Детский сад
детсад
Васильченко Светлана Александр
Конспект занятий в детском саду
Рефлексотерапия. Метод акупрессуры в использовании нестандартного оборудования (практическое занятие "В морском царстве")
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Жизненная энергия имеет точки выхода на поверхность тела – биологически активные точки. Воздействуя на них, можно гармонизировать энергетический баланс организма и избавить человека от разных заболеваний. Именно этим и занимается рефлексотерапия, о которой сейчас пойдет речь.
О происхождении рефлексотерапии точно ни­ чего не известно, но вполне возможно, что она возникла в одно время с акупунктурой — около 4000 г. до н. э. И, конечно же, ее применяли в Египте примерно в 2330 г. до н. э., что можно наблюдать в изображениях настенных фресок тех времен. Эволюцию метода рефлексотерапии в новейшее время проследить легче. В 1917 г. американский врач д-р Фицджеральд обнаружил, что, надавливая на определенные участки пальцев руками и различными механическими устройствами, он мог облегчать боль в других органах тела. Но свою современную форму эта наука обрела главным образом благодаря американскому врачу-терапевту Юнис Ингэм, работавшей под руководством д-ра Дж. С. Райли. Она открыла, что стопы лучше реагируют на надавливание, чем кисти рук, и установила, что именно стопы являются самой важной зоной для воздействия,  на поверхности которых расположено большое количество активных точек, связанных с внутренними органами человека. Воздействие на кожу с помощью активного или пассивного массажа улучшает энергетический баланс, стимулирует или успокаивает вегетативную нервную систему, усиливает артериальное кровоснабжение, уменьшает боль, снижает нервное и мышечное напряжение, восстанавливается способность противостоять внешним воздействиям, нарушающим равновесие в организме, в чем заключается главный эффект рефлексотерапии.
Существует много направлений рефлексотерапии (иглотерапия – акупунктура, термопунктура, криорефлексотерапия), но речь сейчас пойдет о методе акупрессуры – воздействие на акупунктурные (биологически активные) точки и проекционные зоны организма при помощи рук (активного массажа) или специальных приспособлений (пассивного массажа). При воздействии на рефлекторные зоны нервная система посылает к органам импульсы, активизирующие системы самовосстановления.
Достоинства этого метода заключаются в том, что он:

  • безлекарственный
  • не вызывает аллергии
  •  не имеет противопоказаний
  • мобилизует собственные исцеляющие ресурсы организма

Для активного массажа стопы я пользуюсь комплексами из пособий О.Н.Моргуновой, В.С.Лосевой,  О.В.Козыревой, и др. авторов. Но, что же я использую для пассивного массажа стопы в коррекционной работе по профилактике плоскостопия? Позвольте представить Вам экспонаты моего Музея нетрадиционного оборудования «Топотушки». Столкнувшись с проблемой финансирования детского сада, и просмотрев немало литературы, я приняла на вооружение несколько идей по изготовлению нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия, правильной осанки, спортивных атрибутов. А некоторое оборудование – мое личное творчество. Тренажеры многофункциональны, могут использоваться и в индивидуальной и в  групповой работе с детьми.

  • Веревочные игрушки – «Черепаха» (рисунок 1), «Улитка» (рисунок 2),  «Божья коровка» (рисунок 3);
  •  «Цветочная» и «Радужная» пробочная дорожка;  дорожка со следами «Красная шапочка» (рисунок 4);
  • Веселая змейка с чешуйками-пуговичками (рисунок 5);
  • Узелковая объемная большая «Морская звезда» и 2 маленьких (рисунок 6);
  • Игрушка с поверхностью из бусин «Мистер Крабс» (рисунок 7) ;
  • Двусторонние «Волшебные уголки», выточенные под углом 30* (рисунок 8);
  • Дорожка «Ручеек» (рисунок 9), «АБВГДейка» (рисунок 10), «Веселые цифры» (рисунок 11);
  • «Полянка» (с использованием яиц и игрушек из киндер-сюрпризов) (рисунок 12);
  • Стойки (с использованием яиц из киндер-сюрпризов (рисунок 13) или пластмассовых шариков из сухого бассейна (рисунок 14);
  • «Смайлики» – грелки (рисунок 15);
  • Игрушки-погремушки (из  футляров киндер-сюрпризов (рисунок 16) и футляров из-под бахил (рисунок 17);
  • Веселые ориентиры – стимулы «Ладошки» и «Фрукты» (рисунок 18);
  • Мишень «Ну, погоди!» (рисунок 19);
  • Волейбольная сетка (из футляров киндер-сюрпризов) (рисунок 20).

В течение ряда лет веду большую профилактическую работу по формированию здоровой стопы и правильной осанки, кружок «Топотушки», который посещают ежегодно 15-18 детей. В прошлом году из 18 детей, имеющих 1 и 2 ст. плоскостопия, к концу года заметны улучшения у 13 ребят, что составляет 72%. Главным критерием этой работы является увеличение подъема свода стопы. И это действительно так – примерно на 3-4 мм. Уплощенная стопа за 1-2 года целенаправленной работы укрепляется, формируется правильный свод стопы, подъем становится выше, сильнее, эластичнее, крепче, ребенок меньше устает, формируется правильная постановка стоп при ходьбе, корректируется осанка, внутренние органы функционируют правильно. Ведь известно, что только при здоровой стопе сохраняется угол 30*, что способствует становлению правильной осанки.

Мягкий массаж ступней я рекомендую родителям и демонстрирую на групповых и общих собраниях проводить и в домашних условиях для поддержания здоровья, ежегодно даю советы по правильному подбору обуви. Растяжка и расслабление стопы само по себе улучшает локальное (местное) кровообращение и способствует общему расслаблению. Рефлексотерапия – это философия, наука и искусство поддержания ослабленных и укрепления здоровья здоровых детей.

И это лишь маленькая толика большой коррекционно-оздоровительной работы с детьми, представленной в моей авторской модифицированной программе «Волшебник в Здоровом городе». Я нахожу связь этой работы с эмоциональным воспитанием (исп. психогимнастики), музыкотерапии (занятия под живую и фоновую музыку), цветотерапии, сказкотерапии (сюжетно-игровые занятия), танцетерапии, использую элементы игрового стретчинга (сюжетные комплексы упражнений), детской йоги, логоритмики, креативной гимнастики и многих др. направлений коррекционно-оздоровительных упражнений с детьми.

Вернусь к лозунгу экспозиции нашего спортзала «Стопа формирует здоровье». Здоровые дети лучше усваивают программный материал, лучше учатся в школе, более развиты в интеллектуальном отношении, в чем мы и убеждаемся, чего мы и добиваемся в работе с детьми.

Коррекционно-оздоровительное занятие по профилактике плоскостопия и сколиоза у детей 5-7 лет с использованием нестандартного оборудования «В морском царстве», с элементами психогимнастики, детской йоги, релаксационной паузы, дыхательных упражнений (индивидуальная работа с детьми).

Цели:

– формировать у детей интерес к двигательной активности; воздействовать на коррекцию осанки, верхних и нижних конечностей (с использованием нестандартного оборудования), координацию опорно – двигательного аппарата; развивать подвижность и гибкость позвоночника и суставов (игровой стретчинг, элементы йоги), укреплять мышечную и дыхательную мускулатуру, мышцы стопы;
– учить детей мышечному и эмоциональному расслаблению; развивать умение воплощаться в игровой образ
– развивать творческое мышления, творческую двигательную деятельность, умение владеть своим телом.

Оборудование:

  • «Цветочная» пробочная дорожка;
  • «Радужная» пробочная дорожка;
  • Дорожка «Ручеек»;
  • Дорожка «АБВГДейка»;
  • Дорожка со следами «Красная шапочка»;
  • Веселая змейка с чешуйками-пуговичками;
  • «Волшебные уголки»;
  • Узелковая объемная большая «Морская звезда» и 2 маленьких;
  • Веревочная игрушка – «Улитка»;
  •  Веревочная игрушка – «Черепаха»;
  • Веревочная игрушка – «Божья коровка»;
  • «Полянка».

Музыкальное сопровождение: звуки природы, «Морской бриз» или «Шум прибоя».

Ход занятия:

Физрук

– Что такое лето? Это много света
Это поле, это лес, это тысяча чудес,
Это быстрая река, это в небе облака,
Это яркие цветы, это дружба – я и ты.
Это в мире 100 дорог для ребячьих, детских ног.

– И вашим ножкам сегодня я предлагаю отправиться в путешествие. Но в путешествие необычное. В морское подводное царство! Да вот незадача! В какую сторону нам отправляться? Слышала я, туда следы волшебные ведут… (ходьба по пробочным дорожкам и дорожке со следами).

Выполняется пассивный массаж стоп.

Физрук – Давайте посмотрим влево-вправо, там и там берега не видно. Вот какое огромное море! (построение у «волшебных уголков»). На море часто дует ветер. Как ветер дует? (машем руками в лицо легко, сильнее). А на море от ветра бывают волны. Покажите руками, какие волны? Теперь ветер дует сильнее…и волны сильнее. Ветер сильный – и волны большие. Волны то нахлынут на берег, то отойдут обратно (махи руками). Смотрите, в море – дельфины! Как здорово они ныряют! Покажите: сложим ладони перед собой и будем изображать дельфинов!

Выполняются упражнения на коррекцию осанки (игровой стретчинг).

А под водой они плавают очень быстро! Как волны разбушевались, играем в игру «Море волнуется»! А теперь – окунемся! Вода прохладная! Чтобы постепенно привыкнуть, сначала наклонимся, побрызгаем себе на ножки, ручки, друг на друга.

Психогимнастика «Холодная вода».

– Ух, холодно! Присядем  в воду, встанем. Привыкли к воде? Дельфины зовут нас в воду. Тогда ложимся и плывем! Голову держим высоко над водой, чтобы не попала в рот, работаем сначала ногами, руками, теперь вместе ногами и руками! Устали! Перевернемся на спинку, полежим. Руки и ноги – в стороны, расслабились. Вы лежите на воде, но она вас крепко держит, не бойтесь. Волны вас мягко качают, как будто убаюкивают.

Релаксация «На волнах».

Физрук – Встаем! Тревога! На горизонте ясно виден черный плавник. Акула!!! Делаем глубокий вдох, зажимаем нос рукой и ныряем (присесть на корточки с задержкой дыхания).

Упражнение с задержкой дыхания «Акула».

Выпускаем воздух. Мы на дне морском. Нам пора познакомиться с морскими жителями. Впереди я вижу Морскую звезду, да не одну, а с двумя малютками (дети ложатся на пол, расставив в стороны руки и ноги, переворачиваются с боку на бок). Руками трогать их нельзя, но можно пощупать ножками (сидя на стульях, дети ощупывают узелковые игрушки – пассивный массаж стоп). А теперь познакомьтесь с Черепахой, долгожительницей моря – тетей-Мотей. (Поза черепахи – сидя по-турецки, поднять прямые руки со сложенными ладонями вверх и наклониться максимально вперед, прижав к полу голову и ладони ребрами).

Выполняется упражнение детской йоги «Черепаха».

Живет спокойно, не спешит,               Дети ходят на коленях, руки за голову,
На всякий случай носит щит.              Стараясь держать корпус прямо.
Под ним, не зная страха,
Гуляет черепаха.                                   
Черепаха, не скучая,                              Сидя на пятках, руки на поясе,
Час сидит за чашкой чая.

Физрук – Можете ощупать ногами замысловатый узор на ее панцире (пассивный массаж стоп). А это Улитка – Ульяна, или просто Уля, ее подружка («Коробочка»).

Выполняется упражнение детской йоги «Коробочка».

Тоже носит домик на себе, узор тоже очень хорош, на черепаший не похож! Попробуйте ножками! (пассивный массаж стоп) (рисунок 21).

По «Морским камушкам» идем,
До Морской змейки мы дойдем!
Ты на змейку становись,
Да за друга не держись!

А теперь будем так играть: пока будет музыка звучать – ходим вокруг змейки, остановится – сразу встаньте на змейку двумя ногами («Быстрая змейка»).

Пассивный массаж стоп чередуется с подвижной игрой.

Физрук – Есть в подводном царстве школа, а главный учитель там – Царь Нептун!

Осьминожки-малыши, любят школу от души,
По Морязбуке иди, буквы знакомые найди!

(Ходьба по дорожке «АБВГДейка», пассивный массаж стоп).

Физрук – Ребята, а здесь что-то случилось! А, все ясно. Маленькие головастики выпрыгнули из икринок. Теперь они могут погибнуть. Надо вернуть их домой, в икринки (дети сидя, захватывая головастиков ногами, рассаживают их по икринкам на дорожке «Веселая полянка»).

Физрук – Возвращаться нам пора. Напоследок поиграем, детвора? «Морские пятнашки» – чтоб не поймали – присесть на корточки на носки, руки к плечам, спина прямая и притвориться кораллом.

Подвижная коррекционная игра «Морские пятнашки» (на профилактику плоскостопия и становление правильной осанки»).

Физрук – Ребята, а у меня есть для вас сюрприз! Сегодня в гости к вам пришли морские жители (массажеры для тела в морской тематике – морская звезда, черепаха, дельфин, и т.д.). Будем с ними весело играть: ручки, ножки, спинки растирать!

Выполняется самомассаж при помощи массажеров для тела.



Конспекты занятий в детском саду:
Занятия по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству Дагестана . Детский сад 82
Искусство танца — средство воспитания и развития ребенка . Детский сад 82
Занятие по теме "Образование числа 7, соотнесение числа с цифрой. Понятие «Неделя»" . Детский сад 82
Пособие "Я хочу играть". Комплекс уроков игры на фортепиано . Детский сад 82
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики . Детский сад 82
Программа профилактики тревожности у детей 4–6 лет "Не бойся, я с тобой!" . Детский сад 82

Распечатать Рефлексотерапия. Метод акупрессуры в использовании нестандартного оборудования (практическое занятие "В морском царстве") . Детский сад 82
Поделится ссылкой Рефлексотерапия. Метод акупрессуры в использовании нестандартного оборудования (практическое занятие "В морском царстве") . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Рефлексотерапия. Метод акупрессуры в использовании нестандартного оборудования (практическое занятие "В морском царстве") . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru