Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Шилько Светлана Леонидовна
    Конспект занятий в детском саду
    Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.

    В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства. Понятия “творчество” и “интеграция” являются здесь основополагающими. Что мы называем “творчеством”? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Творческие способности – это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

    Часто развивать творчество у ребенка уже поздно, так как очень многое закладывается гораздо раньше. "Все мы родом из детства…". Эти прекрасные слова Антуана Сент-Экзюпери могли бы быть своего рода эпиграфом к работе психологов, в первую очередь детских психологов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути. Ведь если мы поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития.

    Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.

    Проанализировав большое количество педагогической литературы, психологических исследований по проблеме формирования творческих способностей я пришла к таким выводам:

    1. в настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Это объясняется “назревшей социальной необходимостью” в творческих кадрах, и главным образом в творческих исполнителях;
    2. необходимость развития творческих способностей связывают также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции, а также с личной удовлетворенностью трудом;
    3. дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство закладывается то, что во многом определяет нашу "взрослую" судьбу, поэтому необходимо создать условия для развития этих способностей. Эти условия – среда, семья, люди, которые работают с детьми;
    4. если возможности для развития способностей не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и чем быстрее, тем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию – необратимый процесс.

    На развитие творческих способностей влияют группы факторов:

    1. Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.
    2. Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.
    3. Наконец, третья группа- – это зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности.

    Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

    “Собственно интеграция” означает “объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания”.

    О. П. Петрова и А.В. Петров предлагают авторскую интерпретацию понятия “интеграция” в контексте интеграции наук и интеграции содержания образования, обращая внимание на специфику этих понятий и отдавая приоритет межпредметным связям. Они отмечают: “Интеграция наук – это процесс и результат построения такой целостности, которая создаётся путём синтеза научных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и обусловленная отображением природных связей”, а “интеграция содержания образования – процесс и результат построения целостных учебных дисциплин, созданных путём синтеза научных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей развития науки и обусловленная дидактическим отображением природных связей и отношений, т.е. межпредметными связями.

    Наиболее полное и всеобъемлющее понимание педагогической интеграции даётся В.С. Безруковой, рассматривающей её в виде:

    • принципа (ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае её реализации достижение более высоких позитивных результатов в научной и педагогической деятельности);
    • процесса (непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом. Это процесс интегрирования объектов, проектирование пути получения результата);
    • результата (форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом, например интегрированное занятие.

    Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция – системное образование, объединяющее:

    • интеграцию – процесс;
    • интеграцию – результат, отражающую момент фиксации получения в ходе осуществления интеграционного процесса определённого интегрального “продукта” и в целом понимаемую как процесс становления целостности, связанной с обменом идеями, понятиями, методами, взаимопроникновением структурных элементов различных областей знаний, расширению эвристических и познавательных способностей (Н.С. Асимов, А. Турсунов, А.С. Белкин, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев).

    Интеграция ведет к обобщению и уплотнению, унификации и росту информационной емкости знания; связана с взаимопроникновением структурных элементов различных областей и сопровождается ростом их обобщенности и комплексности, уплотненности и организованности.

    Интеграция в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания.

    Интеграция имеет две основы: физиологическую и психологическую.

    Физиологической основой интеграции Исследования известных учёных – физиологов П.К.Анохина, В.М.Бехтерева, С.В.Кравкова подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.

    Психологическими основами интеграции исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития ребёнка (Л.С.Выготский, Н.А.Бернштейн, А.А.Бодалёв, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и др.), показали, что интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой музыкальной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).

    Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности.

    1. в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
    2. в изобразительной деятельности – рисунок (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.;
    3. в театрализованной деятельности – выразительные средства драматизации: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
    4. в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры);

    Интеграция разных видов искусства и музыкальной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами.

    Сажина выделяет следующие требования к структуре интегрированных занятий:

    1. четкость, компактность, сжатость учебного материала;
    2. продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
    3. взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
    4. большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;
    5. систематичность и доступность изложения материала;
    6. необходимость соблюдения временных рамок занятия.

    В своей практике проведения интегрированных музыкальных занятий я сочетаю следующие области познания детей:

    На основе теоретических положений я разработала свою структуру проведения этих .занятия. Занятие начинается с ведущего вида деятельности, в нашем случае это – музыка, а изобразительная деятельность, театр и развитие речи – вспомогательные.

    1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения.
    2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения этого вопроса на основе содержания разных видов деятельности с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря.
    3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

    Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста:

    1. Воспитание интереса к музыке путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.
    2. Развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений.
    3. Развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх и хороводах; использование выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизация маленьких песен, попевок.
    4. Формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

    Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приёмов обучения детей. Предлагаю вашему вниманию план проведения одного из занятий.

    Интегрированное занятие “Путешествие в Сладкую страну”
    для детей старшего дошкольного возраста

    Цель: способствовать развитию танцевального творчества детей.

    Задачи:

    • Развивать способности детей к объединению различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, двигательных в процессе танцевальной импровизации.
    • Создать условия для получения детьми удовольствия от процесса фантазийного общения и игры.
    • Познакомить с назначением чая, видами чая, последовательностью заваривания.

    Ход занятия

    1. Упр. “Сказочный полет” – настрой на предстоящую деятельность и параллельно развитие творческого воображения, закрепление умения слышать начало и окончание музыкальной фразы.
    2. Игра “Угадай на вкус” – основная задача – вызвать вкусовые ощущения, которые должны помочь детям в танце в конце занятия
    3. Песенная импровизация “Пудинг” – стимулирование инициативы и самостоятельности в песенной импровизации, т.е. придумывание несложных мелодий.
    4. Рассказ о чае – вызвать слуховые и зрительные ощущения, для того чтобы помочь детям в дальнейшем войти в образ. Познавательная информация.
    5. Слушание “Китайский танец” – объединение полученных ощущений для возникновения эмоционально-образных представлений о содержании музыки.
    6. Музицирование “Варим компот” – стимулируем слуховое воображение и ассоциативное мышление.
    7. Танцевальное творчество “Танец сладостей” – создание ситуации для танцевальной импровизации.

    Сценарий проведения

    Дети входят в зал, встают в круг. Приветствие.

    Музыкальный руководитель: Дети, я приглашаю вас на необычное занятие. А необычное оно, потому что оно будет не только интересным, но еще и очень вкусным. А как вы думаете, чем можно заняться на вкусном занятии? (ответы)

    Есть деревья, где растут
    Конфеты с шоколадками,
    И леденцы с помадками,
    И пряники с печеньями,
    И баночки с вареньями.

    В какой стране есть такие деревья? (Сладкой, сказочной, шоколадной…)

    А вы хотите побывать в такой стране? Мы сейчас с вами отправимся в Сладкую страну на маленьких разноцветных вертолётиках.

    Игра “Сказочный полет”

    (Открывается дерево.)

    А вот и конфетное дерево, значит, мы с вами уже прилетели в Сладкую страну.

    Как вы думаете, как называют жителей Сладкой страны? (Сладкоежки.)

    (Из-за ширмы появляется кукла Король Сахар Рафинадович.)

    Король: Добрый день, спешу представиться, друзья, король Сладкой страны Сахар Рафинадович, а вы откуда пожаловали?

    Муз.рук.: Мы прилетели из детского сада, очень хотим побывать в Сладкой стране.

    Король: Я очень люблю гостей.

    Муз.рук.: Дети, а вы любите когда к вам приходят гости? А как вы встречаете гостей?

    Король: Я приготовил для вас сладкое угощение, присаживайтесь за столы, угощу вас вкусным вареньем (дети рассаживаются за столы).

    Муз.рук.: Дети, а из чего можно сварить варенье? (Ответы.)

    – А теперь давайте попробуем угадать, из чего сварено варенье. (Дети пробуют.)

    – Какое варенье на вкус? (Сладкое, кисло-сладкое.)

    – А чем еще угощают гостей? (Выслушиваются ответы детей.)

    – А англичане любят, есть пудинг. Помните стихотворение, кто прочитает?

    Англичане любят
    Есть на ужин пудинг,
    Потому что пудинг –
    Очень вкусный блюдинг.
    Тот, кто любит пудинг
    И часто ходит в гостинг, –
    Не бывает худинг,
    А бывает толстинг.

    – А теперь мы придумаем на эти слова мелодию, и у нас получится песня.

    Песенная импровизация “Пудинг”

    Муз. рук.: Дети, но ведь сладости обычно подают к чаю, вы хотите узнать откуда произошел чай?

    Король: Впервые чай появился в далёкой стране Китай, а потом уже про этот напиток узнали в других странах, в том числе и в России. На китайском слово “чай” означает “молодой листочек”. Эти листочки собирают с чайного куста, эти кусты стоят в зелени круглый год. Листья с них собирают, сушат и раскладывают в пакеты, которые мы и покупаем. Чай бывает черный, зеленый, желтый и даже красный. В чае содержится много полезных веществ. Чай повышает настроение, придаёт бодрость, помогает работать сердцу, повышает ум. Чтобы получить от чая истинное удовольствие, надо правильно заваривать чай. Чайник ополосните кипятком. Засыпьте в него сухую заварку. Затем чайник заливают кипятком. Сверху чайник нужно закрыть салфеткой. Пусть ваш чай заварится, и через 5 минут можете пить вкусный и полезный чай!

    Муз.рук.: А пока чай заваривается, я хочу вас познакомить с произведением, которое сочинил П.И.Чайковский оно называется “Китайский танец”, а второе его название “Танец чая” (слушают). Какое произведение по характеру? Что вы представили, когда слушали произведение?

    Итак, чай у нас заварился, давайте попробуем его на вкус, чем пахнет чай? (пьют)

    Муз.рук.: Дети, а что ещё можно приготовить из ягод и фруктов кроме варенья?

    Мы сейчас с вами сварим компот, но компот не простой, а музыкальный, нужно озвучить музыкальными инструментами все поварские действия.

    На первую часть музыки мы будем с вами “кладем” в кастрюлю ягоды, заливаем водой, засыпаем сахар, на вторую часть музыки – компот закипел. А теперь выберите себе инструменты.

    Импровизационное музицирование “Варим компот”

    Король: Как мне понравилось, вы веселые, дружные ребята и в вашу честь я устрою сейчас бал сладостей, но вы превратитесь в различные сладости только в том случае, если отгадаете произведение (отгадывают “Танец Феи Драже”).

    Молодцы, отгадали, а теперь я превращу вас в сладости, танцуйте друзья.

    Танцевальная импровизация “Танец Сладостей”

    Муз.рук.: Уважаемый Король, спасибо вам за гостеприимство, нам очень понравилось у вас в гостях. Дети, что мы нового узнали в Сладкой стране?

    А теперь нам нужно вернуться в детский сад на наших вертолетиках.



    Конспекты занятий в детском саду:
    Конспект занятия по обучению детей младшего дошкольного возраста безопасному поведению на улицах города "Незнайка в гостях у ребят" . Детский сад 82
    Логопедическое занятие по теме "Зимующие птицы" . Детский сад 82
    Игра-викторина "Что? Где? Когда?" . Детский сад 82
    Правовое воспитание дошкольников . Детский сад 82
    Опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками о животных . Детский сад 82
    Конспект занятия творческой мастерской "Путешествие в сказку" . Детский сад 82


    Распечатать Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru