Детский сад
детсад
Сусь Татьяна Александровна
Конспект занятий в детском саду
Реализация в дошкольном учреждении проекта "Семейные традиции"
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве.

Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Анализируя работу с родителями, мы отметили не только пассивность родителей в участии в образовательном процессе, но и отсутствие специальных навыков и умений в воспитании детей. Возникла необходимость в поиске новых форм, в которых благодаря участию в жизни детского сада, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком, с педагогами.

Так родилась идея реализации проекта под общим названием «Семейные традиции». Проект является долговременным и рассчитан на 1 год.

Цель проекта: объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Задачи проекта :

  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
  • Помочь родителям преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
  • Побуждать родителей проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
  • Повышать заинтересованность родителей в выполнении общего интересного дела; способствовать полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания), проявлению творческих способностей, создавать условия для реализации собственных идей.

Проект состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовка и проведение семейного праздника, посвящённого семейному чаепитию «У самовара я и вся моя семья»;
  2. Проведение семинара для родителей «День рождения – праздник детства»;
  3. Проведение педагогами занятий для родителей « К нам пришли гости», «День рождения игрушек»;
  4. Консультация «Новогодние семейные традиции»;
  5. Мастер класс «Новогодняя игрушка – своими руками», конкурс на самую необычную новогоднюю игрушку, новогодний календарь;
  6. Консультация «Масленица – традиционный русский праздник»;
  7. Проведение совместного с родителями праздника «Масленица – раздолье для русской души».

Вместе с родителями мы решили найти ответы на такие вопросы: нужны ли праздники для детей в семье? Какие семейные традиции есть в семьях наших воспитанников? Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?

Прежде чем начать проект мы провели анкетный опрос родителей, о том какие традиции есть в семьях наших воспитанников, чем они могли бы поделиться с другими родителями.

Вывод по результатам опроса: семейные традиции - это не только праздники, хотя именно о них мы говорим больше всего, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Совместные трапезы - важная часть жизни семьи. И, разумеется, они нужны не только для насыщения организма всеми необходимыми питательными веществами и витаминами, - но и, так сказать, для кормления души. Увы! Современная жизнь не очень-то к этому располагает. Люди перегружены работой и учебой, у них вечно не хватает времени, у каждого свое расписание и свои дела - всё это мешает членам семьи собраться вместе за завтраком, обедом или ужином. Всем некогда...

Подготовка и проведение семейного праздника, посвящённого семейному чаепитию «У самовара я и вся моя семья».

Предварительная работа:

  • Конкурс рисунка «Семейное чаепитие»
  • Викторина «Знатоки чайных традиций»
  • Конкурс «Сочинение чайных частушек»

Итогом работы стало проведение праздника «У самовара я и вся моя семья», на котором мы рассказали о традиции русского чаепития. Как известно, в русской традиции чаепитие на голодный желудок не приветствовалось. Вместо традиционной трапезы мы предложили всем участникам пищу для ума и сердца! Можно было принять участие в разнообразных играх, посвящённых темам «семья», «чаепитие», «гостеприимство», «этикет». Родители и дети с удовольствием разгадывали «чайные загадки». А уж после такого насыщенного времяпрепровождения, чай был особенно ароматным и вкусным.

Гостей ждали встречи с юными танцорами и певцами. Вместе с ними можно было не только отведать чудесного напитка, но и спеть-сплясать. Пришедший на праздник Чай – барин с подносом конфет, пирогов и баранок, наградил победителей конкурсов призами и подарками, вручил медали лучшим частушечникам.

Общение со взрослыми – самый мощный источник радостных переживаний для малыша. Вот почему наши дети с нетерпением ждут таких вечеров и спрашивают: “А когда у нас еще будет такой праздник?” Родители же благодарны нам за полученное удовольствие от общения с детьми и друг с другом. Они как бы вновь открывают для себя своих детей.

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка - не то, что для нас, это, действительно, событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. И, наоборот, «...тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», - писал К.Д. Ушинский.

А как праздники помогают в воспитании ребенка?

Загадки, викторины, познавательные игры - развивают ум ребенка. В доме праздник нужно подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить - так входит труд в жизнь ребенка.

А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку - разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, где ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту? И еще: семья - это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.

Как это ни странно, но и детские праздники, бывает, взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы, разговоры и детям на таком празднике скучно, а иногда и обидно: никто не помнит о виновнике торжества.

Именно эти проблемы мы рассмотрели на семинаре для родителей «День рождения – праздник детства».

В каждой семье эти дни празднуют по-своему. Как же отметить день рождения ребенка?

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу.

В помощь родителям мы подобрали специальную литературу, оформили папку с подборкой сценариев празднования Дня рождения детей разного возраста.

Также мы подготовили специальные консультации «День рождения – праздник детства», «Готовимся к празднику», в которых подробно описаны рекомендации по проведению детских праздников.

Вместе с родителями мы попытались найти ответы на следующие вопросы:

  • Какие подарки вы предпочитаете дарить своим детям?
  • Нужно ли дарить их в праздники? Какие?
  • Как вы считаете, умеет ли ваш ребенок принимать подарки? Обращаете ли вы внимание на это?
  • Как, по-вашему, нужно ли оформлять комнату к празднику? Для чего? Что вы уже использовали в практике?
  • Как украсить комнату, дом к празднику? Ведь от этого во многом зависит настроение гостей, а мы, увлекая своих детей общим делом, развиваем творческие способности.

Почему мы коснулись эти вопросов? От того, как мы, взрослые, проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Домашние праздники должны проходить так же весело и интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами. От выдумки, фантазии зависит успех.

Проводя праздники в нашем детском саду, мы стараемся, чтобы родители были не только зрителями, но и активными участниками.

В момент подготовки праздников тщательно продумываем праздничное оформление зала, не только для того чтобы создать праздничную, торжественную атмосферу, но и показать важность этого момента на семейных праздниках.

В преддверии Нового года мы подготовили для родителей всех групп консультации «Новогодние семейные традиции», в которых рассказали им о том, какие традиции могут стать частью их семейной жизни.

Известный педагог В.А. Сухомлинский отмечал: “В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств”. Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Мы стараемся поддерживать любовь, внимание, сочувствие к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрам и братьям, сверстникам.

В формировании нравственных чувств ребенка решающее значение имеют условия жизни в семье, взаимоотношения родителей и их отношение к ребенку. Когда между родителями устанавливаются теплые, дружеские отношения, дети чувствуют себя счастливыми. Они становятся более спокойными, ласковыми и открытыми, менее капризными.

Все это происходит в атмосфере тепла, радости и доброты. Такие вечера сближают, помогают лучше понять друг друга, формируют чувство заботы друг о друге, учат считаться с интересами и переживаниями других людей, дети испытывают первые коллективные радости.

Домашние праздничные традиции - важнейшая сторона человеческой жизни . Не секрет, что в наши дни приготовления к празднику сводятся к наведению чистоты и приобретению всякой снеди. К сожалению, многие полагают, что дети при этом только мешают, поэтому их выпроваживают гулять или отсылают к бабушке. Но именно в эти дни вполне уместна любая инициатива детей и родителей. Каждая известная дата таит в себе массу неиспользованных возможностей, которые позволяют через игру, веселье, торжественные ритуалы донести до ребенка подлинный смысл праздника.

Стиль жизни семьи, включающий в себя внутрисемейный этикет и традиции, взаимосвязан с культурой семьи. Те духовные ценности, которые все мы впитываем с младенчества, не зависят от благосостояния семьи, уровня образования ее членов. Правила поведения, заповеди, примеры, предписания, усвоенные в родительском гнезде, остаются с человеком на всю жизнь.

Список литературы:

  1. Лучшие сценарии детского дня рождения для всей семьи/ Авт.- сост. Вера Надеждина. – Минск: Харвест,2008
  2. Родительское собрание / Н.М. Метенова. – Ярославль, 1999 г.


Конспекты занятий в детском саду:
Развитие одаренности детей старшего дошкольного возраста как важное условие социализации личности ребенка . Детский сад 82
Сюжетно-ролевая игра "Путешествие по городу" . Детский сад 82
Студия Словечек: обучение детей дошкольного возраста стихосложению . Детский сад 82
Работа с дошкольниками . Детский сад 82
Система ранней диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста . Детский сад 82
Конспект занятия по развитию речи "Семья Петушка" . Детский сад 82

Распечатать Реализация в дошкольном учреждении проекта "Семейные традиции" . Детский сад 82
Поделится ссылкой Реализация в дошкольном учреждении проекта "Семейные традиции" . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Реализация в дошкольном учреждении проекта "Семейные традиции" . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru