Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Рекомендации к использованию моделирования в разных видах деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Нуриахметова Людмила Петровна
    Конспект занятий в детском саду
    Рекомендации к использованию моделирования в разных видах деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    В программе «Радуга» в качестве одной из центральных задач воспитания дошкольников выдвигается задача формирования у детей познавательных интересов и способностей. Реализация этой задачи в коррекционных группах требует изучения психологических особенностей детей с ОНР и путей их развития. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания, памяти, словесно-логического мышления, в том числе и опосредствованного. Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, и, как следствие, на развитие познавательных интересов и способностей детей с ОНР. Учет этих особенностей лежит в основе целенаправленного педагогического руководства развитием познавательной сферы таких детей.

    Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Исследования показали, что одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач [ 4] . Она состоит в том, что, решая ту или иную задачу, требующую выявления и анализа свойств предметов, построения и реализации замысла, ребенок использует общественно выработанные вспомогательные средства – сенсорные эталоны, символы, наглядные модели. Такие средства могут выступать как во внешней, так и во внутренней форме (то есть в форме наглядных образов). Способность к опосредствованию формируется в разных видах деятельности. Один из видов способности к опосредствованию – это способность к наглядному моделированию.

    Под наглядным моделированием понимается система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели), элементы которой находятся в отношении Подобия к элементам некоторой другой системы [ 1] .

    В последние годы в психологии выявлены возможности успешного применения наглядного моделирования в обучении детей дошкольного возраста и развитии их мышления. Деятельность с непосредственно воспринимаемыми моделями позволяет детям уже на уровне наглядно-образного мышления усваивать знания и умения, понимать некоторые принципы, связи и закономерности, лежащие в основе явлений и предметов. По данным исследований А.М. Сиверио обучение, направленное на развитие способности к наглядному моделированию, развивает и общую умственную способность к логическому мышлению вообще [ 1] .

    В представленной статье предлагаются различные варианты моделей и последовательность их введения в работу с детьми. С помощью моделей у детей развивается способность к пространственному мышлению, воображению, дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать; у них совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания у детей, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность каждого ребенка, помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала.

    Опыт показывает, что дети проявляют интерес к таким видам заданий. Кроме этого, модели помогают организовать детей в повседневной деятельности (в организации дежурств, в определении распорядка дня, самообслуживания, в развитии умений давать оценку и самооценку выполненной работы).

    Задания, направленные на формирование у детей действия моделирования, включались в занятия по всем разделам программы воспитания и обучения детей, в организацию всех основных видов деятельности на протяжении двух лет пребывания детей в коррекционной группе.

    Опираясь на исследования Л.Венгер [ 4] , А. Горячева [ 5] , в своей работе мы использовали следующую последовательность обучения детей моделированию:

    1. Отработка действий замещения как в направлении овладения широтой использования заместителей, так и в направлении постепенного усвоения их условного значения, перехода от предметов-заместителей к знакам, чисто условно обозначающим предмет.
    2. Построение и использование моделей пошаговых действий. Примерами таких моделей могут быть последовательность одевания, умывания, сервировки стола, различных трудовых процессов. Работая с данной моделью, дети учатся описывать порядок действий для достижения заданной цели, выполнять изображенную последовательность действий, описывать свои действия, расставлять события в правильной последовательности и находить ошибки в неправильной последовательности действий.
      Построение и использование мнемотаблиц. В основном мнемотаблицы носят в себе обучающую функцию. В основе мнемотехники лежит умение обозначать символами реальные образы, отражая общие признаки объекта (Т. Большева) [ 2] .
    3. Суть мнемотаблицы – графическая аналогия, модель. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачу, направленную на перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.
    4. Создание моделей по собственному замыслу (модели последовательности эпизодов самостоятельно сочиненных сказок, рассказов, загадок, модели отношений сходства и различия между понятиями, схемы для заучивания стихов).

    В обучении моделированию мы придерживались следующих этапов:

    1. Использование готового символа или модели.
    На этом этапе взрослый демонстрирует детям готовый символ или модель. Происходит их рассматривание, разбор, перекодирование информации в образы, воспроизведение информации с опорой на символ либо модель.
    2. Составление моделей и мнемотаблиц совместно с воспитателями.
    3. Самостоятельное составление либо придумывание моделей или мнемотаблиц.

    Рассмотрим варианты использования символов, моделей и мнемотаблиц в разных видах деятельности.

    Развитие речи

    С помощью условных заместителей, схем и рисунков можно предложить детям ряд заданий на совершенствование грамматического строя речи (Рисунок 1):

    1. Правильно согласовать прилагательное с существительным.
    2. Согласовать числительное с существительным. Например: один носок, два носка, пять носков.
    3. Подобрать однородные прилагательные к существительному.
    4. Образовать слова с помощью суффиксов с опорой на величину предмета. Пример: заяц, зайчик, зайчонок, зайчище.
    5. Образовать сложное слово. Пример: листья падают – листопад.
    6. Употребить грамматическую категорию. Пример: гнездо, гнезда, не стало гнезд.
    7. Подобрать антонимы. Пример: высокий – низкий.
    8. Интуитивно определить род и число существительного без названия терминов. Пример: мой шар, моя сумка (Рисунок 2).

    Звуковая культура речи

    С помощью табличек-символов можно акцентировать внимание детей на следующих параметрах (Рисунок 3):

    1. Тембр голоса.
    2. Высота голоса.
    3. Сила голоса.

    Наглядные схемы также помогают детям характеризовать темп голоса и оценивать выразительность ответа сверстника (громко-тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось - нет) (Рисунок 4).

    Грамота

    С помощью символов можно предложить детям выполнить следующие задания (Рисунок 5):

    1. Определить звук на слух в слоге, слове, фразе.
    2. Определить позицию звука в слове: в начале, середине, конце слова; «найти хвост» - определить последний звук в слове; «вернуть нос» - определить первый звук.

    Использование наглядных схем позволяет без дополнительных речевых инструкций организовать индивидуальную работу детей по выполнению уже знакомых упражнений (Рисунок 6):

    3. Проанализировать звук (гласный – согласный, звонкий – глухой, твердый – мягкий).
    4. Определить количество слов в предложении.
    5. Определить, где живет «маленькое слово» - предлог.
    6. Придумать слово на заданную схему, подобрать схему к заданному слову.
    7. Определить ударный гласный звук, который в слове слышится громче остальных, дольше других тянется, поет самые длинные песенки.
    8. С помощью схем можно научить распространять предложения. Пример: Падают легкие, пушистые снежинки.

    Можно использовать карточки-символы в качестве раздаточного материала: в этом случае воспитатель произносит звук, слово, фразу, а дети подбирают соответствующую заданию карточку-символ.

    Связная речь

    Предметные и предметно-схематические модели лежат в основе развития связной речи детей. С их помощью дети определяют последовательность изложения в процессе пересказа, составления описательных рассказов или загадок описания. На Рисунке 7 приведены:

    1. Схема составления описательного рассказа по теме «овощи-фрукты»: цвет, форма, величина, вкус, где растет, как употребляется.
    2. Набор цветовых символов, который можно использовать для пересказа произведений. Пример: «Наступила осень. На деревьях висят разноцветные листья. Перелетные птицы улетают на юг. Белка делает запасы на зиму. Лягушки спрятались под кочки».

    Более сложное задание - задание-наоборот : по условиям, заданным в виде цветовых символов составить творческий рассказ. В начале беседуем с детьми о том, как люди воспринимают цвета: красный – праздничный, желтый – солнечный, синий – мечтательный, зеленый - успокаивающий и т.д. Задание: сочинить рассказ на любую тему, в котором бы присутствовали события, выраженные ощущениями, ассоциациями от цвета. Пример: синий ? черный ? зеленый ? красный.

    Музыкальное воспитание

    Детям интересны задания на кодирование и декодирование музыкальных и «живых» звуков на язык символов. Пример: стучит град, крадется кошка, звенит капель, лает собака, кричат журавли, плещется рыбка, стрекочет кузнечик, трубит олень (Рисунок 8).

    Игровая деятельность

    На Рисунке 9 приведен пример моделирования персонажей сказок:

    1. «Три поросенка».
    2. «Лиса и журавль».

    С помощью моделей дети в сюжетно-ролевой игре передают ролевые взаимодействия (главная – второстепенная роль) (Рис. 9.3).

    Использование этих моделей позволяет также развивать диалогическую речь у детей.

    Исследовательская деятельность

    Здесь мы можем использовать символы для обозначения методов исследования (Рисунок 10). Для того чтобы материалы, собранные в ходе исследования, не забылись и не потерялись, их надо фиксировать. Взрослый исследователь обычно их записывает. Дети дошкольного возраста могут фиксировать эти материалы, пользуясь пиктограммами. Чтобы освоить науку пиктографического письма можно воспользоваться простыми упражнениями, например: письма друг другу, отсутствующему ребенку, Деду Морозу и т.д.

    Познавательное развитие

    Использование моделей в этом блоке целесообразно начинать с обучения детей расшифровывать и составлять мнемодорожки.

    Следующий этап – знакомство с информационными моделями, а затем самостоятельное составление модели-описания конкретных животных. На Рисунке 11 изображена информационная модель признаков животных, которая используется для составления модели - описания. Аналогичные модели составляются по темам: «Царство рыб», «Царство растений», «Царство зверей», «Царство птиц».

    Способ мнемотехники позволяет детям самостоятельно готовить мини-доклады по заданной теме. Таким образом, дети кодируют информацию, а в процессе пересказа преобразуют абстрактные символы в образы.

    Социально-эмоциональное развитие

    Для решения задач социально-эмоционального развития детей в группе оборудованы «Доска желаний», «Доска выбора деятельности», «Доска настроений». «Доска желаний» представляет собой разлинованное полотно с кармашками, куда ребенок вставляет символ с обозначением желаемого вида деятельности. «Доска желаний» помогает воспитателю выявлять предпочтения детей, объединять детей по интересам, изменять предметно-развивающую среду в соответствии с желанием и интересом ребенка.

    «Доска выбора деятельности». Цель: Самостоятельное планирование детьми игровой деятельности в утренние и вечерние отрезки времени.

    «Доска настроений». Цель: определить эмоциональное состояние каждого ребенка, выделить детей, которым необходима эмоциональная поддержка, определить причины положительного и отрицательного эмоционального состояния детей, спланировать работу по устранению отрицательного воздействия как в семье, так и в дошкольном учреждении.

    Использование данного оборудования позволяет развивать самостоятельность как базовое личностное качество ребенка и показатель готовности его к школе, способность планировать, систематизировать, регулировать, и активно осуществлять свою деятельность без постоянного внешнего руководства и помощи, способность адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности.

    Трудовая деятельность

    Использование моделей пошаговых действий способствовало формированию трудовых умений и навыков: распределять обязанности, готовить рабочее место, выполнять последовательность действий (например, при умывании (Рисунок 12)), взаимодействовать в парах, тройках, минигруппах; делать анализ и самоанализ выполненной работы.

    Изучение результатов работы показало, что использование моделей помогает в реализации программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи в нескольких аспектах:

    1. Воспитатель на едином уровне с группами общеразвивающего вида реализует задачи программы «Радуга»;
    2. Основной процент детей на выходе из детского сада в школу имеет высокий и нормальный уровень психологической готовности к школе;
    3. Дети отличаются хорошим уровнем сформированности предпосылок к учебной деятельности

    Литература:

    1. Базик И. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 11.
    2. Большева Т.О. Учимся по сказке.
    3. Ванюхина Г. Речецветик. Екатеринбург, 1993.
    4. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 3.
    5. Горячев А.В. Информатика для дошкольников: новое как хорошо систематизированное старое // Начальная школа: плюс – минус. – 2000. - № 2.
    6. Савенков А.И. Маленький исследователь или как научить дошкольника приобретать знания.
    7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Москва, 2000.
    8. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
    9. Фролова Л.А. Моделирование в процессе обучения русскому языку // Начальная школа: плюс – минус. – 2000. - №5.


    Конспекты занятий в детском саду:
    Развивающее занятие по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: "Приглашение в королевство Сладкоежек" . Детский сад 82
    Развитие умственных способностей дошкольников методами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения) . Детский сад 82
    Конспект занятия в старшей группе "Вечные двигатели организма" . Детский сад 82
    Музыкальное занятие в старшей группе "Прогулка в зимний лес" . Детский сад 82
    Движение – это жизнь! . Детский сад 82
    Предшкольная подготовка детей в условиях группы кратковременного пребывания в детском саду . Детский сад 82


    Распечатать Рекомендации к использованию моделирования в разных видах деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Рекомендации к использованию моделирования в разных видах деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Рекомендации к использованию моделирования в разных видах деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru