педагог заполняет в ходе наблюдений с помощью условных обозначений.

К концу первого года обучения ребёнок должен уметь:

– видеть образ в природном материале, составлять образ из частей;
– использовать для закрепления частей клей, пластилин;
– творчески дополнять изображение деталями;
– замысливать образ, отбирать самостоятельно средства выразительности, способы создания изображения, планировать работу;
– работать вдвоём, втроём дружно;
– испытывать удовлетворение от своей хорошо выполненной работы и работы товарищей;
– проявлять потребность создавать прекрасное и украшать им дом, детский сад, дарить близким, вносить его в игры и т.п.

К концу старшего дошкольного возраста ребёнок должен уметь:

– совершенствовать окружающие предметы путём составления, соединения различных частей;
– использовать для скрепления разнообразные соединительные материалы: проволоку, пластилин, нитки, клей и т.д.;
– освоить способ работы различными инструментами: ножницами, иголками, шилом, линейкой и др.;
– планировать свою работу как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве;
– освоить способы конструирования из различных бросовых материалов: спичечных коробков, катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и др.

Систематизация работы по развитию творческих способностей детей в процессе конструирования из природного и бросового материалов дает возможность использования перспективных планов в группах, реализующих комплексную программу “Детство”. В данных перспективных планах нет чёткой регламентации временных рамок, что позволит педагогам более творчески подойти к их реализации найти дифференцированное содержание для каждого ребёнка в зависимости от его возможностей и уровня развития. Педагогам, реализующим планы, необходимо научиться радоваться вместе с детьми, быть свободными в поиске решений, ценить не результат, но и процесс творчества.

Средний дошкольный возраст (4–5 лет)

Направление работы

Конспекты занятий в детском саду:
Пути совершенствования сюжетно-ролевой игры старших дошкольников . Детский сад 82
Программа развития эмоционально-личностной сферы детей, воспитывающихся в детском доме . Детский сад 82
Комплексное занятие в 1-й младшей группе "Там и тут, там и тут одуванчики цветут" . Детский сад 82
Организация активного отдыха в детском саду . Детский сад 82
Воспитание самостоятельности у дошкольников в продуктивных видах деятельности . Детский сад 82
Развитие творческой активности детей с нарушением речи посредством изобразительной деятельности . Детский сад 82

Распечатать Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала (средний и старший дошкольный возраст) . Детский сад 82
Поделится ссылкой Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала (средний и старший дошкольный возраст) . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала (средний и старший дошкольный возраст) . Детский сад 82
Дата: 13 мая 2011 17:29
татьяна
#1
Группа: Гости | Регистрация: -- | Skype:

таня

 
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru