Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Ритмодекламация как одно из эффективных средств развития чувства ритма у студентов — будущих воспитателей,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Петровская Светлана Ливьевна
    Конспект занятий в детском саду
    Ритмодекламация как одно из эффективных средств развития чувства ритма у студентов — будущих воспитателей
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Музыкальные способности у всех людей проявляются по-разному: у одних они более выражены, у других - менее. Можно привести достаточно много причин данного явления и одна из них основополагающая, по нашему мнению, конкретизирована О.П. Радыновой- часто педагоги недооценивают для их становления дошкольный возраст и в практике дошкольных учреждений работа по развитию музыкальных способностей детей осуществляется только музыкальным руководителем через Музыкальные занятия. Но в любом деле важна система, и исправить сложившееся положение можно, если с раннего возраста рядом с ребенком будет находиться не только грамотный музыкальный руководитель, но и воспитатель со сформированными музыкальными способностями, любящий и понимающий музыку.

    Учитывая данные основания в педагогическом колледже для студентов, обучающихся по специальности “Дошкольное образование”, в комплексе создаются условия по их подготовке к реализации задач музыкально-эстетического воспитания детей и для развития их собственной музыкальности.

    Мы пришли к убеждению, что одним из важных и доступных факторов музыкального развития будущих воспитателей, не имеющих начальной музыкальной подготовки, является ритмодекламация. Для студентов речевые упражнения важны, прежде всего, потому что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым, а второй - основа слуха музыкального. После освоения ритмодекламации для них становятся доступными почти все средства музыкальной выразительности, практического использования в речевых упражнениях.

    По отношению к музыке ритмодекламация означает, прежде всего, ритмическую тренировку. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается естественно и “извлекается” без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных ostinato. Базой для речевых упражнений, ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички и т.д. Также мы успешно используем стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др.

    Ритмодекламация - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация - это словесно-фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанной с быстротой реакции, активностью восприятия. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит “звучащим жестам”. Но не менее интересны они в сопровождении шумовых и звуковысотных ударных.

    Главный признак успешного обучения – это непременное присутствие творческого начала на занятиях. Чтобы требовать от студентов творчества, необходимо постоянно давать им возможность ощутить, увидеть образец творческого осмысления наяву. При знакомстве с детскими музыкальными инструментами свободное экспериментирование с отдельными слогами, звуками переходит в составление партитур, преобразуясь в дальнейшем в “законченное музыкальное произведение”. Вслушиваясь в созданную композицию, студенты учатся анализировать свой музыкально-слуховой опыт. Творческое музицирование – это музыкальное занятие с “акцентом на собственную деятельность” (Л.С.Выготский).

    Творческое музицирование представляется той продуктивной художественной деятельностью, которая позволяет студентам раскрыть свои внутренние силы и возможности, способствует их личностному и профессиональному становлению.

    Используемая нами технология развития чувства ритма у студентов средствами ритмодекламации включает в себя ряд этапов:

    1. Прослушивание музыкальных произведений для развития способности студентов слышать и ощущать метрическую пульсацию музыки различного характера и темпа;
    2. Чтение четверостиший, прибауток с выделением ударных слогов для тренировки осознанного выделения на слух сильной и слабой доли;
    3. Исполнение базисной партитуры, предложенной преподавателем с выделением сильной доли на фоне метрического пульса;
    4. Исполнение и запись метрических эталонов;
    5. Графическая работа на доске для знакомства с ритмической нотацией, предполагающая использование различных способов моделирования ритма (графического, слогового, двигательного);
    6. Проговаривание и исполнение простейших ритмов со слоговой поддержкой, с аккомпанементом из звучащих жестов, шумовых инструментов (тексты для ритмодекламации подбирают сами студенты).

    Конспект занятия по теме “Ритмодекламация”, раздел “Метроритм” в рамках дисциплины “Музыка” для специальности “Дошкольное образование”

    Цели:

    • познакомить студентов с ритмодекламацией как способом моделирования ритма;
    • формировать умение слышать, воспроизводить и записывать ритмический рисунок стихотворного текста;
    • развивать чувство ритма, координацию между слухом, жестом и голосом, музыкальную память;
    • обеспечить воспитание творческого подхода к будущей профессиональной деятельности.

    Ход занятия

    1. Вступительное слово преподавателя. Речевое упражнение как мостик к интуитивному пониманию выразительных возможностей ритмодекламации.

    - Для каждого из вас музыка – это новая, непривычная сфера деятельности и самореализации в жизни и в будущей профессии. У каждого свой опыт общения с музыкой, свой уровень сформированности музыкальных способностей. И поэтому так важно нам сегодня почувствовать, что Вы можете сделать для своего развития, для музыкального развития своих будущих воспитанников. Сегодня мы будем с вами учиться слышать, исполнять и записывать ритмический рисунок стихотворного текста. Эта работа позволит нам научиться по новому слушать музыку, чувствовать ее ритмическую пульсацию, разбираться в музыкальных жанрах, формах. В дальнейшем Вы сможете самостоятельно составлять различные варианты ритмического сопровождения физкультурных занятий, подвижных игр.

    . Актуализация знаний студентов о метроритме. Выполнение упражнений на его восприятие и воспроизведение.

    - Давайте вспомним все известные составляющие метроритма, которые сегодня помогут в работе.

    Студенты дают определение таким понятиям как “метр”, “ритм”, “размер”, “такт”, “сильная доля”, “слабая доля”, перечисляют различные музыкальные размеры и дают им характеристику. После этого предлагается упражнение на восприятие различных музыкальных размеров: преподаватель проигрывает 5 фрагментов музыкальных произведений, написанных в различных размерах. Студенты записывают результаты, затем вслух анализируют, аргументируют свое мнение, и выставляют себе отметку по принципу “одно произведение – один правильный ответ – один балл”.

    Студентам предлагается с помощью звучащих жестов (хлопков, шлепков, притопов) исполнить ритмические эталоны, характерные для простых музыкальных размеров:

    3. Практическая ритмодекламация с моделированием ритмического рисунка в графическом изображении.

    - Мы подошли к основному этапу нашей работы – ритмодекламации. Что обозначает этот термин?

    Преподаватель подводит студентов к определению термина “ритмодекламация”. Ритм – это равномерное чередование длинных и коротких звуков. Декламация – это выразительное чтение, произнесение текста. И, соответственно, ритмодекламация – это выразительное чтение, произнесение текста, сопровождаемое воспроизведением ритмического рисунка. Затем студенты вместе с преподавателем декламируют предложенное стихотворение, помогая себе звучащими жестами воспроизводить сильные и слабые доли, акценты, метрическую пульсацию. Далее студентам предлагается с помощью нотной записи изобразить ритмический рисунок стихотворения.

    На доске преподаватель приводит схему последовательности этапов работы:

    • Определение сильной и слабой доли, ударения;
    • Определение размера;
    • Определение количества нот в каждом такте;
    • Запись ритмического рисунка.

    4. Выполнение творческого задания на сочинение ритмического аккомпанемента к образцам детского потешного фольклора.

    1 вид задания: студентам предлагаются карточки с текстами детских стихотворений, потешек, прибауток (трех уровней сложности, по сложности ритмического рисунка, размера и т.д.), выбрав которые они самостоятельно записывают ритмический рисунок, а также варианты сопровождения для шумового оркестра.

    2 вид задания: студенты в подгруппах ( 5-6 человек) анализируют подготовленные композиции, отбирают лучшие, по их мнению, варианты решения ритмического и инструментального сопровождения и аргументируют студентам - авторам свою позицию. Вносят свои коррективы в анализируемые варианты ритмического сопровождения. По итогам каждая подгруппа исполняет лучший, по их мнению, вариант с использованием звучащих жестов и шумовых инструментов.

    5. Закрепление изученных знаний и рефлексия

    1. Тест по оценке уровня понимания учебного материала:

    Выберите правильные ответы:

    Ритм – это

    1. равномерное чередование длинных и коротких звуков
    2. средство музыкальной выразительности
    3. чередование высоких и низких звуков.

    Музыкальный размер определяет размер:

    1. одной ноты
    2. одного слова
    3. одного такта

    Такт начинается с:

    1. длинной ноты
    2. паузы
    3. сильной доли
    4. слабой доли

    Ритмодекламация – это:

    1. пение с аккомпанементом
    2. декламирование стихов под музыку
    3. декламирование стихотворного текста с ритмическим сопровождением.

    2. Рефлексивное упражнение: ощутив однажды радость созидания, каждый из нас начинает испытывать потребность в творческой деятельности, стремиться к ней, что, несомненно, важно для Вас как будущих педагогов, ведь именно Вы должны будете раскрыть мир творчества перед своими будущими воспитанниками. Давайте проанализируем, какую роль в Вашем профессиональном становлении может сыграть ритмодекламация (представление позиций студентов.

    Приложение

    Литература.

    1. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. / Сб. статей под ред. Л.Баренбойма. – М., 1978.
    2. Т.Э.Тютюнникова. Элементарное музицирование с дошкольниками. – М., 1999.
    3. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Акадел 2000.


    Конспекты занятий в детском саду:
    Конспект подгруппового занятия в старшей группе детей с ОНР "Автоматизация звука "Ш" . Детский сад 82
    "Лучше папы друга нет". Сценарий спортивного праздника для детей подготовительной группы . Детский сад 82
    Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря . Детский сад 82
    Здоровьесберегающая инфраструктура дошкольного образовательного учреждения . Детский сад 82
    Обучение иностранному языку дошкольников . Детский сад 82
    Обучение детей старшего возраста с общим недоразвитием речи, составлению описательных рассказов с использованием моделей и схем . Детский сад 82


    Распечатать Ритмодекламация как одно из эффективных средств развития чувства ритма у студентов — будущих воспитателей . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Ритмодекламация как одно из эффективных средств развития чувства ритма у студентов — будущих воспитателей . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Ритмодекламация как одно из эффективных средств развития чувства ритма у студентов — будущих воспитателей . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru