Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Ранний детский аутизм. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Машкина Юлия Сергеевна
    Конспект занятий в детском саду
    Ранний детский аутизм. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

    Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.

    Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью которого является ранний детский аутизм.

    Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера характеризуется искаженным развитием – таким типом дизонтогеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований.

    Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.

    Наиболее существенные симптомы РДА:

    • одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
    • отгороженность от внешнего мира;
    • сопротивление любым переменам обстановки;
    • склонность к стереотипиям;
    • однообразие интересов и пристрастий;
    • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
    • неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
    • речевые нарушения;
    • повышенная тревожность;
    • недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
    • наличие ритуалов;
    • наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.

    РДА встречается у 3-6 из 10 000 детей: у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

    Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.

    Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:

    ДВИГАТЕЛЬНАЯ – прыжки, раскачивание туловища, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу и т.д. Все эти движения усиливаются при возбуждении и утомлении. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе, порой неудобной, вычурной.

    РЕЧЕВАЯ – эхолалия, мутизм, набор штампованных фраз. Некоторые дети по развитию речи опережают сверстников в норме, другие отстают. Особенностью речи является речь о себе во II или III лице. Речь аутичного ребенка является речью для самого себя.

    ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ – чрезвычайно сензитивны к перестановке предметов. Изменение в обстановке трактуется ими как нежелательное и вызывает чувство страха. Все изменения надо проводить, добившись их согласия. Испытывают большие трудности в копировании движений, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад.

    СОЦИАЛЬНЫЕ – наличие немотивированных страхов, избирательность в контактах или отказ от контактов, Чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми.

    ИГРОВЫЕ – использование необычного материала для игры (часто предметы домашнего обихода: обувь, веревки, выключатели, провода и т.д.). Играют крайне ригидно, однообразно. Сюжетно-ролевые игры, как правило, не развиваются; своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ (например, в животное).

    Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена

    классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.

    I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма.

    Характерные признаки:

    • эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
    • реакция на внешние раздражители слабы;
    • может присутствовать мутизм;
    • типична мимическая маска глубокого покоя;
    • характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
    • избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).

    II ГРУППА.

    Характерные признаки:

    • присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
    • в речи преобладают однотипные штампы-команды;
    • возможно выполнение просьб матери;
    • чремерная привязанность к матери;
    • сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
    • стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
    • стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
    • ритуализация повседневной жизни.

    III ГРУППА.

    Характерные признаки:

    1. наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
    2. способность выразить свои потребности посредством речи;
    3. конфликтность;
    4. поглощенность одним и тем же занятием;
    5. большой словарный запас “книжного характера”;
    6. парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.

    IV ГРУППА - наиболее благоприятная в плане коррекции.

    Характерные признаки:

    • способность к общению;
    • интеллектуальные функции сохранны;
    • чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
    • присутствие ритуальных форм поведения;
    • круг общения ограничен близкими взрослыми;
    • трудности в усвоении двигательных навыков.

    2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ.

    Одна из главных задач психолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:

    Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.

    Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей.

    На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда специалиста должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.

    На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от психолога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.

    В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий.

    Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой.

    Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.

    И, несомненно, психолог должен настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком. Если после установления контакта специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление его аутизма.

    ЛИТЕРАТУРА.

    1. Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие / Под ред. Пузанова Б.П. – М.: Сфера, 2005.
    2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2005.
    3. Питерс К. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2002.


    Конспекты занятий в детском саду:
    Лего в детском саду . Детский сад 82
    Интегрированное занятие с элементами ТРИЗа в старшей группе "Путешествие в Лапландию" . Детский сад 82
    Интегрированное занятие (математическое развитие + основы компьютерной грамоты) по теме "Путешествие в страну геометрических фигур" . Детский сад 82
    Коррекционно-развивающая программа "Формирование психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха" . Детский сад 82
    Разработка занятия немецкого языка по теме "Farben" в дошкольном образовательном учреждении . Детский сад 82
    Конспект занятия "Волшебная вода" . Детский сад 82


    Распечатать Ранний детский аутизм. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Ранний детский аутизм. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Ранний детский аутизм. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru